Новые отрасли антропологии
Принятая в энциклопедических словарях классификация дисциплин антропология представляет скорее некий компромиссный вариант, поскольку за редким исключением не существует утвердившихся названий дисциплин, и практически каждый год возникают новые разделы и направления: интегративная антропология, анатомическая антропология, девелопментальная (от англ. development — «развитие»), компаративная, городская, антропология образования, экономическая, медицинская, антропологическая лингвистика, антропология религии, этнозоология и др.
Этнозоология, или антрозоология (Ethnozoology, Anthrozoology) — подотрасль антропологии, изучающая взаимоотношения человека и животных в различные исторические эпохи и культуры, в том числе процесс их приручения (доместикации). Человечество в течение всего периода доместикации (около 10 тыс. лет) активнее всего использовало животных в двух областях — в хозяйственной (охота, рыболовство, скотоводство, земледелие) и культурной (религиозные церемонии и ритуалы, художественная литература, ремесло и дизайн).
Ни одна человеческая цивилизация не обходилась без использования различных животных в целях охраны жилища и складских помещений, в качестве тяглового и транспортного средства, орудия войны (боевые слоны), инструментов поиска растений, пропавших предметов и людей, источника одежды (шкуры, кожаные изделия) и пищи (мясо, молоко, яйца), экспериментально-лабораторного материала (подопытные кролики и мыши); животных использовали в религиозных и культовых целях (поклонение, мумифицирование, жертвоприношение), как соратника в психологическом общении и т.д. Животные выступали героями сказок и эпосов, объектом живописи и скульптуры, мифическими персонажами, социокультурными маркерами (позитивными и негативными лейблами, эталоном для описания человеческих качеств, например лиса олицетворение человеческой хитрости) и т.д. К этнозоологии относится отчасти и изучение названий животных в различных языках, а также символики, вызванной теми или иными представлениями о животных и их взаимоотношениями с людьми. Иными словами, человеческая история развивалась в неразрывной связи с жизнью животных, которые принимали в построении культурного контекста общества самое непосредственное участие.
Как научная дисциплина этнозоология возникла на стыке зоологии и этнографии. Наряду с этноботаникой она является подразделением более общей научной дисциплины — этнической экологии. Иногда этноботанику и этнозоологию объединяют вместе под названием «этнозооботаника». Этнозоология, в свою очередь, подразделяется на ряд дисциплин: этнозоотехника и пр.[51]
Первые публикации по антрозоологии появились в 1987 г., а в 1991 г. было основано Международное общество антрозоологии (International Society for Anthrozoology — ISAZ). Его создатели убеждены, что в XXI в. отношения между человеком и природой, часто принимающие форму конфликтов и катастроф, станут главной проблемой вопросы антрозоологии приобретут еще большую актуальность. Официальным органом Общества является журнал «Антрозоология» (Anthrozoology). Кроме того, активно заявили о себе Институт антрозоологии (Великобритания), Общество поведения животных (США), Международное общество антрозоологии и др.
Авангардным направлением считается киберантропология (Cyberanthropology), изучающая структуру, динамику и природу интернет-сообществ (виртуальных комьюнити) и киберкультуры. Под виртуальными сообществами в киберантропологии понимаются не только подростки, проводящие все свое время в интернет-кафе и за домашними компьютерами. Этот термин произошел от понятия «антропология киборгов» (cyborg anthropology), придуменного Донной Харавей (Donna Haraway) и использованное ею в своей книге «Обезьяны, киборги и женщина» для описания общения между представителями разных цивилизаций: людьми, животными и машинами. Киберантропология рассматривает человека как цифровой аналог передатчика информации. Французский просветитель Ламетри первым уподобил человека машине, в индустриальную эпоху машинная метафора получила воплощение в паровых турбинах и паровозах, а в электронную эпоху Макклюэн свел человека к устройству, который переводит информацию в энергию и деятельность. В начале ХХ в. появилась идея ноосферы Вернадского, а в конце ХХ в. широко распространились идеи искусственного разума и биокибргов. Машины времени, переносящие вымышленных героев из примитивного настоящего в техносовершенное будущее, разрушили традиционную пространственно-временную систему координат, в котором существует не виртуальный, а реальный мир. Некоторые исследователи, в том числе Шерри Теркли, установили, что для детей, долго проводящих время в Интернете, компьютер стал вторым Я или зеркалом, в котором оно отражается.
Киберантропология ныне стала популярной на многих факультетах, ее материалы расположены в Интернете. Одним из ключевых здесь является понятие «киберпространство», введенное в научный оборот У. Гибсоном. Оно обозначает совокупность всех информационных ресурсов, доступных массовой аудитории благодаря новым технологиям, прежде всего компьютеру и Интернету.
Киберантропология имеет и другие наименования, в частности интерактивная антропология — в самом широком смысле это анализ электронных сообществ, в которые люди собираются «интерактивно» через электронную почту, компьютерную конференцсвязь, и другими способами, т.е. то, что обычно подходит под термин коммуникаций, базирующихся на вычислительной технике (CMC). При этом интерактивная компьютерная среда квалифицируется как разновидность субкультуры или сообщества, по ряду важных параметров отличающиеся от физических сообществ[52].
Дата добавления: 2016-03-30; просмотров: 1847;