Гатти-гумаюн (1857г.). Новый порядок избрания Константинопольского патриарха.
Восстание греков было подавлено, но оно не прошло бесследно. Принципиально меняется положение с изданиемГатти-гумаюна 1857 года. Этот документ изменяет положение христиан в империи.
Он появляется именно в это время потому что Турция участвовала в Крымской войне, поводом для которой были притеснения христиан на Святой Земле. Это турецкие владения в то время. Поэтому претензии Российского правительства, которое считалось покровителем православных христиан во всех государствах, были обращены к Турции. Ну и в силу иных причин началась война, где на стороне Турции выступали так называемые союзники: Англия, Франция, Сардинское королевство. Это оборона Севастополя… Война, которая Россией была проиграна.
И вот, чтобы показать, что они не сторонники фанатичной Турции, просвещенные европейцы, державы, которые помогали Турции, они оказали давление на Порту, и потребовали, чтобы изменилось положение христиан. Таким образом, христиане в результате этой войны выиграли.
Гатти-гумаюн - это новый свод законов для христианского населения, составленный при участии особой комиссии из духовных и светских лиц (христиан). Комиссия выработала следующие правила для избрания патриарха. В случае вдовства патриаршего престола, при патриархии составляется особое избирательное собрание. В его состав входили все митрополиты, составляющие патриарший синод, а также все находящиеся во время избрания в Константинополе митрополиты. Из мирян входили: великий логофет и два чиновника патриаршего двора, члены смешанного совета при патриархии, несколько крупных гражданских и военных чиновников (из христиан), представители от всех епархий патриархата и проч. Состав мирян определялся более 60 человек. Имена всех указанных кандидатов вносились в особый список, при этом избиратели - миряне имели право предлагать своих кандидатов, если последних одобрит третья часть духовенства. Заготовленный список представлялся правительству, и турки вычеркивали оттуда для себя заведомо невозможные кандидатуры. Кандидаты в патриархи, из своего числа, тайным голосованием избирали трех кандидатов, из которых митрополиты и епископы оставляли одного, который и объявлялся патриархом. Об избрании немедленно сообщалось султану, который санкционировал избрание нового патриарха, независимо от своего желания. Таким образом, сильно ослаблялось влияние турок на избрание патриарха. С другой стороны, новыми правилами были ослаблены интриги синодальных архиереев при избрании патриархов. В 1860 году новые правила избрания патриарха были введены в церковную практику (Подробнее об этом см.: Лебедев А.П. История Греко-восточной Церкви под властью турок. СПб, 1903г. Эта работа есть в 8 томе «Собрания Церковно-Исторических Сочинений»).
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1284;