Античная философия классического периода
Атомизм проявляется как движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия. Интересно, что эта гипотеза связана с древним Востоком. Таким образом, первоначала сводили к атомам. Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесконечного множества мельчайших неделимых частичек - атомов, движущихся в пустоте. Атомы неделимы вследствие своей плотности, отсутствия в них пустых промежутков, и исключительной малости. Атомы и пустота - единственная реальность. Соединение атомов образует все многообразие природы. Атомы обладают силой самодвижения. Следует отметить, что душа состояла из тончайших круглых и особо подвижных атомов.
Как и другие «мудрецы» Демокрит попытался применить свою теорию для объяснения и происхождения, развития Вселенной. По его мнению, бесконечное движение атомов приводит их к совпадению, взаимной встрече и столкновению сначала отдельных атомов, а потом и целых комплексов. Человек - тоже скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Душа - вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, атомов. Демокрит также связывает душу с дыханием. В воздухе находится большое число мелких, крупных атомов. Вместе с входом тела входит воздух, а с ним и душевные атомы. Это удерживает давление внешнего воздуха (атмосферы) и препятствует выходу душа наружу. Поэтому во вдыхании заключены жизнь и смерть. Душа смертна, она уничтожается со смертью тела.
Софисты являлись энциклопедистами V века до н.э. с той, однако, поправкой, что они были не только теоретическими мыслителями, но что самое существенное для них, критиками и разрушителями старых понятий истин, оказавшихся ложными, старых обычаев, сотворенных хитрыми и своекорыстными правящими классами, древних общественных уз, которые были всего лишь тиранией.
Исходный принцип софистов, сформулированный Протагором, таков: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют. То, что доставляет человеку удовольствие, хорошо, а то, что причиняет страдания – плохо». Критерием оценки хорошего и дурного становятся здесь чувственные склонности отдельного индивида. Аналогично и в теории познания софисты ориентируются на отдельного индивида, объявился его со всеми его особенностями - субъектом познания.
Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399) В егопрактике диалог стал основным методом нахождения истины. С помощью искусно заданных вопросов он выделял ложные определения и находил правильные.
Сократ первый провозгласил, что истина только тогда истина, когда она доказана. При этом он исходил из того, что основой мира является недоступная чувствам, но постигаемая мыслью связь отношений, всеобщий разумный порядок, который властвует над всем. «Я знаю, что ничего не знаю. О том, что такое добродетель, я ничего не знаю. И все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и понять, что она такое»
В 399 г. до н.э. семидесятилетнего Сократа обвинили в том, что он не чтит богов, признанных государством, и вводит каких-то новых богов; что он развращает молодежь, побуждая юношей не слушать своих отцов. За подрыв народной нравственности Сократа приговорили на суде к смертной казни.
Платон (427-347 до н.э.) великий мыслитель пронизывающий своими тончайшими духовными интонациями всю мировую философскую культуру; он - предмет нескончаемых споров в истории философии, искусства, религии и науки. Платон говорил «мир - это непросто телесный космос, и не отдельный предметы и явления: в нем общее соединено с единичным, а космическое - с человеческим». Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей. По Платону, мир по природе двойственен: в нем различаются видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей.
Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей.
В.Ф. Асмус выделил следующую иерархию идей Платона:
1. идеи высших по ценности категорий бытия. Таковы идеи блага, истины, прекрасного справедливого. Это идеи, которые позднее стали называться идеями абсолютных качеств;
2. идеи физических явлений и процессов (покой, движение, цвет, звук, огонь);
3. идея для отдельных разрядов существ: «идея» человека, «идея» животного;
4. идеи для обозначения предметов производимых человеческим ремеслом (стол, кровать и пр.)
1. идеи отношений (например, равенство) доступной не чувствам, а уму.
Аристотель выступает против учения Платона о безусловной самобытности понятий, иначе, против учения об их безусловной независимости от вещей по бытию. Аристотель считает, что у Платона введение идей бесполезно:
1) бесполезно во-первых, для познания, ибо в них нет нового содержания, которого не было бы в вещах;
2) бесполезно для чувственного существования, ибо чтобы иметь значение для области чувственных вещей, царство идей должно существовать внутри области чувственных вещей, а у Платона область идей обособлена от мира чувственных вещей;
3) бесполезно потому, что логическое отношение между идеями Платона - это отношение общих идей к частным, причем общее - сущность частного. Но эти два положения: 1) отношение общих идей к частным, 2)идеи субстанциональны - по мнению Аристотеля противоречат друг другу. Это возражение Аристотеля получило название «третий человек», т.к. якобы Платон кроме чувственного человека и кроме идеи человека (второго человека) допускает существование еще одной идеи человека возвышающей над ним.
4) учение об идеях бесполезно потому, что теория идей Платона, по мнению Аристотеля не в состоянии объяснить их движение и становление.
Платон характеризует четыре разновидности отрицательного типа государства:
1.тимократию (господство честолюбцев);
2.олигархию (господство немногих над многими, основывающееся на имущественном цензе);
3.демократию (формально - это власть всех свободных граждан, фактически): противоположность между бедными и богатыми обостряется. В демократии происходит общая порча нравов, изгоняется благоразумие, водворяется наглость, своеволие. Для Платона демократия - главная беда политики. Демократия кратковременна, толпа скоро уступает власть единоличному тиранию.
4.тиранию (власть одного над всеми) - наихудшая форма отклонения от государственного строя.
Идеальное государство по Платону - это справедливое правление избранных мудрецов: по Платону власть должна принадлежать философам.
Наисовершеннейшее благо обладает четырьмя главными доблестями:
· Мудрость,
· Мужество,
· Сдерживающая мера,
· Справедливость.
Аристотель - величайший древнегреческий философ, создатель перипатетической школы. Определяя предмет философии, Аристотель говорил: «философия должна заниматься началами доказательства».Аристотель критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму - перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего космоса.
Категория - это фундаментальное понятие. Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основой была «сущность», или «субстанция», а остальное считалось ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение. Своим анализом потенции и акта Аристотель ввел в философию принцип развития. Тем самым Аристотель ввел в оборот философские категории возможности и действительности, а это и есть потенция и акт. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как все знание направленно на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность. Бог Аристотеля, однако, не есть личностный Бог. Аристотель является основоположником логики. Он сформулировал логические законы:
-закон тождества ( понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений),
-закон противоречия (« не противоречь сам себе» ),
-закон исключенного третьего (« А или не-А истинно, третьего не дано»).
Аристотель разработал учение о силлогизмах, в которых рассматривается всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений. Аристотель определяет противоположность как наибольшее или «законченное различие». В контексте учения о противолежащем и его видах Аристотель и формулирует тот основной закон, или принцип, бытия и мышления, который определяем и его логику, и его учение о бытие, онтологию (как стали говорить, правда, намного позднее).
У Аристотеля имеют место тоталитарные тенденции: человек - есть часть государства, личные интересы подчинены общественному благу. Граждане по Аристотелю свободны, граждане - не рабы, ими никто не владеет, они занимаются военными, эаконовещательными и судебными делами.
Государственное устройство – это распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти.
Государственные устройства, имеющие в виду общую пользу, являются положительными, - это царская власть, власть немногих, но более чем одного - аристократия, власть большинства - полития.
Отклонения от указанных устройств: от царской власти - тирания, от аристократии - олигархия, от политии - демократия. В результате получается три правильных формы правления:
1) монархия
2)аристократия
3) полития, при которых политики видят общую пользу и три неправильных формы правления:
1) тирания
2) олигархия,
3) демократия, где имеются в виду только личные блага правителей.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1151;