Патриаршее управление

Управление Греко-Восточной Церковью, как и в прежние века, сосредоточивалось в руках четырех православных пат­риархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.

Константинопольский патриарх, занявший ещё с VII века первенствующее положение по чести среди прочих патриархов, продолжал сохранять это положение. Он стоял во главе всех важнейших событий церковно-исторической жизни, принимал ак­тивное участие в разрешении общецерковных вопросов и своим авторитетом давал силу тем или другим решениям. Остальные три патриарха Востока, находясь под игом магометан и латинян и имея в своем управлении небольшие паствы, принимали мень­шее участие в общецерковных делах и пользовались меньшим ав­торитетом сравнительно с патриархом Константинопольским. Но авторитет его не был таким подавляющим на Востоке, как авто­ритет римского папы на Западе. Патриархи Александрийский, Ан­тиохийский и Иерусалимский не были в подчиненном отношении к патриарху Константинопольскому. Взаимоотношения всех вос­точных патриархов представляли собой союз равных по достоин­ству и власти иерархов. Константинопольский патриарх, вслед­ствие чисто исторического стечения обстоятельств, был только первым между равными. История попыток к соединению Церквей вполне подтверждает это. Константинопольские императоры и пат­риархи, как скоро переговоры о соединении Церквей принимали серьезный характер, всегда приглашали к участию других вос­точных патриархов.

Так, когда в первой половине XIII века, шли переговоры латинян с Никейским императором Иоанном Дукой (1222-1255 гг.) и патриархом Германом, последний определенно сказал папским легатам, что без консультации восточных патриархов не может принимать окончательное решение.

Во время Лионской унии (1274 г.) император Михаил Палеолог направлял дипломатические усилия на то, чтобы получить согласие на унию от Александрийского патриарха Афанасия III, проживавшего в то время в Константинополе, а на Флорентийском соборе восточные патриархи, в лице своих уполномоченных, при­нимали самое живое участие во всех совещаниях по вопросу о соединении Церквей. Каждый патриарх, при содействии разных должностных лиц и учреждений, находившихся в его ведении, управ­лял своей Церковью вполне самостоятельно и независимо один от другого, соблюдая одновременно принцип соборного управле­ния Церковью. Для III периода истории характерен созыв помест­ных соборов, т.к. вопросы веры, были уже определены на Все­ленских соборах. Поместные соборы были двоякого рода: соборы частные, состоявшие из одного какого-либо патриарха с подчи­ненными ему митрополитами и епископами, и соборы общие, в ко­торых принимали участие все или некоторые патриархи сами лич­но или через своих уполномоченных. Соборы частные, или иначе синоды, действовали постоянно в каждом патриархате. Круг их действий был весьма обширен: вместе с патриархом они осущест­вляли надзор за всеми сторонами церковного управления, разбирало дела о ересях и еретиках (например, по поводу ереси богомильской имели право суда над епископами и митрополитами, и даже иног­да над патриархами, и избирали кандидатов на епископские и патриаршие кафедры и тому подобное.

Соборы же общие собирали весьма редко: политические об­стоятельства препятствовали восточным патриархам собираться на них. Только особенно важные дела, касавшиеся всех Церквей Востока, требовали созыва поместных соборов. К такого рода делам относится, например, попытка олатинить Восточную Цер­ковь при посредстве Флорентийской унии; тогда как было упо­мянуто выше, состоялось два собора в Иерусалиме (1443 г.) и Константинополе (1450 г.).

 








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 544;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.