Ухудшение положения Православной Церкви.

Конечно, уже при Мехмете II отношения с турками были не столь безоблачными. Юридическое положение Православной Церкви на Востоке не всегда соответствовало ее фактическому положению. Мусульманская нетерпимость и преимущество завоевателей давали себя знать. Высокая порта (т.е. правительство турецкой мусульманской империи) христианский народ, т.е. не духовенство и иерархов, а в целом греков называла райи. Все не-мусульмане – это райи, в переводе - «скот», вполне официально - так было принято в империи.

Мехмет II, запретив вторгаться в церковные распо­ряжения патриарха, сам же грубо оскорбил патриарха Иоасафа Кокку, приказав отрезать ему бороду за то, что он не бла­гословил жениться одному греку, любимцу султана, при жизни законной жены. Запретив обращать христианские церкви в ме­чети, он уже после изданного им закона обратил в мечеть пат­риарший (второй по величине) храм святых Апостолов (патриархии пришлось перебраться в церковь Всеблаженной). Он же нарушил и запрещение относительно насильственного обращения христиан в мусуль­манство.

Патриархов часто сменяли. Но к этому привыкли, потому что императоры тоже убирали патриархов и ставили. Кстати сказать, инициаторами выступили сами греки. За фирманы, которые выдавались патриарху, они стали благодарить, и потом уже турки воспринимали это как норму, и каждый раз за эти фирманы сумма увеличивалась.

Патриарх в XVI веке перебирается на Фанар,район в Стамбуле, где компактно проживали греки. Тогда уже отняли и церковь Всеблаженной. В XVI веке в Константинополе проживало 100.000 греков (так называемые, греки-фанариоты). Это были хранители преданий, национальная элита, которая формировалась вокруг патриарха.

На местах представители самых знатных греческих фамилий являлись архонтами. Архонт – это глава общины, который отвечает за неё, и является посредником между своим народом и турками. Т.е. греки жили как община, со своими ответственными. Чуть что – он в ответе. С другой стороны, он имеет все привилегии, и право ходатайствовать за свой народ. Были и выдающиеся люди из архонтов.

Греки имели привилегию перед другими народами: они могли стать моряками, т.к. они издревле были искусными мореплавателями, особенно жители греческих островов. Турки позволяли это в виде исключения, по необходимости, так как сами долгое время не владели морским делом. Вообще же, по закону, райя не может брать в руки оружия и служить в армии. У Болгар были войницы – что-то вроде стройбата. Полувоенное ополчение, вооруженное пиками, без огнестрельного оружия, которое охраняет обозы, строит, таскает… В особенно привилегированном положении из всей райи – болгарские сокольники – те, кто поставляют тренированных соколов для соколиной охоты ко двору султана.

Фанариоты, живущие в Константинополе, образуют собой центр рассеянной нации, потому что многие греки живут за пределами империи, расселяясь по всему миру. По своему складу это приспособленцы, которые, утратив господство в политической сфере, взяли реванш в культуре и финансах. Они создают школу и гимназии, и именно они проводят в жизнь эллинистическую идею - превратить всех в греков по языку и культуре. Никаких славян, никаких бессарабов, никаких румын. Должны быть все греками. Понятное дело, что греки получатся второсортные, т.е. все равно варвары, и этнические греки будут наверху.

Из фанариотов турки поставляют кадры администрации. И, надо сказать, эти фанариоты иногда достигают невероятного влияния. В XVI веке был такой Михаил Кантакузин, который прославляется в народных песнях, его называют «господин Михаил». Очень яркий человек, собиратель греческих рукописей, картин. Был страшно сребролюбив. Брал со своего, чужого, живого и мертвого. Все – греки и турки – называли его «шайтан оглы». Можете перевести чей он сын. В конце концов, его повесили на воротах. Греки им гордились - какой он молодец! - как высоко взлетел, всем показал, что такое греческий народ!

Драгоман, переводчик – это почетная должность при посольствах и высших турецких сановниках, не знавших ни греческого, ни европейских языков. Здесь они до XIX столетия были хозяевами положения. И без драгоманов обойтись невозможно, потому что надо знать тонкости языка и культуры и вообще как-то представлять греческую сторону.

Самым знаменитым драгоманом был князь Маврокордато, удостоенный княжеского титула от австрийского императора Леопольда. Тот тайно его возвел в княжеское достоинство, потому что Маврокордато, видимо, действовал в пользу Австрии. Это XVII век. Потомки Маврокордато владели землей, еще в начале XX века, в Москве в районе села Всехсвятское, это метро Сокол. Т.е. они потом стали русской аристократической фамилией. Князья Маврокордато – довольно редкая фамилия, но известная в свое время. Он был человеком, который заправлял всеми делами. Т.е. турки перед греками в каком-то смысле капитулировали, были побеждены. Самим ходом жизни турки должны были броситься в объятия образованных греков. Победители очутились в объятиях побежденных.

Побежденные же не сидели сложа руки, и в XVIII веке превратили Румынию в свою колонию. Румынией управляли фанариоты. Турки боялись, что здесь усилится влияние России, поэтому всячески способствовали этой греческой экспансии. А фанариоты местный народ во всю разоряли, под предлогом помощи Святой Горе Афон. Отбирали церковные земли. Лишь часть отправляли на Афон и в Иерусалим, но очень щедро делились с Иерусалимским и Константинопольским патриархами, которые все это безобразие прикрывали.

Прибирают к рукам откупа – соляной и иные. Откуп – это когда человек за определенную сумму берет монопольное право торговать каким-то товаром, например, солью. Можете себе представить – без соли обойтись нельзя. И дальше уже начинает взвинчивать цены по своему разумению.

Конечно, появляется знаменитая греческая финансовая элита, которая богатеет. С другой стороны, чтобы не вызвать зависти у турок, прибедняется, ходит в рваной одежке. Конечно, турки всё понимали, но ничего не могли поделать, называли их «румейская райя» («римские скоты»).

Остальное христианское население обладало только одним правом - нести подати и повинности в пользу государст­ва, которые несли на себе печать морального гнета. Такими были харадж[100] и десятина детей или подать душ. Эти подати несло только христианское население. Ха­радж сам по себе был не тяжел, но крайне унизи­телен. Он платился за право существова­ния в Турецкой империи, за право, так сказать, дышать турецким воздухом и ходить по турецкой земле.

Но особенно тяжела была десятина мальчиков. Она вносила тяжелое горе в христианские се­мьи, когда дети насильно отрывались от своих родных домов, и воспитывались в ненависти к своей народности и вере. Забирали в янычары детей, которые едва достигли отроческого возраста, воспитывали их в исламе, и, затем они становились фанатичными воинами без рода, без племени, охраняющими самого султана, и участвующими в разного рода военных походах.

От десятины мальчиков были освобождены Константинополь, Галата (предместье Константинополя), а также город Навплия, и земли, которые пришли под власть султана добровольно (в основном земли бывшей венецианской республики). Не бралась десятина в Аравии, Египте и Венгрии. В Болгарии от нее освобождены войницы. К счастью христианского населения, эта подать была отменена в половине XVII века в связи с протестами самих турок, которые стали завидовать карьере, ожидавшей этих христианских мальчиков.

Свидетели-христиане в турецких судах не допускались, обязательно требовались свидетели-турки. Приходилось отказываться от возбуждения своих законных исков в турецких судах. Стеснительными законами обставлены были даже мелочные условия быта христиан: им запрещено было употребление материи зелёного цвета, так как такого цвета было знамя Магомета. Бы­ло определено расстояние, ближе которого христианин не дол­жен был появляться около мечети.

Гнетущим было для греков сознание их бес­правного положения. Особенно, при воспоминании о былых временах величия и политической свободы. Самолюбие грека не могло примириться с мыслью, что полудикий варвар, выходец из азиатских степей стал его властелином.

Эпоха османского владычества представляет массу случаев гра­бежа христиан, поругания их чести и обращения в рабство. Среди турок всегда находились фанатики, которые готовы были принудительно обращать христиан в мусульманство. В этом случае они пользовались дву­мя законами, из которых по одному - христианин освобождается от самого тяжкого наказания за преступления, до смертной каз­ни включительно, если он принимал магометанство. По другому – всякому отступнику от мусульманства или хулителю его назнача­лась смертная казнь, от которой он освобождался под условием или обратного возвращения в мусульманство или принятия его. Обвинив христианина в преступлении против этих законов, а ча­ще всего создав мнимую обстановку преступления, христианину предлагали выбор между смертью и мусульманством. И не у всякого обнаруживалось столько мужества и ду­ховной силы, чтобы остаться твердым в вере своих отцов.

Но и в этих условиях греки смогли организовать свой национальный быт. Греческие общины жили самостоятельно. Греки избирали своих начальников, имели своё собственное управление, свои собственные суды. Они сами собирали подати. Их ходатаи были не только у местного паши, но и в столице империи. Христиане имели свои участки земли, с ко­торых они обязаны были отдавать пятую часть урожая в казну. В руках более цивилизованных греков сосредото­чилась промышленность и торговля. Т.е. угнетение не было таким тяжёлым, как это, обычно представ­ляют.

 

Словарь-справка:

Фирман - в Турции указ султана. Современный историк Георгий Франдзий не дает его текст, а только пересказ: «Магомет дал патриарху письменно изложенные определения за его собственной подписью, которыми удостоверялось, что никто не станет досаждать или прекословить ему, но что он будет защищен, безопасен от всякого врага и будет свободен от всяких даней и подати».

Указ, удостоверяющий безопасность и права патриарха, всех епископов и их преемников.

Харадж, арабск. В мусульманских странах – поземельная подать с землевладельцев и арендаторов немусульман; в Турции подушная подать с иноверцев.

Этнарх – глава народа, отец народа, начальник.

Меджлис, арабск. Собрание государственных сановников, госсовет.

Кавассы – вид полиции, зависели лично от патриарха, и с точностью исполняли его приказания.

Фанариоты, греч. – жители Фанара, маячного квартала в Константинополе; в частности потомки древн. знатных греч. родов, пощаженных турками при взятии Константинополя; из них до 1821 назначались драгоманы Порты и господари Молдавии и Валахии; и теперь еще много турецких высших чиновников происходит от Ф.

Высокая Порта – правительство турецкой мусульманской империи.

 

Отношение к Церкви турецкого правительства в XVI-VIII веках[101]

 

Как уже было сказано, после Мехмета I положение христиан очень быстро менялось к худшему. Сын Мехмета II, Баязет II (1481-1512) начал насильственное обращение христиан по всей империи. Селим(Сулейман) I (1512-1520) - кровожад­ный тиран, приказавший умертвить всех своих родственников. При нем по стране прокатилась волна грабежей, пыток и смер­тей христиан, отказавшихся принять магометанство. Он отбирает церковные владения в казну и заставляет крестьян их же выкупать. Делает из этого статью дохода. Он стал пускать в храм Воскресения Христова в Иерусалиме за деньги. Также впервые вводит десятину детей. Он вёл постоянные войны, и для пополнения своих полков набирал христианских детей уже не через пять лет, а че­рез четыре, три, два и даже один год. Часто отбирались все здо­ровые и красивые дети; при этом границы возраста от шести до семи лет расширялись до пятнадцати лет. Если родите­ли скрывали детей, то следовали пытки со смертельным исходом.

Мурат III (1574-1595), человек корыстолюбивый и, в высшей степени, сладострастный. Он считал, что привилегии, данные Мехметом II христианам, относились толь­ко к тому времени, когда Константинополь был пуст и была нуж­да в христианском населении. Патриарха Иеремию II (1572-1595 гг.), который пытался защищать права Церкви, Мурат заключил в тюрьму, затем сослал в заточение на остров Родос. Отнял храм Всеблаженной и обратил его в мечеть. Другие церкви христиане откупили, заплатив изрядную сумму денег. С 1601 года патриархия стала размещаться в очень скромном храме св. вмч. Георгия на Фанаре, в месте компактного проживания греков. Это своего рода греческое гетто. Там же оно находится и поныне.

В XVII-XVIII вв. Турция ослабела, и все чаще нуждалась в поддержке со стороны Европы. В 1768 году русская армия разгромила турецкие войска. Неу­дачи на фронте, слабость одряхлевшей империи отри­цательно сказывались и на положении христиан. Жизнь многих была мученическим подвигом за веру.

Один христианский мальчик Николай, по желанию своего отца, учился турецкой гра­моте у турка. Турок, восхищаясь прекрасными способнос­тями ученика, захотел обратить его в ислам. С этой целью он написал магометанское исповедание веры и, в виде урока, заставил прочитать Николая. Бывшие при этом турки сказали Николаю, что он теперь магометанин, но он отказался. Стали убеждать его принять ислам, обещая ему богатство и почести. Николай оставался христианином. Его заключили в тюрьму, пытали, отрубили голову.

В 1680 году во время одного праздника недалеко от Кон­стантинополя, турки для забавы снимали с христиан фески и на­девали на них свои чалмы. На празднике был один христианин Ангелис, на которого также надевали чалму. На другой день турки сказали ему, что он теперь мусульманин, так как наде­вал белую чалму. После отказа Ангелиса от мусульманства пос­ледовал суд, принуждения принять мусульманство, тюрьма, пытки и, наконец, казнь.

В 1725 году пострадала одна богобоязненная христианка Аргира, из г. Бруссы. Она бы­ла замужем за христианином, но понравилась одному турку. Бедную женщину отвели на суд за от­каз принять мусульманство, Аргира заявила в суде, что такого обещания никогда не давала, желания не изъявляла и навсегда останется христианкой. Её били и заключили в узы, потом опять допрашивали, тиранили и снова заключили в тюрьму. Суд продол­жался над ней целых пятнадцать лет. Несчастная умерла в тем­нице от продолжительных истязаний.

Подобная же участь постигла в 1764 году христианку, девицу Акилину. Отец её, убивший во время ссоры турка, чтобы избежать смертной казни, принял мусульманство, и хотел обра­тить в мусульманство свою дочь. Акилина не только не послушалась отца, но объявила, что готова за свою веру претерпеть мученическую смерть. За это ее несколько раз привязывали к столбу и били пал­ками так жестоко, что весь пол покрывался кровью и кусками ее истерзанного тела. Умирающую уже ее отправили в дом к матери, которая прежде убеждала ее не отрекаться от своей веры. Вско­ре она умерла от жестоких истязаний. Один русский по име­ни Павел, бывший невольником в Константинополе, пострадал в 1683 году. Также очень почитается св. Иоанн Русский, живший в рабстве у турка.

 








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 692;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.