Духовные чувства сердца.
Феофан Тамб., учение которого о чувствах сердца мы уже приводили, переходит к анализу высших, духовных чувств сердца:
«Духовные чувства суть те изменения в сердце, кои: происходят от воздействия или созерцания предметов из духовного мира. Совокупность их можно назвать чувствами религиозными. Вера есть чувство, от которого изливаются в сердце другие духовные чувства: ощущение благости, правосудия, могущества, промышления, страх (Божий), благоговение, преданность, надежда, любовь. Нет веры - нет и этих, чувств» (Начерт. христ. нрав., 307).
Феофан переходит затем к рассмотрению теоретических, практических и эстетических чувств (по аристотелевскому делению) в их отношении к сердцу, поскольку «происходят они от воздействия рассудка и воли, или суть следствия вращения сердца в самом себе, или в своей области».
Теоретические чувства по Феофану рождаются из отношения сердца к познаваемым истинам, и из них главное чувство - чувство истины. Сюда же относятся различные степени убеждения и неубеждения: уверенность, сомнение, вероятие, неверие, отрицание, недоумение и др. Чувство истины, способность сердцем узнавать истинный порядок вещей, свойственно природе человека, но у одних заглушено, у других оживает.
Практические чувства суть движения сердца, стоящие в связи с деятельностью воли и то возбуждают ее, то следуют за нею. Сюда относятся чувство самости (эгоизма) и разного рода расположения к людям, добрые и злые: уважение, соревнование, сожаление, признательность, дружба, или вражда зависть ненависть злорадство, месть, осуждение, презрение и т. д. Эстетические чувства, по Феофану, суть те движения сердца, которые происходят в нем от действия особого рода предметов, называемых изящными. Здесь сердце наслаждается предметом, потому что он сам по себе хорош, без отношений к личным нашим интересам. Чувство изящного есть воспоминание о потерянном рае или предощущение будущего небесного царства. Главным содержанием изящного должны быть предметы из мира духовного. Им должна, конечно, соответствовать и внешняя форма, (т. ж. 308-313).
Активность сердца.
Активность сердца, как господствующего органа, заключается в переработке всего материала восприятий и воздействий окружающего мира, и видоизменении, отражении, комбинировании и синтезе. В сердце происходит трансформация воспринятых извне космических, сидерических и теллурических токов, энергий, вибраций и колебаний, с отложением и хранением их, ассимиляцией, фильтрацией и отбрасыванием всего чуждого, неусвоенного и непереработанного. В сердце происходит утончение токов и энергий, и сердце становится источником тонких энергий, свойственных только человеку. Сердце человека становится солнцем не только человека, но и для всего органического мира. Сердце - конденсатор энергий и воздействий обоих миров, видимого и невидимого. Эта деятельность сердца протекает подсознательно, то-есть вне мозгового сознания, но сознательно для самого сердца, имеющего свое сознание. Можно сделать достоянием головного сознания это сознание сердца, можно объединить деятельность обоих сознании - и в этом одна из задач умной медитации. От правильного обмена между подсознанием и сознанием, или между обоими сознаниями, зависит духовно-душевно-телесное здоровье человека. Чистое и добродетельное сердце отбрасывает и нейтрализует все злые и вредные внешние воздействия и является надежною защитою всей тримерии. В катастатической пассивности сердца нарушается работа утончения, ассимиляции, трансформации, и отбрасывания. Напротив, пассивное сердце широко открывает двери всем воздействиям, так как оно потеряло способность духовного различения доброго и злого, истины и лжи, и тогда эти нарушения могут лечь в основу невро- и психопатологии.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1037;