Понятие бытия. Различные концепции.
Окружающий мир предстает перед человеком в его огромном величии и бесконечном многообразии. Поэтому он видится и осознается различными людьми по-разному. Отсюда формируются многочисленные концепции бытия.
Самая общая, или космическая концепция, предполагает, что бытие есть все существующее, весь бесконечный мир, космос, включающий в себя галактики и метагалактики, универсум, с его полями и богами, атомами и молекулами, звездами и планетами, туманностями и кометами. Человек и человечество со всей своей культурой и земной природой являются лишь частью, модусом, одним из бесконечных конкретных проявлений бытия.
Согласно этой концепции, бытие все время изменяется, развивается, совершенствуется и, увы, деградирует. В соответствии с гипотезой Канта-Лапласа, которая не отвергается и современной наукой, наша Солнечная система произошла естественным путем под действием термодинамических и гравитационных сил из газово-пылевой туманности. Дальнейшее развитие Солнечной системы привело на одной из планет (Земля) к появлению сначала простой, а потом и сложной организации вплоть до человека. Так, Вл. Соловьев различает пять ступеней развивающегося бытия:
1) мир неорганический;
2) мир растительный;
3) мир животный;
4) мир человеческий;
5) мир божеский.
Он говорит о том, что это ряд наиболее твердо определенных и характерных повышений бытия с точки зрения нравственного смысла, осуществляемого в богоматериальном (можно читать: идейно-материальном) процессе. Чтобы достичь, своей высшей цели и проявить свое безусловное значение, существо должно, прежде всего, быть, затем оно должно быть живым, потом сознательным, далее разумным и, наконец, совершенным.
В этом случае каждое предыдущее царство (мир) служит ближайшей материей для последующего в «процессе собирания вселенной», ее развития и совершенствования. Здесь каждый новый мир представляет условие, необходимое для осуществления высшей и окончательной цели – действительного явления в мире совершенного нравственного порядка, Царства Божия, или откровения свободы, и славы сынов Божьих. Здесь слова В. Соловьева употреблены не в строгом религиозно-догматическом смысле, а в смысле становления гармонии мира.
Люди сознательно или бессознательно придерживающиеся этого мировоззрения, интересуются небом, звездными мирами, различными пространствами и временными состояниями и построениями, допускают наличие определенного здравого смысла в астрологических прогнозах.
Другую концепцию бытия условно можно назвать социологической. Здесь бытие рассматривается, ощущается и осмысливается прежде всего как общественное бытие, реальный процесс жизни людей в гражданском обществе и в условиях политической его организации. В этом случае признается, что сущность жизни отдельного человека определяется прежде всего совокупностью экономических, политических, социально-классовых, нравственных, религиозных, национальных и общекультурных отношений. Этот аспект бытия, или концепция бытия, разрабатывается политологами, экономистами, социологами, демографами, культурологами, экологами. Социологическая концепция бытия представлена, прежде всего, в средствах массовой информации - на радио, телевидении, кино, театре, газетах и журнала. Особо остро переживается и интенсивно осмысливается бытие как общественная жизнь в переходные моменты истории.
Следующую концепцию бытия можно назвать экзистенциальной, или личностной. В рамках этой концепции бытие рассматривается как внутренний, духовный, душевный, эмоциональный, чувственный мир отдельного человека, личности. Да, космос определяет жизнь людей; да, от состояния финансов страны, производительности труда в обществе и уровня культуры зависит жизнь человека; но самое главное – радуется ли человек солнцу и морю, деревьям, птицам и реке, хорошо ли ему в этом мире, любит ли он свое дело, дом, город, страну, в которых живет. «Не бывает скучных времен, – говорил Кола Брюньюн Ромена Ролана, – а бывают скучные люди». Эта концепция представлена у Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, у Ж.-П. Сартра и А. Камю, у А.С. Пушкина и М. Кундеры и у многих других философов и писателей. Согласно этой концепции, весь мир, все бытие «стягиваются» в одну точку, во внутренний мир одного человека. И человеку кажется, что это и есть все, все бытие. Однако, по большому счету, внутренний мир человека становится ему привлекательным, радостным, значимым, неуничтожимым и бесконечным, когда человеку удается выйти на уровень всеобщности, когда его жизнь и жизнь, других людей, природы, вселенной – одно и то же, тождественны.
Экзистенциальная концепция становится истинно значимой, когда в определенных отношениях становится тождественной социологической и космической. «И часть есть целое, и целое есть часть, и каждое есть все, и все есть все, и беспределен блеск этого мира», – так говорил Плотин. У материалистов бытие есть материя. «Ничего нет в мире кроме движущейся материи», – говорят они. «Все состоит из атомов и пустоты», – писал Демокрит. Атом есть мельчайшая неделимая частица вещества (материи) с постоянной массой и размерами. Конечно же, представления о материи от древности до наших дней изменялись. Сначала это вода (Фалес), потом - воздух (Анаксимен), апейрон – беспредельное у Анаксимандра. Надолго, вплоть до начала нашего века, в качестве материи, признавались атомы Демокрита. Но когда была открыта радиоактивность атом оказался, делим, пришлось «отыскать» более общее определение. Слово «отыскать» употреблено в том смысле, что за 2500 лет материалистической традиции этих определений было много.
Материя есть объективная реальность, данная в ощущении, – такого взгляда придерживаются современные материалисты. Под объективной реальностью понимается все то, что существует само по себе, по своим собственным законам. Под субъективной реальностью понимается та же объективная реальность, только в специфическом чувствовании и осмыслении отдельных людей. Под данностью в ощущении понимается данность в познании. Познает же человек с помощью чувств, разума, применяя различную технику и приборы. Следует заметить, что такое определение материи имеет большое методологическое значение. Дело в том, – что какие бы новые «мельчайшие» частицы мира ученым ни удалось бы открыть, они все «подходят» под это определение, а то, что это происходит и будет происходить, демонстрирует гигантские успехи современной физики. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна - вот одно из современных звучаний философского тезиса о неисчерпаемости мира. Признание познаваемости мира в определении тоже очень важно. Понимая, что бесконечный и неисчерпаемый мир не будет «до конца» познан никогда, в определении подчеркивается, что в мире нет принципиально непознаваемых предметов, процессов, феноменов, нет границ познания. С другой стороны, не следует забывать, что признание неисчерпаемости мира заключает в себе и, наоборот, принципиальную непознаваемость мира, то есть признание вечной ограниченности познания.
Материалисты марксистского толка считают свою философию самой верной, наиболее адекватно отражающей окружающий мир, совпадающей с научной объективностью. Аргументы таковы: если идеалисты за основу берут разум, интуицию, т.е. такие феномены, которые зависят от произвола, субъективности человека, то у материалистов за основу взят сам мир, существующий по своим собственным законам, не зависящим от субъективности и произвола человека. Однако они «забывают» или не договаривают, что сам мир о себе ничего не говорит (он «молчит»), кроме того, что он есть. Поэтому все определения и заключения материалистов о мире становятся такими же субъективными, произвольными, в той или иной мере, как и у философов, стоящих на других исходных позициях.
У идеалистов объективных бытие есть прежде всего мир объективных идей, мирового разума, абсолютного духа, мировой воли, божественного разума. Все предметы, люди и природа есть творение и порождение этого разума. Выразителями такого принципа понимания бытия являются Платон, Плотин, Августин Блаженный, Спиноза, Гегель, современные неотомисты.
У субъективных идеалистов бытие есть совокупность ощущений и мыслей каждого отдельного человека. Предметы существуют в том случае, если они воспринимаемы. Такое понимание бытия ярко выражено у Сократа, Дж. Беркли, Г. Фихтe, у современных экзистенциалистов. Экзистенциальную концепцию бытия (см. выше) можно понимать как современное выражение субъективно-идеалистической концепции бытия.
Необходимо помнить, что в истории философии существует и много других, заслуживающих внимания концепций бытия. Это происходит потому, что мир, в котором мы живем, бесконечно многообразен. Важно не забывать, что каждая концепция по-своему ценна, имеет определенный смысл, так или иначе способствует более глубокому пониманию мира. Различные концепции бытия, при их противоречивости на первый взгляд, предполагают друг друга, зачастую дополняют друг друга и могут переходить друг в друга.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1067;