Религиозная антропология
В связи с ренессансом православия в России заметно оживился интерес к религиозной антропологии, традиция которой в нашей стране имеет глубокие корни. Так, в 2001 г. в Институте философии РАН состоялся семинар на тему «Философская и религиозная антропология в современной дискуссии» в котором приняли участие православные богословы и российские философы. О религиозной антропологии писал в своих работах, в том числе «Смысл творчества» и «Проблема человека», Н.А. Бердяев[59]. Он утверждал, что истоки религиозной антропологии надо искать в том числе и в творчестве Ф. Достоевского: «Все его творчество — антропологические опыты и эксперименты. Достоевский — не художник-реалист, а экспериментатор, создатель опытной метафизики человеческой природы… Он создал небывалый тип художественно-гностической антропологии»[60]. Он также писал о том, что природа человека и человеческой души должна более всего раскрыться в России. В России возможна новая религиозная антропология. Отщепенство, скитальчество и странничество — русские черты, и они, наряду с другими социокультурными феноменами, могут стать предметом ее изучения. «Проблема отношения христианства к миру, к культуре, к обществу, к современности, которая очень мучила русскую христианскую мысль от Бухарева до Вл. Соловьева и Н. Федорова, есть прежде всего проблема религиозной антропологии», — считал выдающийся русский философ[61].
В XX веке проблема религиозного понимания человека становится одним из решающих факторов осмысления современной ситуации в культуре[62]. Религиозная антропология — научная и богословская дисциплина, решающая проблему человека и человеческого существования путем перспективы диалога Бога и человека, перспективы отношений человека и Абсолюта (концепции Г. Плеснера, М. Шелера, А. Гелена, Г.Э. Хенгстенберга, Э. Корета, В. Паненберга, К. Ранера). Ее, в частности, интересуют проблемы происхождения человека, его развития, осмысленности существования перед лицом смерти, категории вины, отчаяния, прощения, оправдания воскресения, преображения, теологическая танатология, поиски антропологических корней религии, антропологического доказательства бытия Бога; теология и антропология о среде обитания человека и перспективах цивилизации; ноосфера и антропосфера; антропологические аспекты милосердия и каритативной деятельности. В рамках этой дисциплины решается вопрос о том, определяется ли специфика культуры религией (на чем настаивал, например, А. Тойнби) или, напротив, культура выбирает соответствующую религию и адаптирует ее к своим традициям (близкую мысль высказывали Вл. Соловьев, а также современный русский ученый Н. Моисеев). В границах религиозной антропологии оформились в качестве самостоятельных ответвлений языческая, исламская, семитская, христианская, православная, католическая и протестантская антропологии. Корни православной антропологии, которая делала акцент на активности самого человека (а именно такая антропология развивалась религиозными космистами), надо искать в традиции исихазма (священнобезмолвия), возникшего в аскетической практике еще в IV–VII вв., но теоретически развитого св. Григорием Паламой[63]. Она нашла свое продолжение в уникальных идеях русского космизма как направления научно-философской мысли, к которому принадлежат Н.Ф. Федоров, А.В. Сухово-Кобылин, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, В.Н. Муравьев, А.К. Горский, Н.А. Сетницкий, Н.Г. Холодный, В.Ф. Купревич, А.К. Манеев; в религиозно-философской антропологии Ф.М. Достоевского, учении Вернадского о ноосфере, в философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения — В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева[64]. Представление о третичном устройстве народа — личности (религия, душа, культура) опирается на православную антропологию с ее учением о тройственном составе природы человека (дух, душа, тело). Сегодня православная антропология входит в число основных православных вероучительных дисциплин; составление полного свода православной антропологии, которое должно иметь большое миссионерское значение и послужить дальнейшему развитию социальной концепции РПЦ, объявляется приоритетной задачей.
Внутри современной антропологии сегодня формируются новые отрасли и разделы: управленческая антропология[65], социальная антропология организаций, художественная антропология[66], гендерная антропология (Г. Крипс, Дж. Фридландер, И. Кон, Н. Пушкарева), антропологии возраста, интегративная антропология, эниологическая антропология (опыт внедрения восточной медицины) и др. Антропология возраста — один из разделов социальной (культурной) антропологии — исследующет возраст человека как био- и социокультурный феномен[67]. В рамках данного направления рассматривается процесс становления социально-возрастного неравенства в традиционных обществах, его реализация в современных этнических культурах и субкультурах, конфликты между поколениями.
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1503;