Социология и антропология

Из социальных наук культурой активнее и плодотворнее других занимается социология. Они проявляют общий интерес к социальным отношениям, организации и поведению. Различие между социологией и антропологией объясняется типом общества, который подлежит изучению. Изначально социологи концентрировались на исследовании западного индустриального общества, а антропологи - на изучении доиндустриального.

Но и социология сегодня расширяет сферу своей компетенции и активно вторгается в страны третьего мира - туда, где до сих пор нераздельно царствовали антропологи. Остающиеся здесь антропологи изучают не только традиционные общества, но и процессы индустриализации и урбанизации, которые сегодня охватывают отставшие в своем развитии страны. Таким образом, социологи и антропологи сегодня сблизились и в методах, и в объектах исследования

У социологии много общего с антропологией, которую нередко именуют социологией древних обществ. Антропология изучает происхождение (тогда она именуется физической антропологией), либо историческую эволюцию человека (антропогенез), строение его черепа, скелета, изменение функций руки, формирование мышления, либо историческую эволюцию малой группы — племени, изменение традиций и обычаев, норм поведения, образа жизни, хозяйственной жизни и типов власти, формы родства и семьи (рис. 3). Антропологов интересует историческое прошлое человечества, а социологов — его настоящее.

Рис. 3. Антропология изучает главным образом древний мир или сохранившихся до наших дней его представителей.

 

Некоторые выдающиеся социологи, в частности Эмиль Дюркгейм, считаются родоначальниками как социологии, так и антропологии. Так происходило в 19 в. Но и в 20 в. примеров можно найти немало. Скажем, самый крупный социолог последнего десятилетия француз Пьер Бурдье (1930-2002). Закончив в 1955 Высшую педагогическую школу, он в 1958 уехал в Алжир, где провел интереснейшее эмпирическое исследования. Именно Алжиру, алжирским трудящимся и мелким предпринимателям посвящены его первые опубликованные социологические труды: «Социология Алжира» (1961), «Труд и трудящиеся в Алжире» (1964). Здесь он описывает брачных отношений у алжирских берберов традиции и обычаи берберов-кабилов символические и культурные практики аборигенов.

«Согласно "внешним" структурным описаниям наиболее распространенной и, по возможности, необходимой формой брака в племени кабилов была женитьба на параллельной двоюродной сестре. Однако собранная Бурдье статистика и последующий анализ показали, что эта форма брака в действительности встречается чрезвычайно редко. Когда же такой брак все-таки заключается, то это происходит не по логике подчинения внешнему правилу или обычаю, а по внутренней (и не обязательно осознанной) логике преследования определенных выгод: исполнение обычая приносит новобрачным и их семьям символическую прибыль, престиж, которые в этих случаях предпочитаются другим выгодам.

Таким образом, реальность, с которой столкнулся исследователь, представляла собой не решетку запретов и правил, а совокупность практик. Оказалось, что участвующие в практиках агенты руководствуются не внешними правилами (как в структурных моделях) и не сознательным расчетом (как в теориях рационального действия), а практическими стратегиями, порождающий принцип которых и предстояло объяснить. Социальный мир, увиденный как совокупность практик, не мог быть объяснен ни детерминистскими, ни волюнтаристскими моделями. Бурдье попытался создать такую систему описания, которая учитывает и объясняет реально наблюдаемый баланс свободы и предписанности, воспроизведения старого и появления нового»[68].

В результате социология культуры у П.Бурдье стала органическим продолжением его антропологии. Сам же он считал различение между этими науками надуманным. В свое время Бурдье испытал сильнейшее творческое влияние К. Леви-Строса. Оно было настолько сильным, что Бурдье даже предпринял попытку стать этнологом и занялся изучением феноменологии эмоциональной жизни. Он пытался соединить в своей работе философию, социологию и этнологию, предприняв исследование структур восприятия и ощущения времени в эмоциональном опыте на примере алжирских крестьян, эмигрировавших в большие французские города. П. Бурдье проводил одновременно этнолого-антропологические исследования (о родственных связях, ритуалах, докапиталистической экономике) и социологические исследования с использованием результатов социально-демографических опросов Национального института статистических исследований и экономики (INSEE)[69]. Антропологические и социологические исследования П. Бурдье в конечном счете оказались двумя неразрывными частями единого целого.

Вынужденные исследовать крупномасштабные сложные объединения людей, социологи активно использовали анкетные опросы. Вот почему долгие годы статистика оставалась отличительной чертой социологии. Однако с переходом антропологов к изучению современных обществ, все чаще в их подготовку входят знания социальной статистики.

В Англии академическая социология с самого начала развивалась в тесном союзе с социальной антро­пологии. Значительный вклад в развитие той и другой науки внесли работы А.Радклифф-Брауна и Б.Малиновского. Первый называл даже антропологию сравнительной социологией. И сегодня находятся специалисты, которые полагают, что антропология и социальная психология являются частями социологии, а не самостоятельными науками. Замечена любопытная особенность: в США общую социологию в университетах преподают с сильным креном в область социальной психологии, а в Англии социологию традиционно увязывали родственными связями с антропологией. Причины кроются в самой истории. В Америке первой половины ХХ в. преобладал символический интеракционизм и интерес к социальному взаимодействию; в Великобритании, начиная со Спенсера, доминировала тенденция к кросс-культурному и сравнительному анализу.

 








Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 4400;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.