Атрибуты бытия. Движение. Пространство-время.
Бытие в любом его понимании обладает некоторыми неотъемлемыми свойствами - атрибутами. Рассмотрим два атрибута - движение и пространство-время.
Движение. Как и все в мире понимание движения исторически изменяется и развивается. Древние (имеется в виду античная философия) понимали движение как всякое изменение или изменение вообще. Изменение положения облаков, звезд и планет; рождение грозы, животного или человека; изменение химического состава веществ, измерение границ государств, извержение вулканов и разливы рек; изменение климата, смена настроения человека, гнев и благодеяния богов - все это движение. Важно, что было так, а стало по-другому.
Возмутителем относительного спокойствия в таком единодушии в понимании движения оказались философы города Элея. Ксенофан, Парменид, Зенон выступили с парадоксальным утверждением - движения в мире нет. «Но ведь это глупость, это нонсенс», скажет любой человек, от наивного ребенка до умудренного мыслителя. Нет, утверждают элейцы, то, что мы видим, ощущаем, переживаем и размышляем о движении, есть лишь видимость, кажимость, оптический и умственный обман, по существу же, по сущности, движения нет.
Создание и использование телескопов, наблюдение звезд и планет Солнечной системы продемонстрировало один из величайших триумфов классической механики, это знаменитое открытие «на кончике пера». Астрономы заметив, что одна из планет Солнечной системы «не подчиняется» законам классической механики, высказали предположение, что это может быть лишь по одной причине – существует другая планета, пока не известная людям, которая и отклоняет орбиту от расчетной. Если это так, то неизвестная планета должна находиться, согласно расчетам, в определенном положении. Так была открыта планета Уран.
Впечатляющие успехи классической механики, ее строгая математическая обоснованность очаровали философов и подтолкнули к экстраполяции ее на все другие сферы действительности. Стали высказываться предположения, что «механически» устроены не только неживые предметы, но и растения, и животные, и человек. Философский материализм того времени был механическим.
Однако уже в XIX в. развитие физики, химии, биологии, социологии «вырвалось» из механических представлений. Законы классической механики «не справлялись», оказывались бессильными для объяснения и. описания процессов, происходящих в этих сферах действительности. Философам пришлось вновь изменить свое представление о движении. Пришлось вернуться к пониманию древних - движение есть всякое изменение или изменение вообще. Однако этот возврат был диалектическим. Старое-новое понимание обогатилось всеми научными и философскими достижениями прошлых веков. В понимании движения как изменения вообще теперь выделяются пять основных форм движения бытия: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Как и все в мире, основные формы движения бытия тесно связаны между собой. Связь между ними прежде всего структурно-генетическая, т.е. по строению и происхождению. В определенных условиях низшие формы «перерастают» в высшие. Каждая форма качественно своеобразна. Каждая высшая форма включает в себя низшие, но не сводится к ним, не отождествляется с ними. Отождествление одной формы с другой называется «механицизмом» в связи с тем, что в XVII-XVIII вв. всякое движение считалось механическим. Так, например, иногда человека – «носителя» социальной формы движения бытия – отождествляют с высокоразвитым животным (социал-дарвинизм). Говорят, что жизнь людей, как и животных, подчиняется законам изменчивости, наследственности, естественного отбора; жизнь есть борьба за выживание, в которой сильный побеждает, а слабый погибает. В какой-то мере это так, но определяющими законами в жизни людей являются все же законы социальные: экономические, политические, правовые, социально-классовые, моральные, религиозные и эстетические. Жизнь и деятельность величайших диктаторов, которые в биологическом измерении зачастую не были образцом, является, хотя и печальным, подтверждением этого.
Как уже было сказано, всякая высшая форма включает в себя все низшие, но не сводится к ним. Так, человек, являясь, прежде всего субъектом и объектом социальных закономерностей, подчиняется и биологическим законам (о чем было сказано выше), и химическим (при попадании на тело соляной или серной кислот), и физическим (закон всемирного тяготения), и механическим (многочисленные травмы при падениях).
Можно поставить вопрос, почему мы сегодня говорим о пяти основных формах движения бытия, а не о трех, шести или семи, любом другом количестве? История науки и философии показывает, что количество признаваемых форм движения бытия определяется не устройством самого мира, так как он бесконечно многообразен, а уровнем развития науки и философии. В XVII-XVIII вв. признавалась одна форма – механическая, сегодня – пять основных форм движения бытия, в будущем может быть изучено и любое другое количество.
Движение, как и все в мире, противоречиво. Оно абсолютно в смысле всеобщности, и относительно в смысле конкретного проявления его форм. Оно несотворимо и неуничтожимо, было, есть и будет всегда и, в то же время, сотворимо и уничтожимо, так как переходит из одной формы в другую (закон сохранения и превращения энергии). Оно включает в себя относительный покой (Элейская школа философов). Материалисты считают движение способом существования материи, идеалисты – способом существования идеи (саморазвитие, самодвижение мирового духа). Субъективные идеалисты считают движение априорно (доопытно) присущим человеческим ощущениям и мыслям, логическими конструкциями ума.
Иногда в философии, в критические периоды ломки старых представлений и формирования новых, происходит метафизический отрыв движения от бытия. Так, на границе XIX и XX вв., в период зарождения квантовой механики, говорили, что «материя исчезла», осталось «чистое движение» (энергетизм). Однако последующий, более углубленный анализ показал, что «исчезла» не материя, а лишь тот предел, до которого она была познана людьми. Фундаментальное положение науки и философии о неразрывном единстве бытия и движения оказался незыблемым.
Пространство-время. В истории философии и естествознания сложились две ярко выраженные концепции: метафизическая, или субстанциальная, и диалектическая, или реляционная.
Метафизическая концепция пространства-времени связана с именами Демокрита и Ньютона. Согласно этой концепции пространство, время и бытие в виде различных материальных объектов от атомов до звезд и планет существуют независимо друг от друга. Пространство есть пустота или однородный, изотропный эфир, не претерпевающий никаких изменений во всем бесконечном и безграничном космосе. Время есть бесконечная, равномерная длительность из прошлого, через настоящее в будущее. Как бы ни изменялось расположение материальных объектов относительно друг друга, свойства пространства и времени не меняются. Такая философия пространства-времени сложилась в результате осмысления и обобщения многовековой практики в отсутствие развитого научного знания о различных системах геометрии, гравитации, теории полей. Время представлялось равномерным в связи с тем, что периоды существования всех предметов проецировались на циклы вращения Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца, которые практически неизменны на протяжении всего существования человечества.
Диалектическая, или реляционная, концепция пространства-времени связана с именами Аристотеля, Г. Лейбница и А. Эйнштейна. Согласно этой концепции пространство, время и бытие тесно связаны друг с другом, всякие изменения в любом из этих феноменов вызывают изменения во всех остальных. Пустоты, ничто в мире нет. Все есть быте, все есть пространство, все есть время, только разнокачественное, «разноплотное», изменяющееся, неоднородное, асимметричное. Аристотель и Г. Лейбниц так понимали пространство-время в силу гигантской интеллектуальной интуиции и обобщений, до которых менее сильные умы не доходили, так как научного, эмпирического материала в то время не было. Существенно изменилась картина мира со времен А. Эйнштейна. В начале XX в. открывается радиоактивность, закладываются основы квантовой механики, А. Эйнштейн создает сначала, частную, а потом и общую теорию относительности. А это означает, что взаимозависимость пространства, времени и материальных объектов бытия доказаны строго математически, а через некоторое время успехи ядерной физики и астрофизики подтверждены практически. Так в философии утвердилась диалектическая (реляционная) концепция пространства-времени.
Материалистическая традиция в философии признает пространство и время объективными и всеобщими формами существования материи, коренным условием всякого бытия (Фейербах). Это означает, что пространство и время как атрибуты материи существуют сами по себе, вне и независимо от сознания человека, а также, что нет в мире ни одного предмета, процесса, явления, которые существовали бы вне пространства и времени, которые не характеризовались бы пространственно-временными свойствами. Любой предмет, явление, процесс обязательно существует где-то и когда-то.
Субъективные идеалисты считают, что пространство-время есть априорное свойство человеческих ощущений и человеческих рассудка и разума (логические конструкции ума). Существо, приходя в мир и становясь человеком, обретает пространственно-временную ориентацию пространственно-временное понимание и размышление в соответствие со своей генетикой и благоприобретенными свойствами.
Объективные идеалисты считали, что пространство-время лишь атрибут материальных объектов, идеи же существуют вне пространства-времени, единственным атрибутом идеи является вечность. Идея добра, красоты, гармонии, любви, истины, бога существуют вечно и везде, пространственно-временные отношения скатываются с них как вода с камня.
Современные представления о пространстве-времени включают в себя следующие моменты. Пространство-время объективно, так как существует само по себе, вне и независимо от сознания людей, и субъективно, так как само о себе ничего «не говорит», и ощущает и размышляет о нем человек в соответствии с особенностями своей субъективности. Пространство-время всеобще, так как нет ни одного предмета, существующего вне мировых связей, и не всеобще, так как в мире существуют феномены, пространственно-временная зависимость которых по сравнению с их другими характеристиками столь незначительна, что ею можно пренебречь. Пространство-время абсолютно в смысле всеобщности и относительно в силу конкретного проявления форм (воздушное, космическое, водное и т.д.). Пространство-время непрерывно (каждое образование - другое) и непрерывно, так как нет «разрывов», нет пустот в мире. Оно относительно обратимо (повторяются зима и лето, много раз можно приходить в храм или в картинную галерею) и абсолютно необратимо (в одну и ту же реку нельзя войти дважды). Пространство-время многомерно в силу бесконечности и неисчерпаемости мира, земное пространство-время - четырехмерное образование прежде всего в силу специфики именно Земного существования человека. Оно относительно однородно и изотропно (предметы и человек могут существовать и в разных городах, двигаться с различными скоростями и вверх, и вниз, и вбок) и абсолютно неоднородно и анизотропно. Пространство-время обладает «кривизной», так как метрика их описывается различными системами геометрии (Эвклид, Лобачевский, Риман и т.д.). Оно бесконечно и безгранично, так как всегда за любым образованием есть что-то другое, и, конечно и ограничено, так как любое конкретное образование отличается от всех других, в том числе и пространственно-временными координатами. «Дурная бесконечность» (Г. Гегель) отличается от «умной» тем, что предполагалась на всем своем протяжении одной и той же, без изменений.
В завершение, можно попытаться дать определение этому атрибуту бытия, сознавая, конечно, относительную его ценность. Пространство-время есть совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение и относительную величину, а также координацию сменяющих друг друга состояний, их последовательность и длительность.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 3800;