Основные законы диалектики.
Прежде чем говорить о законах диалектики, выясним, что такое закон. Закон – необходимая, устойчивая, при определенных условиях повторяющаяся структура связей функционирования и развития явлений. Категория «закон» в науках и философии есть одна из ступеней познания человеком единства и связей, взаимозависимостей сторон мирового процесса. Гегель в своей «Науке логики» выделил следующие моменты содержания категории закона:
1) закон есть прочное, остающееся, тождественное в явлении, «спокойное» отражение явлений;
2) закон не есть нечто потустороннее по отношению к явлению, а непосредственно в нем наличествует, проявляется;
3) закон есть существенное отношение, он отражает существенное в движении универсума;
4) законы мышления отражают характер мыслительных связей, и они – основа практической целесообразной деятельности человека.
Акцентируем внимание на том, что законы диалектики действуют независимо от того, познали ли мы их или нет. Люди не могут произвольно ни создавать, ни уничтожать законы природы и общества, и поэтому они могут успешно осуществлять лишь ту деятельность, которая согласуется с требованиями этих законов. Объективно правильное отражение законов познания должно учитывать, что в природе – а до сих пор большей частью и в человеческой истории – законы прокладывают себе путь бессознательно, в форме необходимости, среди бесконечного ряда случайностей, через них и вопреки им.
Закон единства и борьбы противоположностей.Данный закон вскрывает источник развития, заключающийся в том, что в каждом ограниченно целостном объекте, явлении, предмете изначально заложены противоположные качества, стороны, тенденции, единство и борьба которых составляют стимул, движущую силу развития.
Действие закона единства и борьбы противоположностей раскрывается в трех основных понятиях: «тождество противоположностей», «различие противоположностей» и «противоположность различий». Эти понятия в совокупности образуют категорию «диалектическое противоречие», действие которой и характеризуется рассматриваемым законом.
Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фактов, полученных в различных науках, а также общественно-исторической практике, показало, что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них можно найти противоположности. В математике – плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в физике – положительные и отрицательные заряды; в механике – притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в химии – анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциация; в биологии – ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в физиологии высшей нервной деятельности – возбуждение и торможение – таков беглый перечень противоположностей, открытых наукой. Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций в самых различных явлениях и процессах имело принципиальное значение для формирования диалектико-материалистического миропонимания, осмысления процессов изменения, развития.
Противоположными называют такие свойства предметов (явлений, процессов), которые в некоторой шкале занимают «предельные», крайние места. Например: верх – низ, правое – левое, сухое – мокрое, горячее – холодное и т.д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга.
Например, атом представляет собой единство двух его необходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отрицательно заряженного электрона (если говорить о простейшей структуре атома, то есть об атоме водорода). Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты, существующие уже иным образом, в каких-то иных связях. Соответственно они перестают быть противоположностями – сторонами противоречивого единства атома.
Развитие самых различных предметов и явлений действительности говорит о том, что противоположные стороны не могут мирно сосуществовать в едином предмете: противоречивый, взаимоисключающий характер противоположностей с необходимостью вызывает борьбу между ними. Не могут не вступать в противоречия, не бороться старое и новое, нарождающееся и отживающее. Противоречие, борьба противоположностей и составляет основной источник развития материи и сознания.
Прогресс общественного развития также осуществляется на основе единства и борьбы противоположностей. Среди противоречий общественного развития особенно большую роль играют противоречия в материальном производстве, прежде всего между производительными силами и производственными отношениями. Последнее в классово-антагонистических обществах находит свое выражение в борьбе враждебных классов, которая приводит к социальной революции, замене старого общественного строя новым.
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Этот закон говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса.
Качество – такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащих к классу однотипных с ним предметов.
Количество – характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные, до поры до времени остающиеся незаметными изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным.
Такого рода жизненных, практических, а затем и научных примеров можно привести великое множество. По крупицам накапливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность, мудрость. Незаметно подкрадывается к человеку старость, коварна граница перехода от случайных, разовых употреблений алкоголя или наркотика к алкоголизму, наркомании. Постепенно суммируются многие вредные воздействия производства на окружающую среду. Начинаясь с безобидных доз, загрязнение воздуха, водоемов, нарастая, достигает со временем катастрофического уровня. Нагревание или охлаждение тел до определенной температуры меняет их агрегатные состояния.
Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные. В марксистской философии этот закон получил научно-материалистическое осмысление и был применен для объяснения всевозможных явлений в природе и обществе.
Чтобы понять существо этого закона, следует, прежде всего, выяснить, что такое качество и количество.
Возьмем, например, такой металл, как золото. Он обладает характерным желтым цветом, тягучестью, ковкостью, имеет определенную плотность и теплоемкость, температуру плавления и кипения. Золото не растворяется ни в щелочах, ни в целом ряде кислот, химически оно малоактивно, на воздухе не окисляется. Все это вместе взятое и отличает золото от других металлов.
Все то, что делает предмет именно данным, а не другим предметом, что отличает его от бесчисленного множества других и есть его качество.
Качеством обладают все предметы и явления. Это и позволяет нам определять, различать их. Качественно различаются и общественные явления. Так, капитализм отличает от феодализма господство товарного производства, наличие капиталистической собственности, наемного труда и другие признаки.
Качество проявляется в свойствах. Свойство характеризует вещь с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом. Желтый цвет, ковкость, тягучесть и другие признаки золота, взятые в отдельности, являются его свойствами, а эти же свойства в их совокупности – его качеством.
Кроме определенного качества каждый предмет обладает и количеством. В отличие от качества количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, как правило, количество выражается числом. Численное выражение имеют размеры, вес, объем предметов, интенсивность присущих им цветов, издаваемых ими звуков и т.д.
Количественная характеристика присуща и общественным явлениям. Каждый общественно-экономический строй обладает соответствующим уровнем, степенью развития производства. Государство располагает определенными производственными мощностями, людскими, сырьевыми, энергетическими ресурсами.
Единство количества и качества называется мерой. Мера – это своего рода граница, рамка, в которой предмет остается самим собой. Нарушение меры, этого определенного сочетания количественной и качественной сторон, приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Так, мерой для ртути в жидком состоянии является температура от минус 39 до 357 оС. При температуре минус 39 оС ртуть затвердевает, а при 357 оС начинает кипеть, переходит в парообразное состояние.
Мера– диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
Как было сказано, изменение количества в известных пределах не приводит к изменению качественного состояния предмета.
Но стоит только выйти за эти пределы, нарушить меру, как ранее казавшиеся несущественными количественные изменения обязательно приведут к коренным качественным превращениям. Количество перейдет в качество.
Количественные и качественные изменения, таким образом, взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
Качественное изменение в отличие от количественного выражается понятием скачка. Скачок – переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения меры).
Примеры скачков: образование звезд и планет, в частности Солнечной системы, возникновение жизни на Земле, формирование новых видов растений и животных, человека и его сознания, образование и смена общественно-экономических формаций в истории человеческого общества, социальные революции.
Один из примеров того, как накапливающиеся количественные изменения со временем приводят к скачку (качественному изменению), – поломка детали машины из-за «усталости» металла. Но бывают скачки и другого типа, когда наблюдается не резкий качественный переход, а происходит постепенное накопление элементов нового качества и отмирание элементов старого качества. Такие скачки длительны, постепенны.
Закон отрицания отрицания (или закон двойного отрицания).Это закон раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира. Чтобы понять его сущность и значение, нужно прежде всего выяснить, что такое диалектическое отрицание и каково его место в развитии.
В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения нового, передового. Замена старого новым, отмирающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление старого новым, возникающим на основе старого, и называется отрицанием.
Термин «отрицание» в философию ввел Гегель, но он вкладывал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли.
Маркс и Энгельс, сохранив термин «отрицание», истолковали его материалистически. Они показали, что отрицание представляет собой неотъемлемый момент развития самой материальной действительности. «Ни в одной области, – указывал Маркс, – не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». История общества также есть цепь отрицаний старых общественных порядков новыми: первобытного общества – рабовладельческим, рабовладельческого – феодальным, феодального – капиталистическим. Отрицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, более совершенная научная теория преодолевает старую, менее совершенную.
Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явление извне. Оно результат его собственного, внутреннего развития. Предметы и явления, как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами создают условия для собственного уничтожения, для перехода в новое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самодвижения предметов и явлений.
Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития материальной действительности, понимает отрицание как отбрасывание, абсолютное уничтожение старого.
Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижения науки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.
С возникновением нового, развитие не прекращается. Всякое новое не остается вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки, условия для возникновения еще более нового и передового. И как только эти предпосылки и условия созреют, снова наступает отрицание. Это уже отрицание отрицания, то есть отрицание того, что раньше само преодолело старое, замена нового еще более новым – новейшим.
Спиралевидный характер развития присущ различным областям действительности, имеет место и в общественной жизни. Первой формой общественной организации был первобытнообщинный строй. Это бесклассовое общество, основанное на общем владении крайне примитивными средствами производства. Дальнейшее развитие производства привело к отрицанию этого строя классовым рабовладельческим обществом и т. д.
Итак, развитие осуществляется посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали с повторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших.
Такова суть диалектического закона отрицания отрицания.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 3281;