Фрейд - основоположник психоанализа.
Фрейд Зигмунд (1856 - 1939). Родился в Австрии. Разработал технику психоанализа, как перевод психических явлений из бессознательных в сознательные. И хотя он шел от гипноза, но в дальнейшем выступает против гипноза. С точки зрения философии «Лекции по введению в психоанализ» – это главная его работа. Она состоит из двух частей, в которых отражены два периода творчества. Первый период – психоаналитик и психиатр, а второй – это социология и философия.
Основные движущие человека силы Фрейд помещает в инстинктивную сферу деятельности, утверждая что все действия человека направляются в основном двумя основными инстинктами: стремлением к удовольствию или к удовлетворению естественных органических потребностей (инстинкт жизни) и стремлением к агрессии, разрушению, саморазрушению (инстинкт смерти).Эти инстинкты он называет именами греческих Богов – Эрос и Танатос. Инстинкт жизни он называет также сексуальным импульсом, либидо, который обеспечивает созидательную деятельность, и сексуальным устремлениям он придает чрезвычайно большое значение.
Согласно утверждению психоанализа, пишет он, психические процессы сами по себе бессознательны, – осознанны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни и это своего рода видимая часть айсберга. Бессознательное – это не только название временно скрытого, это особая душевная область со своими собственными желаниями, способом выражения, свойственными только ему душевными механизмами, которая исследуется прежде всего через анализ сновидений. Далее в этом же плане Фрейд анализирует причины неврозов, как результата конфликта неосознаваемых устремлений и осознаваемой морали общества. Фрейд создает концепцию структуры личности. Помимо Я, которое мы воспринимаем в себе интуитивно (Я мыслю, Я чувствую, Я действую, Я существую) он выделяет еще два основных компонента личности: ОНО (темная недоступная часть нашей психики) и Сверх -Я (в основном осознанное). Но одновременно он подчеркивает, что значительные части Я и Сверх - Я могут оставаться неосознанными, бессознательными.
Фрейд стремится поднять психоанализ на уровень мировоззрения на стыке философии и религии, стремясь избавиться от недостатков обоих и реализовать их сильные стороны. Он считает, что психоанализ может развить марксизм: «Показать, как эти различные моменты (всеобщая человеческая инстинктивная предрасположенность, ее расовые различия и их культурные преобразования) ведут себя в условиях различного социального подчинения, профессиональной деятельности, экономического стимулирования, – только таким образом можно довести марксизм до подлинного обществоведения». Таким образом, он ведет речь о построении некой супернауки.
5. Теория «коллективного бессознательного» К. Юнга
Юнг Карл (1875 - 1961). Он увлекался оккультизмом, представлениями о сверхъявлениях. Он понял очень рано, что человеческая психика является местом, встречи науки и религии, – конфликт между ними преодолим на пути подлинного самопознания. К главным положениям своего учения по анализу проблематики бессознательного психического он пришел еще до встречи с Фрейдом.
Вначале многое у него соответствует воззрениям Фрейда. Но Юнг делает открытие, что бессознательное – «не просто склад воспоминаний из прошлого», – там могут возникать совершенно новые мысли и идеи, которые никогда до этого не осознавались. И таким образом он переходит к трактовке коллективного бессознательного и архетипов ив этом его главное отличие от Фрейда (хотя надо отметить что поздний Фрейд сходным образом трактует Сверх - Я).
Чаще всего, отмечает Юнг, это проявляется как свойство гения, – многие художники, философы, ученые лучшими своими идеями обязаны вдохновению, которое рождается из таких истоков. Речь идет об архетипах некоего коллективного бессознательного, то есть не только об унаследованном архаическом остатке психического, но еще и о том, что может быть является неким резервуаром этих остатков, общим для всех индивидов. Именно такого рода архетипы по Юнгу дают толчок к созданию мифов, религий, философий, оказывающих влияние на целые народы, исторические эпохи, – они лежат в их основе. Но они же могут порождать и некие психозы, индивидуальные и массовидные, возникающие под их влиянием. Юнг развивал энергетическую концепцию психики, психической энергии и при этом в расцвете творчества отошел от пансексуализма, отверг теорию либидо.
В связи с анализом бессознательного Юнг глубоко анализирует проблему символа. Через анализ религиозных символов он вновь возвращается к проблеме коллективного бессознательного. Символы, особенно религиозные символы, выполняют охранительную функцию: они не могут быть устранены из нашей жизни без значительных потерь, – там, где они подавляются или игнорируются, их психическая энергия исчезает в бессознательном (индивидуальном, коллективном) с непредсказуемыми последствиями. Она может служить оживлению тенденций, которые иначе не могли бы проявиться.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 747;