Метафизика воображения.
Никому не удалось показать огромное значение фантазии - воображения в духовной жизни человека, так, как это удалось Фихте в его «Наукословии» и здесь он - целиком на почве спекулятивной мистики и индо-европейской, западно-восточной философии и психологии. Для Канта воображение есть способность аппрегензии, то-есть способность образования представлений из ощущений. Для Фихте - это способность восприятия вообще и универсальная способность миротворения, творения Не-Я из Я, единственный путь к творению вообще. Тем самым воображение становится метафизической способностью и способностью познания вообще. Воображение лежит в основе не только философской спекуляции, но и мистического созерцания. Фихте дал теорию имагинативного йогического созерцания и сделал это лучше, чем древние и новые теоретики йоги. Рядом с творческой силой фантазии рассудок есть только способность удержания (фиксировании) продуктов воображения, а ум есть только способность абстракции? Интеллект в его двух формах, духовной и психической, играет только вспомогательную роль и тем самым утверждается примат воображения над всеми силами духа и души. Эта с исключительной виртуозностью развитая теория имагинативного психизма лежит в основе спекулятивной мистики и теологии, и спекулятивной метафизики. Фихте выдвинул и кардинальный факт всякого мистического и метафизического спекулятивизма вообще: необходимость рефлексии над созерцаемым объектом (в Иоге-Тарка). Объект, по Фихте, не объект в обычном смысле, а продукт субъекта, то-есть иллюзорный объект. Отсюда - субъективный идеализм или, вернее, идеал-иллюзионизм, Майя, вытеснение реального фантастическим.
В индуизме это - сфера второй ступени сознания, ночного сновидного сознания. Это не просто рефлекс 1-ой ступени сознания, дневного сознании, а «творческая сила, которая из внутреннего строительного материала Самого (Атмана) строит миры, которые при пробуждении вновь погружаются в первооснову (Urgrund) 378. В глубоком сне, на 3-ей ступени сознания, Сам возвращается в сердце. Таким образом в вопросе о роли воображения существует полное согласие точек зрения Запада и Востока. В брамано-буддийском созерцании действует именно это «мировое воображение».
ПАМЯТЬ
Память есть основная функция души, без которой жизнь вообще невозможна. Всякое состояние живой материи оставляет в ней след, а оживание этого следа есть память. Связь памяти с деятельностью ума общеизвестна. В. Вундт 379 говорит: «Понятия фантазии и разума, как и понятие памяти, обозначают неоднородные силы и способности. Память есть общее понятие». По Джемсу 380 память есть знание о минувшем душевном состоянии после того, как оно перестало непосредственно сознаваться нами, или знание о событии или факте, о котором в данную минуту мы не думаем, и которое сверх того сознается нами теперь, как явление, имевшее место в нашем прошлом. Это - копия, оживание в сознании образа минувшего явления. Процесс памяти, по Джемсу, заключает в себе два элемента: 1) запоминание известного факта и 2) припоминание или воспроизведение того же факта. Причиною обоих процессов служит закон приучения в нервной системе. Нервные пути, служащие для запоминания и припоминания, или воспоминания, не тожественны. Таким образом память всецело зависит от свойств нервных путей, от числа их, и от устойчивости этих путей, то-есть является, по Джемсу, функцией мозга. Припоминание есть активный процесс, совершается при помощи усилия, с направлением раздражения в тот след, который находится в подсознании в состоянии минимального раздражения, и чем свежее след, тем быстрее и легче совершается припоминание. Иногда нужно бывает повторное усилие для концентрации раздражения до известной интенсивности, способной преодолеть косность нервных путей.
По Немезию память есть особая функция души, мнемоневтикон, и есть способность запоминания и воспоминания. Ориген, по Немезию, считает, что память есть фантазия, покинутая чувством, а Платон называет память спасением чувства и мышления. Чувственное восприятие становится мнением (докса), а умственное восприятие становится мышлением (ноэзис). И мнение, и мышление оставляют отпечатки 381, и это называется помнить, вспоминать. Воспоминание означает, что было забвение. Есть воспоминание идей, понятии, Бога. Орган памяти, по Немезию, - задний желудочек мозга и мозжечок (Патр. М. т. 40, 660-661 и 664).
Следы, или энграммы, накопляются в коре головного мозга, но акт воспоминания, по Hascoyec 382, есть акт thalamus, который собирает следы явлений, помещенных в коре, напоминающей библиотеку.
Память сердца.
Др -церк. учение о памяти можно найти у Никодима Агиорита. Душа имеет карту, где записывается все, что приходит от внешних чувств. Эта карта души подобна воску (tabula rasa схоластиков и Локка) и все чувства оставляют на ней отпечатки. Фантазия также отпечатлевает на карте свои чувственные образы. Фантазия пользуется картою души для воспроизведения отпечатков чувств, своих собственных образов и для комбинации новых образов. Карта души называется еще компасом фантазии 383, так как является субстратом репродуктивной деятельности не только памяти в виде воспоминания, но и воображения (фантазии). Карта души является вместилищем всех ощущений, восприятий, представлений, понятий и фантастических образов, то-есть всего индивидуального опыта человека, внешнего и внутреннего, то-есть является универсальным органом энграфирования, органом рецептивности и чувственного созерцания. Так как др.-церк. антропология помещает карту души в сердце, то можно говорить о памяти сердца в отличии от головной памяти, единственно признаваемой современной наукой. Таким образом и здесь мы встречаем параллелизм деятельности головы и сердца: оба центра являются вместилищем энграмм. Память сердца глубже и обширнее, так как вмещает и невидимый мир, вмещает и сверхиндивидуальный опыт человечества, коллективную душу и коллективное сознание в смысле С. G. Jung. Память головная - это множественная, многообразная 384 и разнообразная память, по Каллисту и Игнатию (Патр. М. т. 147, 684), вмещающая в себе вещи дифференцированного мира, это мирская память, по Исааку (Патр. М. т. 86, 888). Сердце имеет и другую, простую Божью память.
По Галену 385 Архиген утверждал, что потеря памяти зависит от расстройства сердца. Это станет понятным, если признать сердечную память.
Страстная память.
Для естественного состояния памяти характерна та же простота и единовидность, как и для божественного ума. Это была память Божья главным содержанием коей было памятование о Боге. Но ум окачествовался, стал страстным умом, рассеялся по предметам внешнего мира, находя в этом блуждании и пристрастии наслаждение для себя, стал множественным и разнообразным. Метапоэз и метасхематизм ума и души коснулся и памяти. И память стала страстною, стала воспроизводить множественность, стала орудием чувственной фантазии. Записи и отпечатки души получили другое содержание. Григорий Синайский говорит:
«Начало помыслов и причина разделения преступлением человека единовидной и простой памяти, которая через сие потеряла и Божью память, и сделавшись из простой сложною и из единовидной разнообразною, стала губима своими собственными силами» (Добр. 5, 207).
Потеря Божьей памяти отразилась на всем строе ума и души катастического человека, и легла в основу эксцентризма, антропоцентризма, пантеизма и атеизма.
«Память движет фантазию» - говорит Григорий С., имея в виду мирскую, множественную память (Патр. М. 150, 1301). С другой стороны и фантазия движет память, сотрясает карту души, по выражению Никодима Агиорита; получается порочный круг. Память, фантазия и внешние чувства отравляют ум. Евагрий говорит:
«Память, приводя в движение то, что получила через тело, вносит образы во владычественный ум... Память воспроизводит образы и без тела (во время сна)» (Добр. 1, 647).
Он же говорит и о страстной памяти:
«О чем имеем страстную память, то прежде на деле было воспринято со страстью» (т. ж. 600).
О роли памяти в страстной деятельности говорит Максим Исп.:
«Память приносит уму помыслы, а эти - страсти, и ведут ум к приражениям» (Патр. М. 90/1, 980, 1-я сотня о любви).
В целях борьбы со страстями ум должен начать брань с чувствами, с фантазией и с памятью.
«Ум, оторвавшись от чувств, - и приведший в порядок конституцию (тела) 386, имеет брань только с памятью» (Авва Талассий, Патр. М. 91, 1452).
Падение, по Диадоху, состояло в отпадении от памяти сердца, а восстановление (апокатастасис) приходит через «заглядывание вглубь сердца с постоянною памятью Бога» (Cap. de perfect, spirit., 1919» с. 56. n. 62).
Аскеза ума заключается в хранении ума, очищении его и внедрении памяти Божией (Исаак и Диадох).
Григорий Синайский говорит о врачевании памяти:
«Врачевство первобытной памяти от этой лукавой и пагубной памяти помыслов есть возвращение ее к древней простоте. Орудие зла, преслушание, не только простую души память о добре расстроило, но и все ее силы расстроило, омрачив естественные вожделения добродетели. Врачуется же память постоянною, действием молитвы утвердившеюся памятью Божьего, в коей, страстворившись с духом, возводится она из естественного в вышеестественное состояние» (Добр. 5, 208).
Диадох говорит о значение аскезы хранения:
«Нужно хранить ум неволнуемым, чтобы он мог в текущих помышлениях различать доброе в складах памяти 387 от темного и демонического из складов природы» (т. ж., cap. 26, 28).
О значении страдания говорит Марк Подв.:
«Горестный случай ведет к памяти Божьей» (Патр. М. 65, 912).
Память Божья.
Что такое Божья память?
«Память Божья — в сердце» (Григорий Нисский, П. М. 44, 1121).
«Память Божья есть сокрушение сердца» (Марк П., П. М. т. 88, 1121).
По Григорию С. память Божья есть частое призывание имени Иисуса, то-есть непрерывная умно-сердечная молитва, умное делание (Патр. М. 150, 1303). Поэтому и Симеон Новый Богослов говорит о непрестанности Божьей памяти (Добр. Б, 269).
«От Божьей памяти - духовные наслаждений и божественные сверкания» - говорит Григорий Палама (Патр. М. 150, 814).
«Память Божья связывается с Любовью» - говорит Диадох (de perfect, spirit, cap. 32, 36).
Таким образом восстановление памяти Божьей есть мистический процесс, связанный с общим процессом метаморфоза человека, с просветлением и чувством блаженства, и является в то же время признаком очищения сердца.
«Сердце чистое есть то, которое предоставило Богу память совершенно безвидную (чистую от впечатлений), и не имеющую образов, и готово принять одни напечатления Божий, от которых оно обыкновенно делается светлым» (Добр. 1, 538).
Таково харизматическое проявление Божьей памяти. Марк говорит еще о катартическом действии, об очищении души от нечистоты (П. М. 88, 1124). Во время молитвенной концентрации ума в сердце (в умном делании) память делается, по Исааку, безвидной, безобразной, незанечатленной и простой 388 Она становится памятью божественною, «отпечатлеваясь в сердце силою креста» (Никифор Монах, Патр. М. 147, 960).
Утверждение Божьей памяти свидетельствует о метаморфозе памяти, достигаемом на вершине умной медитации. Исаак говорит: «Памятование о Боге, когда овладеет пажитью в душе, истребляет в сердце памятование о всем видимом». (Сл. 85, 397). Отсутствие памяти Божьей означает, по Исааку, что в сердце преобладает лукавая память. Память Божья обладает тауматургической (чудотворною) силою:
«Кто, при памятовании о Боге, уважает всякого человека, тот, по мановению Божью втайне, обретает себе помощь у всякого человека» (Исаак, Сл. 85, 396).
Память Божья обладает катартическим действием на душу и, по Марку удаляет из души все нечистое и нездоровое (Комм, к Иоанну Леств., Патр. М. 88, 1124). Григорий Син. говорит о «божественной единовидной памяти» и возвращение человека к этой первоначальной памяти означает исцеление души от последствий греха (Патр. М. 150, 1256).
Диадох говорит о других особенностях Божьей памяти, о ее связи, с одной стороны с внутренним словом, когда память Божья «становится горячею» (De perf. spirit. 11, 12-14), с другой стороны - с Любовью (т. ж. 32, 36). Таким образом, выходя из латентного состояния, память Божья обладает огнетворным и агапическим действием на всю тримерию.
Марк говорит о значении Божьей памяти для знания:
«Без нее истинное знание невозможно» (Патр М. 65, § 148, 925, de lege spirit.).
Таким образом в сфере памяти человек является причастником божественных свойств, но божественный мнемизм в нем вытеснен катастатическим мирским и антропическим мнемизмом.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 891;