Фантазия и интуиция.
В современной психологии прочно утвердилось понятие продуктивного воображения или творческой фантазии. Научные открытия, технические изобретения, философские идеи, поэтические и художественные образы, приписываются деятельности творческой фантазии. Смешение фантазии с интуицией особенно заметно у Рибо в его книге о «Творческой фантазии». Повод к смешению подает тот факт, что и интуиция и фантазия требуют интеллектуального усилия, концентрации и интенции ума. И интуиция и фантазия подсознательны и подчинены законам логики. Продукты интуитивного и имагинативного творчества достигают сознания и как-бы запечатлеваются в нем. Область художественного творчества, как творческо-образного, лучше отнести к творческой фантазии, а область научно-философского и технического творчества - к интуиции. Интуиция и фантазия светят не обычным светом сознания, а иным светом, и момент соединения обоих светов знаменует переход из подсознания в сознание. Это - всегда озарение, обогащение света сознания. Выражения «металогизм» и «гиперлогизм» в отношении к творческой фантазии и интуиции мало говорят о природе этих процессов. И фантазия, и интуиция, черпают из глубины сознания, но сферы или слои подсознания в обоих процессах иные. Интенция интровертированного и концентрированного ума в интуиции достигает до чувства духа, давая общий мысле-чувственный интуитивный продукт. Интенция концентрированного ума в фантазии достигает до внутреннего чувства души, - отсюда художественная образность. Точное разграничение интуиции и фантазии невозможно, так-как катастатическое смешение духовно-душевных функций и сил не допускает чистоты функций и процессов.
Сон и сновидения.
Воображение и вообще репродуктивная деятельность получают полный простор и свободу во сне, когда нет контроля и торможения ума. Сновидные состояния днем, галлюцинации, бред слабоумных, составляют патологию воображения. Майер 359 говорит о состоянии сумеречности и сновидности, когда «репродуктивная способность, нестестняемая ничем, идет своим путем, и ряды следуют за рядами, образы за образами. Это - не воспоминания, а продукты репродукции, творения фантастического представления в тесном смысле». Начинается голая игра представлении, несдерживаемая умом.
Галлюцинации.
Галлюцинации были известны древним и назывались фантазмами. Немезий говорит о фантазмах у меланхоликов и считает их органами передние желудочки мозга (Патр. М. т. 40, 632). Галлюцинация есть патологическое представление, свидетельствующее о нарушении репродуктивной деятельности в карте души tabula, или в зеркале воображения, по Элифасу Леви.
Патология воображений тесно связана с патологией неразумной души вообще. Это - уклон к чрезмерности, неуравновешенности, неурегулированности, как признак автономности неразумной души. Если в отношении неразумной души говорится о гиперэмотивности и гипераффективности, то в отношении к воображению можно говорить о гиперимагинативности. Вопрос об отношении фантазии к действительности получил разработку в капитальных трудах Paul Haberlin и Heinrich Maier.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1799;