Становление и развитие русской философии (XVIII - XIX вв.).
Один из первых славянских философов на Руси был «русский украинец» (так он сам себя называл) Григорий Сковорода. Он вел жизнь странствующего философа. Через духовное устроение отдельной личности, через воспитание человека нравственного только и можно придти к идеальному обществу, учил он. Мораль библейская у него с элементами стоицизма.
При Петре образование становится доступным и для простого народа. Пришел в столицу и М.В. Ломоносов (1711 -1765). Он проводил преобразования в области создания русских наук и русских образовательных учреждений. Ученый — энциклопедист, мыслитель и поэт. В теории познания он исходит из чувственных данных и разрабатывает принципы синтеза эмпирико-сенсуалистических и рационалистических знаний, эксперимента и логики. Он разрабатывает корпускулярную философию. Московский Государственный Университет был создан по его инициативе. Сочинения Ломоносова изданы, есть полное собрание его сочинений.
Русские после Петра активно воспринимают западную философию. Читали Гоббса, Томаса Мора, Дидро, Монтескье, Локка, Руссо, создавали собственные философские сообщества, появлялись философские труды. Историки отмечают творчество Радищева А.Н.: книга «Путешествие из Петербурга в Москву», – в ней проявилась прежде всего социально-политическая направленность этой работы.
В XVIII веке на Руси появляется русское масонство. В русском масонстве формировалась и развивалась русская интеллигенция. Надо было соединить веру и знания, овладеть магическими знаниями. Мистики русские – это Сперанский М.М., Лобзин А.Ф. Лобзин стремился познать высшие откровения религии с помощью разума. А Сперанский критикует разум. Он говорит о чувственности интуитивной, о том, что надо почувствовать тайну жизни. В XVIII веке на Русь проникают переводы западных оккультистов и мистиков – Беме, Сен Мартена и других. И учреждается орден Розенкрейцеров.
Развиваются высшие школы на Руси в XVIII веке. В 1755 открыт МГУ, но первые университетские профессора выходили из духовных академий. В XVIII веке были духовные академии в Москве, Киеве и 44 семинарии, – в них преподавали философию. Профессора читали курсы по западным источникам, исходя из своих вкусов. В России были популярны Кант, Шеллинг, Фихте.
В XIX веке в Отечественной войне 1812 года русские более основательно познакомились с европейской культурой и это толчок для развития русской культуры. В России в начале XIX века появляются философские кружки, общества любомудров.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 681;