А. Теология и философия мутазилитов
Основу убеждений мутазилитов составляли пять основных принципов: справедливость, динобожие, обещание и угроза, промежуточное состояние и повеление и одобрение
Вера в Божественную справедливость. Божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли, способность Бога творить только наилучшее и невозможность нарушения Богом установленного им извечного порядка вещей. Мутазилиты полагали, что если бы все поступки человека были бы заранее предопределены Богом, то не было бы никакого смысла в последующем воздаянии за те или иные поступки. В соответствии с доктриной Божественной справедливости, мутазилиты считали, что Бог должен творить только наилучшее. Они верили, что Бог может сотворить только хорошее. Это является Его обязанностью. Творение плохого невозможно для Бога.
Единобожие: строгий монотеизм мутазилитов отрицает не только политеизм и антропоморфизм, но также — вечность божественных атрибутов;
Обещание и угроза: Бог непременно осуществит свои обещание и угрозу, если он обещал покорным рай, а непокорным угрожал адом. Мутазилиты считали, что все обещанное Богом обязательно сбывается. Бог воздает добром за совершение богоугодных поступков и карает за совершение греха. Наряду с этим, Бог также выполнит свое обещание простить всех раскаявшихся людей. Поэтому все люди, совершающие богоугодные поступки, будут вознаграждены, а совершающие дурные поступки и грехи будут обязательно наказаны. Причем большие грехи без покаяния прощены не будут.
Промежуточное состояние: мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим, находясь в «промежуточном состоянии» между ним. Вера с точки зрения мутазилитов представляет собой совокупность свойств добра. Когда они соединены, человек называется верующим, и это похвальное звание. Нечестивый не соединяет в себе свойств добра и не заслуживает похвального звания, вследствие чего его не называют верующим. Но он не является также безусловно неверующим, потому что с ним остаются слова исповедания веры и все прочие добрые дела. Однако если он ушел из этого мира с тяжелым грехом, без раскаяния, то он будет в числе вечно пребывающих в аду, поскольку в загробной жизни есть только две категории людей: одна категория – в раю, другая – в аду. Но тяжесть наказания будет ему приуменьшена, и его ступень будет выше ступени неверующих.
Повеление и одобрение или призыв к совершению добра и воздержание от дурного - Мутазилиты верили в то, что необходимо совершать хорошие дела и призывать окружающих к этому, а также в необходимость воздержания от совершения дурных поступков и недопущения этого со стороны других людей.
Проблема божественных атрибутов и их соотношении с его сущностью - мутазилиты отвергали веру в реальное существование божественных атрибутов. Они утверждали абсолютное единство Бога и отрицали в нем всякую множественность и реальность приписываемых ему атрибутов, утверждая, что последние являются только обозначающими его именами. Мутазилиты среди атрибутов различали «истинные» атрибуты и «иносказательные». Истинные атрибуты понимались как конфигурация «действие-действующее-претерпевающее», например, «знание-познающий-познаваемое». Божественный атрибут «знание» указывает на наличие «знания» у божественной самости, на то, что Бог является «познающим» и что имеются «известные» ему вещи. Божественная сущность при этом остается одной и той же. Наибольшее значение среди «истинных» атрибутов мутазилиты придавали четырем: знанию, могуществу, воле и жизни. Первые три объясняли связь между первоначалом и мирозданием, а жизнь понималась как необходимый атрибут действователя, поскольку действовать в истинном смысле может только живое. Тождество атрибутов между собой означает совпадение в Боге воли и могущества со знанием, что предполагает подчинение неразумного начала в Боге разумному началу. В конечном итоге мутазилиты оставили Богу единственный атрибут – знание, тождественное божественной сущности и символизирующее закономерности мира. Знание Бога – и есть Бог.
Проблема извечности Корана как слова божьего или его сотворенности во времени- основной вопрос, который стоял в первые века существования ислама, был вопрос о единобожии, противопоставленному политеизму язычества. Идея монизма и единственности мироздания стала одной из центральных тем калама. Мутазилиты обсуждали эту проблему в рамках последовательного рационализма, для чего привлекали логику и метафизику античных философов, учение о началах бытия. Рассуждая о единстве и единственности Бога, мутазилиты стремились к чистоте этой идеи. Исходя из рационалистической интерпретации идеи Бога, мутазилиты пришли к тому, чтобы отождествить его с закономерностью, пронизывающей все сущее. В противоречие с мутазилитским монотеизмом вступал тезис о несотворенности Корана. Мутазилиты отрицали атрибутивное качество речи у Бога и считали Коран сотворенным. Доктрину о несотворенности Корана они считали отступлением от единобожия, так как признание Корана предвечным вело и к множественности предвечных субстанций. Так мутазилиты пришли к выводу о том, что Коран не может быть предвечным. Следовательно, Коран сотворен. Коран для мутазилитов – это не более чем слово Божье, услышанное пророком и переданное людям в доступной им форме (на арабском языке). А это значит, что от буквального понимания содержания легко перейти к выявлениям скрытых смыслов, которые можно и нужно толковать и комментировать в критериях разума.
Проблема свободы воли и предопределения- Мутазилиты утверждали, что у человека наличествует свободная воля, и за все дурные поступки он должен отвечать перед Богом. Бог, согласно учению мутазилитов, всемогущ, но только относительно добра и справедливости. Зло и несправедливость не исходят от Бога, значит есть такие акты, которые Всевышний неспособен совершать. Когда, например, ан-Наззама обвинили в отрицании всемогущества Бога, то он ответил: «Вы не допускаете, чтобы Бог творил зло актуально, а я не допускаю, чтобы потенциально». Если человек свободен, то он волен совершать как добрые, так и дурные поступки. Бог, в силу своей справедливости, оказывается вынужденным награждать человека за благие дела и наказывать за дурные. В итоге получается, что Бог совершает это не по своей воле, но по своей справедливости. Бог обязан, желает он того или нет, награждать или наказывать свои создания.
мутазилиты исходили из того, что поскольку Бог справедлив, то с необходимостью следует, что человек должен быть создателем своих собственных дел. Тогда только можно сказать, что он свободный и ответственен за свои поступки. Данный вывод связан с их подходом о том, что если человек не является творцом своих поступков, и если любые совершаемые действия творятся Богом, как можно тогда иметь ответственность за эти действия и заслужить наказание за свои грехи? Все мутазилиты соглашаются в том, что человек – творец своих волевых действий. Человек некоторые свои действия совершает «естественно-неохомимым путем», а некоторые – по «вынуждению». Следовательно, если человек является творцом своих собственных поступков, это может значить, что только в его воле, например, быть покорным Богу, или стать неверным. Характеризуя мутазилитов аш-Шахрастани писал: «Мутазилиты единогласно утверждают, что человек решает сам и сам совершает свои поступки, и добрые и злые; поэтому он заслуживает награды или наказания в ином мире за то, что он сделал. Так Господь предохраняет человека от связи со злом или неистинным – от любого акта неверия или от преступления. Ибо если он творит дурное, неправду, он должен быть дурным, и если он творит справедливость, он справедлив».
Мутазилиты трактовали действие человека в тех же категориях, в которых описывали действие Бога: как действие человека совершается благодаря его воле и могуществу, так же и действия Бога описываются как совершающиеся по Его воле и в пределах. Естественным следствием такого понимания оказывается вопрос о соотношении могущества Бога и человека.
Мутазилиты ясно различали эти две сферы, утверждая, что все, на что способен человек, не входит в сферу способности к действию Бога. Это означало жесткое утверждение автономии действия человека и, соответственно, его ответственности. Исходя из этого решался и вопрос о предопределении Богом веры и неверия человека. Все мутазилиты склонялись к тому, что они являются собственным действием человека.
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1539;