Лекция № 8. Русская философия
План:
1. Предфилософия допетровской Руси (X - нач. XVIIIвв.).
2. Становление и развитие русской философии (XVIII - XIX вв.): П.Я. Чаадаев, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, В.В. Розанов.
3. Русская философия ХХ века: Н.А. Бердяев, В.И. Ленин.
1. Предфилософия допетровской Руси (X – нач. XVIIIвв.).
Существуют два мнения: русской философии до 18 века не было; другие говорят – была. ДоX века действительно трудно говорить о философии, так как не было письменности. Религия была языческая. И на территории России нация постепенно складывалась из множества народов и народностей, мировоззрение формировалась на основе их мифологических и религиозных взглядов.
Историки отмечают, что мифология восточных славян складывалась из множества элементов восточно-славянской, тюркской, скандинавской, угро-финской мифологических систем. Письменность появляется в X веке. Ее создают Кирилл и Мефодий – болгары. Тогда же появляется и обозначение – русский, русское. Древнейшей памятник письменности на Руси «Повесть временных лет» (откуда есть, пошла русская земля). Это один из первых источников, – относится к XII веку. В этом летописном своде описана борьба языческих и христианских воззрений, посещение киевских берегов Днепра апостолом Андреем, походы на Царьград в IX веке, контакты между Византией и Русью и крещение Руси – 988 год. Христианство в большой степени насаждалось сверху. Языческие элементы в религии сохраняются до сих пор. Один из памятников языческого миросозерцания на Руси «Слово о полку Игореве» – XII век, – христианских элементов в нем мало.
Переводилось библейские тексты с греческого, переводились византийские авторы. С XI века появляются самостоятельные произведения, – это «Слово о законе и благодати» Иллариона. Также создавали свои произведения Климент Смолятич, Феодосии Печерский, Кирилл Туровский, Владимир Мономах и другие. Выделяют три крупных литературных потока, в разной степени насыщенных философией. Тексты с ярко выраженной философской проблематикой, – это переводы из византийских и древнегреческих авторов. Также публицистика с морально назидательным характером, – их большинство. Были также новые тексты не философского содержания.
Влияние Византии до ее разгрома было глубоким. Византия в X веке была в расцвете и она обогатила религию, искусство, философию того времени. Помимо Византии на Русь влиял Запад через Украину и Польшу, с севера были связи со странами Скандинавии, с немецкими орденами в Прибалтике, на юге – даже с Индией.
Ситуация в стране ив эти времена была сложной. Сначала татаро-монгольское иго, – лишь в конце XV века от него освободились; Память осталась и есть источники, красочно повествующие об этом периоде. Это «Повесть о нашествии Тохтамыша», «Сказание о нашествии Едигея». Создавалась нация русская.
В конце XIV – в начале XV вв. расцветает русская культура, иконопись (Андрей Рублев, Феофан Грек). По поводу русских икон более поздние философы отмечают: в русских иконах отражалась философская мысль. И Евгений Трубецкой говорит об иконах, как «умозрении в красках». Иконы того времени отличаются мистической силой.
Один из ключевых в русской культуре – образ Софии Премудрой. По всей русской земле создавались храмы Софии. София, с одной стороны, это символ благоустроенности бытия, с другой стороны, – некая философема, воплощающая представления о божественной мудрости. На Руси строятся и создаются монастыри. Они были островками духовной чистоты и силы. В монастырях развивалась культура, создавалась национальная идеология, осмысливалась тема власти и тема сосуществования светской и религиозной власти.
В 1672 году родился Петр Великий. Начинается пора секуляризации, усиления светских влияний. На западе было Возрождение, а у нас в России – это эпоха философского просвещения.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 894;