Безфантастическая медитация.
Др.-церк. медитация свободна от интенции всех видов воображения-фантазии, как воспроизведения чувственного. Фантазия изгнана полностью из умной медитации, как вспомогательная сила. Фантазия есть враг духовности и ведет к извращению и низведению духовного. Внешняя чувственность, фантазия и гедонизм эмпатического ума лежат в основе космофилического опьянения миром, а аскеза Логоса ставит своею задачей трезвение 376, с устремлением к имманентной и трансцендентной реальности Сущего. Аскеты говорят:
«Нужно, чтобы владычественное в нас (ум) не сливался с негодными и блуждающими образами» (Григорий Богослов, Твор., Сл. 27).
«Нужно очистить ум от всякой чувственной фантазии» (Максим Исповедник, Патр. М. т. 90/1, 1273).
«Кто болеет фантастическим духом, пусть не требует ясности, но должен очиститься» (Синезий, Патр. М. т. 66, de insomniis).
Лживый аспект фантазии не требует пояснения, приводим только характеристику фантазии Никодима Агиорита 377.
«Фантазия не только отпечатлевает образы, но сама создает другие путем прибавления, изменения и отнятия, создает несуществующее».
Фантазия является энграфирующим фактором:
«Воображение помрачает ум и душу, так как всякий помысл входит в сердце через воображение чего-либо чувственного» (Исихий, по Каллисту, Добр, б, 414).
Идеалом христианской жизни является ум, в котором «совершенное без-образие и без-мечтание» (Нил Синайский, по Каллисту, Добр. 5, 417).
Каллист приводит мнение Василия Великого об отношении фантазии к истине:
«Воображения и мысленные построения, как стеною окружают помраченную душу, так что она силы не имеет чисто взирать на истину, но все еще держится зерцала и гадания» (Добр. 5, 414).
Печатлеющее созерцание вовсе неуместно в отношении к Богу, по Евагрию Понтийскому (по Каллисту, Добр, 5, 415).
И внешние чувства фантазия делает эмпатичными, не точно отражающими действительность. «Чистый разум» в смысле Канта не в силах внести корректив в деятельность этой извращенной внешней и внутренней чувственности. Человеческая мысль с древнейших времен пришла к убеждению, что внешние чувства дают неточную картину мира. Из этого убеждения вышли: скептицизм, субъективный идеализм, антропоцентризм, нигилизм и т. д., как на Востоке, так и на Западе. Когда человеческий ум покидает почву голого логизирования a la Кант и устремляется к созерцанию, фантазия вновь приходит на помощь концентрированному интеллекту в его созерцательной деятельности. Спекулятивная концентрация не знает катарсиса интеллекта и охотно пользуется силою фантазии. Получается, по Исааку, Каллисту Катафигиоту и др., смешаное созерцание и знание, в котором нельзя отличить реальное от фантастического. Имагинативное созерцание Санкарачария и Капилы ничего не прибавляет к голой рефлексии Юма-Канта. Отсюда - культурно-исторический факт огромной важности, универсальный человеческий документ: полное совпадение взглядов восточной и западной философии, спекулятивного созерцания Востока и дискурсивного мышления Запада, как: прямое следствие отрыва западной мысли от христианской почвы. Элемент нереальности во «внутреннем знании» и «внутреннем откровении» в спекулятивном созерцании также силен, как и в критической философии.
Разрыв завесы в Иерусалимском храме в ночь Страстей Христовых равнозначен разрыву покрывала Майи, хотя имеет и много других эсотерических смыслов. Исчез призрак «могущественного Обманщика» и явилась Сама Истина и Действительность во всей своей трансцендентальной Реальности. Христос покончил с Левиафаном фантазии, готовым пожрать последние остатки человеского разума и сознания.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 741;