Высшие и низшие чувства
В психологическом словаре читаем: «Высшие чувства заключают в себе все богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности: нравственные чувства (отношение к социальным учреждениям, к государству, к определенному классу, партии, к другим людям, самому себе); познавательные или интеллектуальные чувства их предметом является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат; практические чувства, связанные с деятельностью (труд, учение, спорт и др.); эстетические чувства, предполагающие осознанную или неосознанную способность при восприятии явлений окружающего мира руководствоваться понятиями прекрасного. Интеллектуальные, практические, эстетические чувства возникают в единстве с нравственными чувствами и обогащаются в связи с ними. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные, например, любовь к ребенку, произведению искусства, обобщенные (чувства к детям вообще, к музыке) и абстрактные (чувства справедливости, трагического)».
К высшим чувствам относят переживания человека, наполненные каким-то особым возвышенным смыслом. Переживания высшего смысла в отношении к событию или явлению, которые выводит человека за рамки удовлетворения материальных потребностей собственной эгоистической природы. Переживание высших чувств скоре всего не будет иметь никакого материального предмета. Например, переживание несправедливого, подлого поступка одного человека по отношению к другому. Это чувство можно назвать состраданием, сопереживанием. Принятие внутреннего душевного участия в судьбе другого человека это и есть выход за грань своей личности. Испытывание острой боли от несчастного случая произошедшего с другим человеком. Мука от невозможности изменить окружающий мир, наполненный страданием. Все это есть нравственные чувства и они являются высшими чувствами.
Но кто же внутри нас чувствует, переживает эти чувства? Наше «я». На вопрос о том, что же такое «я» есть много ответов. Вот одна из версий: у человека есть высшая и низшая природа; высшая природа – высшее «Я» пытается преобразовывать низшую природу и в этом есть смысл развития человека, его эволюционное развитие; низшая природа сопротивляется, потому что меняться очень трудно. Если человек идет на поводу низших чувств гнева, ревности, зависти и т.д. то он не развивается, а наоборот деградирует. Если же человек пытается в жизни руководствоваться высшими ценностями, например, пытается всех любить, слушает свою совесть, пытается делать добро, помогать людям и т.п., то он развивается и эволюционирует.
Несомненно, нравственные чувства являются основой жизни любого человека. Невозможно развиваться в рамках какой-либо одной сферы высших чувств, а другими пренебрегать или проявлять абсолютно регрессионные качества своей личности. В итоге окажется, что и в этой одной сфере, которую принимает и развивает человек, он окажется не дееспособным. Так, например, талантливый художник, тонко чувствующий красоту, но при этом ненавидящий людей. В конце концов, ненависть, рожденная в его душе, вероятнее всего, съест весь его талант.
В настоящее время учеными уже доказано, что даже на физическом уровне – биологическом теле человека проявляется модальность чувств. Чувства радости, доброжелательного отношения к окружающему миру очищает кровь. А чувства ненависти, раздражения, гнева рождает патологические физические и биологические образования различного рода.
Духовные чувства
Взаимодействие человека с Высшими мирами и с Богом происходит посредством духа человека, самой тонко устроенной субстанцией человеческого существа. В зависимости от качества настроенности человека на свой дух и осуществляется чувствование жизни духа и степень реализации, раскрытия, развития духа на земле.
Существует мнение, что дух человека – это основа человеческого существа. Он является продолжением Бога в человеческом существе, аналогично, как дети являются продолжением родителей на Земле. Божественность человеческого духа с этой точки зрения является логически правильной. И утверждение о том, что дух человека может все и знает все не кажется абсурдной. Таким образом человек в духе своем является совершенством и стремление человека к совершенству это только желание вспомнить свое совершенство, пробудить память своего духа и раскрыть все, что есть в духе. Земные же условия, различные события в которых оказывается человек необходимы для пробуждения всего духовного багажа.
А. Меркулов
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1488;