Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856).
П.Я. Чаадаев по праву считается первым русским мыслителем, с которого традиционно начинают отсчет истории русской философии.
Весьма интересен духовный портрет Чаадаева, который можно составить по воспоминаниям его современников. Так, его друг декабрист Иван Якушкин писал в своем дневнике: «Он чрезвычайно экзальтирован и весь пропитан духом святости... Ежеминутно закрывает себе лицо, выпрямляется, не слышит того, что ему говорят, а потом, как бы по вдохновению, начинает говорить». Все это было вызвано полной убежденностью Чаадаева в предначертанной ему свыше высокой роли в истории России. Он ощущал себя пророком, призванным сообщить человечеству некие откровения касательно целей и судеб мирового исторического процесса.
Основные работы. «Философические письма», «Апология сумасшедшего».
В своем творчестве Чаадаев стремился сблизить учение о человеке с учением о целесообразности и закономерности мирового исторического процесса. Человек и его роль в истории человечества – вот лейтмотив чаадаевского творчества. И в самом человеке, и в мировой истории особое значение играют разум и нравственность, основанные на христианских идеалах и ценностях. Двигателем истории является, по Чаадаеву, Провидение; оно направляет народы к определенной конечной цели, к религиозному объединению человечества. Причем объединиться человечество может лишь на основе христианской религии. Таким образом, весь исторический процесс представляет собой созидание на земле Царства Божьего, и по-настоящему в историю можно включиться только через приближение этого Царства. Отсюда вывод – истинно историческими являются только христианские народы, как носители подлинной духовности; они «постоянно идут вперед», к указанному в Библии концу истории.
Однако не все христианские народы одинаково историчны. Россия, как оплот Восточной церкви, которая некогда вышла из христианского «всемирного братства», не попадает в круг «благодетельного действия» Провидения из-за «слабости нашей веры или несовершенства наших догматов». Мы постоянно отстаем в своем развитии, лишь повторяя прошлое западноевропейской цивилизации. Все истины, которые мы только-только открываем для себя, уже давно известны на Западе. Поэтому Россия должна учиться жить у опередивших нас европейских народов, где веками складывались фундаментальные идеи закона, порядка, долга, права. Ничего подобного нельзя найти в российской действительности, и от этого проистекает ее общественная неустроенность. Именно поэтому, говорит Чаадаев, русская мысль неспособна к последовательной систематической работе, а российское общество бывает столь равнодушно к понятиям лжи и правды, добра и зла. Однако не все так плохо. Само географическое положение России, находящейся между Западом и Востоком, должно привести к объединению двух великих начал – рассудка и духа. Поэтому Чаадаева в первую очередь интересует поиск «всемирной идеи» в виде построения обще христианской мировой цивилизации.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 906;