Рецептивность сердца.

Сердце - универсальный рецептор. Все специальные рецепторы тела в виде органов чувств суть лишь разветвления общего внутреннего чувства сердца. Всякое восприятие совершается при глубинном, незаметном участии сердца. Более тонкое восприятие объектов невидимого мира совершается через внутреннее чувство. Тонкая рецептивность сердца в отношении к духовному и божественному подсознанию подвержена значительным колебаниям и зависит от степени духовного развития и культуры сердца. В аскезе тонкая рецептивность сердца повышается, в плотской, чувственной жизни она понижается. По рецептивности сердца можно судить о духовности, но духовность духовности рознь, так как различны источники духовности. Духовность религиозная аскета отличается от духовности йога. О пробуждении тонкой рецептивности сердца в молитве говорит Исаак:

«Когда во внешних членах прекратятся внешний мятеж и развлечение по внешности, тогда ум от парения возвращается в себя, и упокоевается в себе, а сердце пробуждается к исследованию внутренних душевных мыслей» (Сл. 21, 99).

Исаак говорит о «высоких и тонких умопредставлениях, возникающих в душе, когда она освободится от плена страстей, соберет себя воедино и очистится (Сл. 76, 367). Дальше он говорит о «глубоких и таинственных понятиях, какие ум постигает при пособии божественных словес. И внутренние движения, происходящие в душе» (т. ж. 368). Еще дальше он говорит о «тонких умопредставляемых божественных откровениях» (Сл. 81, 389). Эти понятия и умопредставления Исаак называет в других местах «внутренними мыслями» или «тонкими помыслами», возникающими при просветлении (Сл. 49, 221). Какие же это понятия и умопредставления? Следующие слова Исаака проливают яркий свет в эту загадочную область:

«Пришел ли ум в сознание понятий совершенно нетелесных, или весь он движется в вещественном» (Сл. 2, 23).

Это - понятия нетелесные, то-есть духовные, в отличие от телесных понятий, то-есть продуктов физического ума, материального интеллекта. Исаак ставит здесь проблему вещественного и невещественного мышления. Он говорит о «духовном чувстве, имеющем созерцательную силу» (Сл. 43, 86). Мистическое блаженство и радость приемлются духовным чувством (Сл. 64, 242); говорит о «внутренних чувствах, пробуждаемых для духовного делания» (Сл. 28, 135). Тайны сего и будущего века воспринимаются духовным чувством (Сл. 21, 111). Сердце, по Исааку, имеет «ощущение духовного и созерцание будущего века», имеет и «свое сознание» (Сл. 38, 167). Исаак является главным основоположником тонкой гносеологии духа в др.-церк. антропологии и его учение о духовных ощущениях, представлениях, чувствах и понятиях, проливает свет в таинственную и загадочную область тех познавательных процессов, которые протекают вне физического головного аппарата мысли.

Тонкая рецептивность сердца достигает своей вершины в теопневстии. Исаак говорит о «мысленных движениях в сердце, бывающих от Бога» (Сл. 9, 55). Об ощущении внутреннего Логоса он говорит:

«Я же, крестившийся Духом Святым, и исполненный благодати, хочу внутрь себя принять ощущение живущего во мне Христа» (Сл. 55, 267).

Ощущение духовных импульсов, идущих от внутреннего Логоса и Духа Св., живущих в сердце, составляет главное содержание др.-церк. мистики.








Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 607;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.