А. Теология и философия ашаритов
В центре теологии ашаризма - проблема божественных атрибутов, божественного предопределения и свободы воли человека, сотворённости Корана.
Божественные атрибуты-Философские воззрения аль-Ашари по проблеме божественных атрибутов были в основном схожими с матуридийскими. В отличие от матуридийской философии, у него все божественные атрибуты разделены на «отрицающие» (единство - в смысле немножественности, извечность - в смысле безначальности, бестелесность и т.п.), «сущностные» (жизнь, знание, могущество, воля, речь, зрение, слух), и «действенные» (Творец, Промыслитель, Оживляющий, Умертвляющий и другие). В духе рационалистической мутазилитской теологии ашаризм отрицает антропоморфность Бога. Вместе с тем он признаёт возможность лицезрения Аллаха, которую отвергали мутазилиты. Ашаризм склонялся здесь к выдвинутому антропоморфистами толкованию знаменитого коранического стиха - «лица день воскресения сияющие, на Господа их взирающие». Ашариты подчёркивали, что речь тут идёт не о чувственном видении, а своего рода познании Бога.
Свобода воли – По проблеме свободы воли человека и божественного предопределения, аль-Ашари занял среднюю позицию между сторонниками свободной воли (кадаритами) и сторонниками предопределенности (джабритами). Ашариты стремились согласовать точки зрения кадаритов и джабаритов для выработки «золотой середины» в вопросе предопределения и свободы выбора. Он ввёл концепцию «касб» — «присвоения». Большинство ашаритов считали, что человек — место совпадения действия и способности, сотворенных Богом и что всякое человеческое действие творится Богом и только присваивается человеком.
Ашаризм выступает против учения мутазилитов о свободе воли человека, выдвигая взамен тезис о божественном предопределении. Решая проблему моральной ответственности человека за свои действия, аль-Ашари и его последователи выработали концепцию касб, согласно которой человеческие деяния творятся Богом, а совершаются, приобретаются человеком, обладающим свободого выбора.
Аль-Ашари признавал ответственность человека за свои поступки. Но, в то же время, отрицание божественного промысла в этом вопросе ставило под вопрос атрибутивные качества Бога как Его всезнание и всемогущество. Поэтому аль-Ашари считал, что все деяния человека сотворены Богом. А человек их лишь приобретает в соответствии со своими пожеланиями и стремлениями.
Сотворённость Корана – Признавая извечность атрибута речи, ашаризм примыкает к «салафитскому» в исламском богословии учению об извечности Корана, отвергаемому мутазилитами. В отношении смысла Коран существует вечно, но его словесное выражение и форма возникли в определённое время. Ашариты полагали, что слова, произношение Корана сотворены, но смысл Корана извечен. Они различали «словесно выраженную» речь, и речь «внутреннюю».
Некоторые представители ашаризма, в частности, аль-Джувайни, полагали, что в этом отношении Коран не только возник во времени, но и не обязательно является божественным, так как Бог передал архангелу Гавриилу только смысл Откровения, с которым он в свою очередь познакомил пророка. Отсюда он делал вывод, что словесное оформление Корана может принадлежать пророку Мухаммеду.
Принцип допустимости - Ашариты выдвинули «принцип допустимости» («все, что можно вообразить, допустимо также и для мысли»).
Причинность - Ашариты отрицали существование естественных причинно-следственных связей между явлениями, считая, что происходящие в мире процессы идут в согласии с введённым Богом порядком, который предопределён Его извечным знанием. То есть, они отрицали естественную детерминированность. Закономерность происходящих в мире процессов ашаризм объясняет «обычаем», который введён Богом и не нарушается Им.
Ашаризм расходится с мутазилитами и в вопросе об оценке тяжкого греха, совершённого мусульманином. Если мутазилиты полагали, что грешник стоит между верующими и неверующими, то ашаризм признаёт за грешником статус мусульманина, хотя и обречённого на наказание в аду.
В близкой к мусульманской традиционалистам манере ашариты рассуждают о реалиях исламской эсхатологии, отрицаемых мутазилитами либо истолкованных ими в рационалистическом аллегорическом смысле.
Ученик ал-Ашари ал-Бакиллани значительно отличается от своего учителя, когда объясняет термин «присвоение». Он вводит отсутствующее у ал-Ашари понятие выбора и намерения в «присвоении». Человек является ответственным за свои поступки, считает ал-Бакиллани, только тогда, когда он намеревается и сознательно выбирает что-то. Но в утверждении того, что человек может действовать или присваивать только тогда, когда Бог сотворит в нем силу для определенного действия, он следует за ал-Ашари. Суть точки зрения ал-Бакиллани хорошо подметил аш-Шахрастани: «Он отличается от своего учителя тем, что сотворенная способность (человеческая) оказывает какое-то влияние на осуществление действия, и особенно на характер действия. Так, например, если движение сотворено Богом, то характер движения, как хождения, вставания и сидения совершается сотворенной способностью».
Ал-Джувейни не согласился с трактовкой ал-Бакиллани. Он считал, что действие в своем существовании опирается на человеческую способность и эта способность, в свою очередь, опирается в своем существовании на другую причину, так что отношение способности к этой причине аналогично отношению действия к способности. И таким образом, каждая причина имеет свою причину, пока мы не дойдем до причины причин, до творца всех причин, не нуждающегося в причине. Как мы видим, ал-Джувейни достаточно далеко зашел в трактовке данной проблемы. Даже аш-Шахрастани был вынужден отметить, что «все это не из учения мусульман».
А ведь ал-Джувейни считался последователем ал-Ашари. Большинство ашаритов считало, что всякое человеческое действие творится Богом и только присваивается человеком, т.е. человеческое действие самоценно лишь в том смысле, что сам человек – место совпадения действия и способности, сотворенных Богом.
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 1988;