Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891).

Леонтьев интересен прежде всего своей необычной концепцией мировой и русской истории. Согласно ей, всякая национальная культура может быть уподоблена строению живого организма. При этом жизнь любой отдельно взятой культуры также может быть рассмотрена с точки зрения жизни физического тела. Она в своем развитии проходит три последовательные стадии:

1) Стадия первичной простоты. Когда отдельные элементы еще не собраны воедино и не представляют собой единого организма культуры.

2) Стадия цветущейсложности. Здесь отдельные элементы уже достигают предельного единения и образуют высший уровень национальной культуры.

3) Стадия вторичного смесительного, упрощения. Здесь культура утрачивает свое своеобразие и самобытность, распадаясь и исчезая.

Отталкиваясь от этой идеи, Леонтьев критически оценивает современное ему буржуазное общество, считая, что западная культура с ее технократической системой хозяйствования и тягой к формальному равенству находится как раз в третьей стадии своего развития и вскоре должна неизбежно погибнуть. В то же время Россия еще даже не вошла в стадию цветущей сложности, а находится на ее пороге. Поэтому он выступал с резкой критикой все большего проникновения западной цивилизации в цельный, самобытный мир русской культуры.

К.Н. Леонтьев был настроен против социалистических, демократических и всякого рода иных уравнительных идей, считая их ярким признаком мещанской буржуазной морали, Эго, говорит Леонтьев, ведет к победе в национальной культуре всего пошлого, бесцветного, бездарного; формирует безрелигиозный тип человека, уничтожает все по-настоящему красивое, возвышенное, эстетичное. А эстетическая красота в культуре для Леонтьева самое главное. Ради этой красоты можно пожертвовать чем угодно, даже собственным здоровьем и жизнью: «Какое мне дело, в более или менее отвлеченном исследовании, не только до чужих, но и до моих собственных неудобств, до моих собственных стонов и страданий?» В этих словах заключен весь леонтьевский философский эстетизм, парадоксальный и даже шокирующий.

Леонтьев об исторической задаче России. Как бы там ни было, а Россия, по убеждению Леонтьева, может и должна противостоять напору Запада, чтобы сохранить свою самобытную культуру. Для этого ей необходимо отвергнуть западный путь развития и укрепить свой неповторимый «славяно-византийский общественный идеал» с только ему присущими самодержавием, аскетическим православным христианством и особой русской духовностью. С этой точки зрения исторический прогресс и наука не могут выступать в качестве универсального средства для достижения счастья на земле. Однако при этом он не разделял и взглядов славянофилов, справедливо критикуя многие недостатки, слабости и пороки русского национального характера. Поэтому многие современники оценивали творчество Леонтьева как реакционное, – антидемократическое, даже антигуманное, а его самого называли ретроградом и шовинистом.

Особенность патриотизма Леонтьева. Тем не менее, его общественно-философскую позицию нельзя определять столь однозначно. Скорее, можно говорить о живом, подлинном чувстве патриота, болевшего душой за судьбы родины, хотя и позволявшего себе довольно резкие оценки. Так, например, говоря о будущем России, Леонтьев был уверен в том, что «вредна ли или полезна будет эта будущность России для остального мира, разрушительная она будет или созидающая - это другой вопрос, но что будущность есть великая — это ясно. Это ясно из самых отвратительных пороков наших»








Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 643;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.