Систасис-катастасис.
Сердце есть священная чаша, заключающая в себе самое чистое, совершенное и светлое, обернутое в тройное покрывало. Есть «храм Божий» и обитель и в нем алтарь, в котором возжигается огонь служения. В сердце человек соприкасается с бесконечностью, свободою, вечностью и бессмертием. Поэтому сердце отвергает ограниченный человеческий разум и расчеты. Сердце - единственный в человеке трансцендентный орган, в котором релятивное соприкасается с Абсолютным, конечное с бесконечным, имманентное с трансцендентным, экзистенциальное с оптическим, субстанция с божественной Метусией (Сверхсубстанцией), есть место трансцендентальной реализации Божественной Троицы. То, что считается в новой философии неразрешимым и непостижимым, осуществляется чудесным образом в сердце. Жизнь есть чудо в сердце, но люди так свыклись с этим чудом, что не замечают его и потому отрицают чудо. В сердце - scintilla conscientiae, моральный неписанный закон, центр «синдерезиса» 328, примарного морального сознания, дающего чувство греха, искра практического разума (Альберт Великий и Гоклен), со склонностью его к добру (Дуне Скотт), здесь Habitus intellectualis, lex intellectualis (Бонавентура). Сердце вмещает в себе все бытие в его обоих аспектах: рай и ад, Царство и Бездну, славу и порок, алтарь храма и притон чудовищ греха и разврата, всю радость и ужас бытия. Сердце есть место встречи Бога и человека, человека и Космоса, ангелов и демонов, добра и зла, истины и лжи, света и мрака, красоты и уродства, огня и холода; место соприкосновения животной и божественной природы, видимого и невидимого, чувственно-материального и духовно-интеллигибельного, идеи и вещи; средоточие бытия и не-бытия, откровения и угасания, обновления и тления, рождения и смерти. Здесь - тонкая перегородка между раем и адом, но смешение их невозможно.
В сердце - весы доброго и злого, отсюда или восхождение, или падение в преисподнюю. Сердце раздирается на части этими противоборствующими силами, из коих одни влекут к спасению, а другие - к его гибели. Трагические антитезы, вся трагедия человечества заключена в индивидуальном человеческом сердце, вмещающем в себе всю историю мира и человека, и все их будущее, а индивидуальная душа человека содержит в себе всю коллективную душу человечества.
Человек призван принять участие в битве добра и зла, света и мрака в своем сердце. В сердце такой сложный и противоречивый клубок, распутать который человек своими силами не может. Гордиев узел Мира-Человека, Макро-микрокосмоса, распутал Сам Логос-Христос, а с Ним пришло и полное разоблачение и квалификация зла, его различение и разграничение.
Слияние всех индивидуальных сердец в одно сердце, в один дух, в одну душу и в одно тело, в одну Церковь - такова задача религии Логоса, с объединением всего божественного, космического и человеческого.
Древний мир хотел познать Бога умом-софией и «древняя мудрость» стала заблуждением и безумием. Христос принес Софию через веру и любовь и мир-человек вновь увидел Бога, в своем сердце.
Никита Отшельник говорит:
«В сердце Бог является уму сначала, как огонь, очищающий любителя своего, а потом, как свет, просвещающий ум и боговидным его соделывающий» (Доброт. 5, 262).
«Изображение Христа» в сердце, рост «плода Духа» и явление Отца - финальные акты.
Апокатастасис (восстановление) впервые в христианстве получил реальные очертания и осуществляется в сердце и через сердце.
ФАНТАЗИЯ
Фантазии уделяется много внимания в др.-церк. антропологии, главным обгазом в ее отрицательном аспекте, поэтому детальный анализ фантазии необходим для дальнейшего изложения. Современная наука психологии еще не может дать цельного и точно-разрабратанного учения о фантазии, так как не знает ничего о природе фантазии. Смешивают фантазию с умом и чувством, а деятельность творческой, продуктивной фантазии - с мышлением и интуицией. В древней философии и в др.-церк. антропологии утвердилась низкая оценка фантазии, рассматриваемой как деятельность неразумной души.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1167;