Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900).
Владимир Соловьев является одним из самых выдающихся мыслителей России. Родился он 16 января (по старому стилю) 1853 г. в Москве, в семье известного историка, профессора Московского университета С. М. Соловьева. Дед Соловьева был священником, очень набожным и горячо верующим человеком, поэтому неудивительно, что мальчик уже в семилетнем возрасте начал читать жития святых и даже из аскетических соображении спал зимой без одеяла. С юных лет его начали посещать видения, наложившие сильнейший отпечаток на формирующееся мировоззрение подростка. Он видел вещие сны, в которых ему являлся и образ некоей прекрасной ликом девы. Однако в 13-летнем возрасте Соловьев пережил сильнейший духовный кризис, который продолжался целых шесть лет — с 1866 по 1871 гг. Став на некоторое время последовательным атеистом и материалистом, он даже избавился от всех имевшихся у него икон. Однако преодолению юношеского увлечения идеями социализма способствовало чтение трудов таких мыслителей, как Спиноза, Кант, Шеллинг, Гегель и Шопенгауэр.
В 1869 г, он поступил в Московский университет, где изучал естественные науки, историю, философию и филологию. По окончании университета Соловьев еще один год провел в стенах Московской Духовной академии, где изучал богословие и православную догматику. Через шесть лет после защиты магистерской диссертации «Кризис западной философии (против позитивистов)» он блестяще защищает докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал» и начинает преподавательскую деятельность в Московском и Петербургском университетах, а также на очень модных в то время Высших женских курсах. Однако вскоре ему пришлось расстаться с академической карьерой — в марте 1881 г. Соловьев выступил со смелым призывом к царю Александру III простить народовольцев, убийц его отца. Вскоре он был вынужден оставить службу в Министерстве народного просвещения, посвятив остаток жизни занятиям философией. За этот период Соловьевым были написаны сочинения, обессмертившие его имя в истории русской философии.
За всю жизнь он так и не завел своего дома и семьи. Жил на квартирах у друзей и в гостиницах. В конце жизни страдал от почечной недостаточности, от чего и скончался летом 1900 г. на даче у своих лучших друзей и учеников — князей Трубецких. Умирал он, по свидетельству очевидцев, спокойно и с достоинством, предварительно позвав местного священника для исповеди и причащения.
Основные работы. «Критика отвлеченных начал», «Чтения о богочеловечестве», «История и будущность теократии», «Россия и вселенская церковь», «Оправдание добрал, «Три разговора», «Религиозные основы жизни», «Смысл любви».
Главными темами философии Соловьева являются понятия всеединства, Софии (Премудрости Божьей), богочеловечества, добра.
Под всеединством Соловьев понимает единство истины, красоты и добра. Это некий высший, божественный уровень бытия, который можно постичь, только овладев соответствующим «всеединым» знанием: мистическим, рациональным и эмпирическим. Именно в слиянии всеединого божественного бытия со всеединым знанием о нём и воплощается, по Соловьеву, абсолютная идея всеединства, в котором человек играет важную роль.
Истинный смысл человеческой жизни видится Соловьеву в осуществлении человеком идеи всеединства на индивидуальном уровне. Человек, считает он, призван стать передаточным звеном, посредником между высшим божественным миром и земной физической природой. Эта задача может быть выполнена человеком лишь при осуществлении им идеалов Любви и Добра, которые находят воплощение в наших естественных жизненных принципах — прежде всего в чувстве сострадания и милосердия.
Соловьев о человеческом обществе. Но человек – существо не только индивидуальное, но и общественное, поэтому идеал всеединства должен воплощаться также и на социально-политическом уровне бытия. Это может и должно произойти, убежден Соловьев, только в форме богочеловеческого союза свободно объединившихся людей – в виде т. н. «свободной теократии» Под этим термином Соловьев понимает не узконациональную форму государственного устройства, а всеобщую, вселенскую церковь, объединяющую в себе все народы мира. Только на этих путях он видел возможность преодоления мировой вражды, эгоизма, войн и установления Царства Божьего уже здесь, на земле.
Объединение, мировых конфессий в единую вселенскую церковь должно начаться, считает Соловьев, с объединения двух ведущих Церквей – католической и православной. Таким образом, может быть установлена новая форма государственной власти, при которой и монарх (светская власть), и первосвященник (духовная власть) будет совместно осуществлять идеал всемирной церковно-монархической державы. Интересно, что главенствующую роль в этом объединительном процессе и дальнейшем вселенском правлении Соловьев поначалу отводил России и русскому самодержцу.
Соловьев о русской идее. Впоследствии Соловьев, конечно, отказался от этой явно утопической идеи и перестал считать Россию «третьей силой», самим Богом призванной стать связующим звеном между Западом и Востоком. Более того, некоторое время, он даже довольно резко критиковал официальную церковно-государственную политику России, считая, что эта политика должна служить не только узконациональным интересам, но и «во благо всего христианского мира». В этом, по его мнению, и заключается основной смысл того, что принято называть «русской идеей»
Основу нравственного мировоззрения человека по Соловьеву, составляют чувства сострадания и стыда. Сострадание призвано помочь человеку воспитать в себе такие важнейшие качества Добра, как милосердие, справедливость, забота о ближнем. Стыд же для Соловьева является ярким признаком живой человеческой души, ее подлинного бытия: «Я стыжусь, следовательно, существую не только физически, но и нравственно». В целом, благодаря этим качествам всякий человек, согласно Соловьеву, может и должен различать в своей повседневной жизни понятия добра и зла, т. е. стремиться к воплощению в самом себе божественного идеала.
Добро, считает Соловьев, есть высшее проявление божественной силы в мироздании. Именно благодаря Добру на земле возможно существование таких понятий, как мудрость, красота, любовь, дружба. Добро есть духовное содержание, наполняющее собой все в этом мире. Каждый человек обязан ощущать в себе Добро, стремиться к его воплощению в своих мыслях, планах, идеях, побуждениях и поступках, словом, всячески способствовать созиданию Царства Божьего на земле.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 941;