Вселение трансцендентного Логоса.
Когда голос внутреннего Логоса иссяк и в древнем Израиле, тогда пришел на землю Сам ипостасный надмирный Логос Иисус Христос, и голос Его раздался не из темной глубины катастатического человеческого сердца, а из Божественного Сердца, и на смену древнему, угасающему христизму-логоизму, с его неполным откровением и неполным гнозисом, пришло христианство с вселением в сердце крещаемого Христа и Духа Св. Факт равенства всех людей в Логосе не противоречит другому основному факту: исключительности положения христианина среди всех других людей - не христиан. Христианин вмещает в себе и трансцендентного Логоса, который вселяется в таинстве крещения, и об этой исключительности говорит ап. Павел: «Если же кто не имеет Духа Христова, тот и не Его» (Рим. 8, 9).
О Духе Христовом, вселившемся и действующем в человеке говорит ап. Павел и во многих других местах:
«Верою вселиться Христу в сердца ваши» (Ефес. 3. 17).
«Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас» (2 Кор. 13, 5).
«А если Христос в вас, то тело мертво для греха» (Рим. 8, 10).
Вместе с Христом вселяется и Дух Св., о чем имеются многочисленные свидетельства ап. Павла:
«Дух Божий живет в вас» (Рим. 8, 9 и 11).
«Бог дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1, 22).
«Имея начаток Духа, и мы в себе стенаем» (Рим. 8, 23).
«И не оскорбляйте Духа Божия, которым вы запечатлены» (Ефес. 4, 30).
«Храни добрый залог Духом Св., живущим в нас» (г Тим. 1, 14).
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Св. Духа, Которого имеете вы от Бога» (1 Кор. 6, 19).
Христос и Дух Св. живут во внутреннем человеке (Ефес. 3, 16), молятся за нас, воссылая из сердец наших молитву: «Авва Отче» (Рим. 8, 15 и 26). Они - Дух утверждения (2 Кор. 1, 21), Дух усыновления (Рим. 8, 15), спасения и искупления. В первом послании ап. Иоанна говорится:
«Дети, вы от Бога и победили их (детей мира сего), ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (4, 4).
Игнатий Богоносец говорит в письме к Магнезийцам:
«Вы имеете в себе Иисуса Христа» (Die apost Vater, Ftink, S. 89).
Новое сердце, новый дух и новую плоть обрело человечество в сочетанием действии вселившегося трансцендентного Логоса и имманентного, врожденного Логоса. Древний мир не знал такого вселения Бога в человека. Он знал вселение богов в мантике в виде энтузиазма, вселение Аполлона, Диониса, Митры и др., вселение демонских сил в натуральной мистике. Это давало известную мистическую активность, не освобождая от психизма и вещественности, от земных оков. Отсюда - пессимизм древней мистики, вопли о теле, как темнице духа, непобедимое чувство скованности земным, дурная бесконечность перевоплощений и Кармы. Новое творение и освобождение духа пришло со вселением Духа Христа в плотяное сердце человека.
Истина имманентного и трансцендентного Логоса в человеке была основною теологемою всей апостольской и последующей свято-отеческом эры, получила полное развитие в др.-церк. аскетической литературе и легла в основу др.-церк. умной медитации.
Со вселением трансцендентного, ипостасного Логоса-Христа в человека пришла и благодать, как сверхсубстанциальная Сила, в отличие от субстанциальной Силы, как основы мира. По Макарию Египетскому благодать есть Свет и Огонь, который Христос «низвел на землю» (Лук. 12, 49) и дал начало «новой твари» и «новой плоти» (Рим. 6, 4).
Марк Подвижник говорит:
«Мы будем иметь только одного Помощника, таинственно в нас сокровенного со времен крещения, Христа» (Доброт. 5, 522).
Отпадает всякая надобность в имитациях и имитаторах Логоса: иерофантах, посвященных, учителях, мистериях и мистагогиях, тайных обществах, все это приобретает только историческое значение, как иллюстрация к древнему сперматическому Логосу. Климент Александрийский говорит:
«Логос Небесный! Вот кто подлинный актер, увенчанный в театре всего мира!» 427 (Патр. М. т. 8/1, Colhortatio ad gentes, cap. 1, p. 63).
С мистерией вселения стала возможной и мистерия созерцания, ум обрел подлинный объект созерцания в сердце и через вселившегося Христа созерцается Бог. Мистерия продолжается в принявшем крещение:
«Благодать при крещении дается таинственно и не перестает действовать тайно, по мере делания заповедей» (Марк Подвижник, Патр. М. т. 65, de baptismo, 1005).
Мистерия вселения получает завершение в «пребывании во Христе» (Иоан. 15, 4-5).
Вместе со вселением Логоса-Христа во время крещения осуществляется вселение Духа Св., как об этом многократно свидетельствует ап. Павел, и во исполнение пророчества: «Вложу внутрь вас Дух Мой» (Иезекииль 36, 27), и для спасения «банею возрождения и обновления Духом Святым» (Тит. 3, 56). Никифор Монах говорит о «законе духа жизни, который действует в сердце и освобождает от закона греха и смерти» (Доброт. 5, 261). Антоний Великий говорит о взыскании и стяжании «огненного Духа» (Доброт. 1, 33). Дух открывает высшие тайны, отгоняет страх и дает небесную радость день и ночь (Т. ж. 1, 34). Взыскаший Духа созерцает в себе «зерно Духа» (Исаак, Патр. М. de cogitationibus t. 86/1, p. 888).
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 758;