Падение Константинополя. Возникновение Османской империи. Положение христианского населения[98].
В мае 1453 года Константинополь пал. Император Константин Палеолог погиб в бою. Его распознали по красным пурпуровым туфлям, которые могли носить только императоры. Настолько было обезображено его тело.
Город не сдался, поэтому его жители, согласно Корану, должны были быть истреблены поголовно. Но султан Магомет II ((Мехмет II) – человек очень интересный, разносторонний, весьма разумный, не смотря на крайнюю нравственную распущенность) объявил все общественные здания, в том числе и церкви, своей собственностью, чтобы войска, которые, должны были бы грабить город, не наделали никаких поломок или разрушений. Он сказал воинам, что вам хватит пленных и товаров, сокровищ. Действительно на всех хватало с избытком. Благодаря этому вмешательству султана спаслись от поджога и полного разрушения св.София и множество храмов и монастырей. Разрушены были только стены, окружавшие Константинополь.
Часть населения успело бежать, но Мехмет II объявил, что все могут вернуться в город. Более того, он 5,000 греков из окрестных селений переселил в Константинополь. Потому что он – варвар, и не может справиться с цивилизацией и восстановить жизнь в городе. Константинополь нужен был ему как город живой и реально действующий. Он даже не изменил названия. Истамбул означает «город Константина».
Греки стали восстанавливать разрушенные части стен. Беженцы вернулись. И изначально в городе появились две общины: турки и греки, которые должны были налаживать жизнь в столице. Мехмет был очень воинственным. С покорением Константинополя он в несколько походов покорил и все другие государства - греческие и славянские, которые ранее отделялись от Византийской империи. Вместо христианской империи на Востоке возникла могущественная Османская империя, охватившая всю ту территорию, которая входила в состав Византии в лучшую пору её существования. Эта турецкая империя просуществовала до конца Первой Мировой Войны, до 1918 года.
Отношения турецкого правительства и церкви при Мехмете II были терпимо-лояльными. Хотя, конечно, всякий не-мусульманин вызывал недоумение у воинственных проповедников ислама. Но Мехмет фанатиком не был и понимал, что пользоваться благами цивилизации он должен с помощью греков. Он опирался на уважительное отношение, которое существует у мусульман к пророку Исе.
Пророк Иса, чудесным образом родившийся от Девы, который также почитается, действительно воссел одесную Отца, но ниже Мухаммеда. Он не Сын Божий, как они считали, но посланец, который передал откровение с неба.
За оскорбление имени Христа наказывали и турок и иудеев. Об этом свидетельствует Герман, протестантский пастор, который побывал в Константинополе в XVI веке, оставив любопытные записки.
Он был свидетелем того, как иудей оскорблял Христа в присутствии турок. И один из греков подал в турецкий суд. Турки выступили свидетелями и еврею дали 80 ударов палками по пяткам. Но христиане были недовольны и подали апелляцию на суд султану. Султан решил, что константинопольский муфтий должен рассудить по закону Корана. В конце концов, присудили «четыредесятницу» - в течение 40 дней он получал 40 ударов по пяткам. Но он этого добился благодаря тому, что дал взятку матери султана. Т.е. это считалось очень мягким наказанием. Патриарх Иерусалимский Досифей свидетельствовал о том, что по доносу армянина турку отрубили голову, ибо он злословил пророка Христа.
Ко многим христианским предметам и обычаям турки относились не только с уважением, но и с чувством религиозного почитания. Они верили в святость воды, освящаемой в греческих храмах, приписывали ей чудесную силу. С ревностью посещали священные источники греков; ходили к гробам христианских святых, брали от них елей и верили, что он окажет им помощь. Во время общественных бедствий они обращались к Константинопольскому патриарху, и просили его совершать общественные молитвы, в надежде, что этими молитвами государство будет освобождено от той или другой беды.
Надо сказать, что турки больше ненавидели шиитов, чем христиан. Так же, как наши люди относятся к католикам, католики к протестантам.
Мехмет II был чужд мусульманского религиозного фанатизма. После завоевания Константинополя он окружил себя христианами. Он понимал, что полудикая орда без содействия образованных греков не сможет создать государства. Хорошо зная, какое значение Православная Церковь имела в исторических судьбах греческого народа, к ее учреждениям он отнесся с полной терпимостью. Он приказал вместо пропавшего без вести патриарха Иосифа избрать нового патриарха. Им был избран, Геннадий Схоларий, известный ученый и благочестивый монах. Он получил фирман – указ, удостоверяющий безопасность и права патриарха, всех епископов и их преемников. Что-то вроде ярлыка в нашей традиции. Т.о. турки восстановили Православие и ликвидировали Унию.
Патриарх, епископы и священники получили статус своего рода дипломатической неприкосновенности. Во всех делах, касавшихся внутреннего церковного управления, каноны сохраняли свою полноту: самостоятельность церковного управления ни в чем не нарушалась Портой. Всё духовенство освобождалось от податей, которые платили не-мусульмане. Евреи, христиане должны были платить так называемый харадж - подать, которую платили все не-мусульмане, подданные султана.
Сохранились все церковные учреждения. Церковными делами управляли патриарх с синодом. Все обряды совершаются беспрепятственно и открыто. Особенно Пасха, которая отмечалась греками торжественно. Было запрещено обращать христиан в ислам, а церкви обращать в мечети.
Даже совершали беспрепятственно чин Торжества Православия, где благополучно анафематствовали безбожных агарян. И любой турок (им был открыт доступ в христианские церкви) мог зайти в любой момент, и услышать всякие приятные слова в адрес своих людей. Правда, некоторые турки об этом доносили пашам (губернаторам), но они оставляли доносы без внимания.
В канун праздников греки устраивали ночные процессии с лампадами и фонарями шли по улице в храм. Это тоже за ними признавалось. Были ограничения относительно некоторых обрядов: христианам запрещалось совершать погребальные процессии и крестные ходы. С христианских храмов были сняты кресты, и запрещен колокольный звон.
Строго пресекались все бесчинства мусульман в христианских храмах. Первые три дня Пасхи греки радовались, веселились и плясали со стаканами вина в руках. Т.е. представляете, каково было: вино, запрещенное пророком, лилось рекой, но три дня. Все, после этого – опять распитие только келейно. По крайней мере, публично это запрещалось.
В результате греческая иерархия стала более свободной, чем во времена империи. Теперь их никто не контролировал. Патриарх стал этнархом – главой народа. Не только патриарх, но и вообще все архиереи в своей области отвечали за греков, судили их, поддерживали порядок и, в соответствии с этим, это самое важное, наделялись гражданской властью и судебной и полицейской. Не по каноническим правилам они судили, а как светские судьи.
Патриарх с синодом избирает и поставляет митрополитов, архиепископов и епископов, назначает священников на места и лишает их мест. Без разрешения патриарха архиереи не могут появиться в Константинополе. Патриарх может выслать из столицы любое духовное лицо, кроме членов синода.
Положение патриарха становится исключительным. Экономическая жизнь церкви находится исключительно в его ведении. Арест архиерея может быть произведен только при участии патриарха. Это требование законодательства. В результате устанавливается всевластие патриарха. Абсолютная зависимость от него всего клира. Он становится и папой и императором и не только для клириков и для всех греков, поскольку он этнарх – отец народа, вождь. Народ окружает его всеобщим почтением, потому что это фигура, которая является символической для нации. Патриархию заваливают подарками.
Патриарх получает исключительное право ездить верхом, чего не-мусульмане не имели право делать никогда, при несении креста, жезла и подсвечника (светильника). Верхом могут ездить и архиереи, которые на местах тесно срастаются с турецкой администрацией.
У патриарха есть банк, куда помещают свои сбережения даже турки. Т.е. он занимается финансовой деятельностью.
Патриарх может сам причислить к лику святых. У греков необходимо зафиксировать 1000 свидетелей, которые будут говорить о чудесах, совершавшихся по молитвам этого человека. Когда эти свидетельства собраны, патриарх уже может никого не собирать и объявить такого-то человека святым, канонизировать единолично.
Патриарх досадивших ему может отправить в дом умалишенных, заточить в монастырь. Патриарх является собственником всех церковных имуществ. Владения патриарха есть на территории Венецианской Республики, близ Святого Гроба, на Святой Горе Афон, в Грузии, в Бесарабии и Румынии.
Что касается мер строгости против мирян:
· Отлучения
· Запрет на вход в церковь
· Запрет на погребение
Любой мирянин по указу патриарха может быть отправлен гребцом на галеры.
Митрополиты и епископы тоже обладают этими правами, которые предоставлены патриарху, но в гораздо меньшем объеме. Такие маленькие патриархи. Они тоже ездят верхом и могут иметь свиту.
Архиерей, как правило, член меджлиса – органа местного управления и всегда тесно связан с турецкими властями. То же самое – всевластие над клиром. Архиереи всех облагают податями, как крепостных. Очень грубо обращаются с клириками, бьют их и заставляют работать на себя. Конечно, такое житие приводит к разного рода теневым сторонам, к деспотизму. Но и над всевластным должен кто-то властвовать. Это – геронтиссы, так называемые, старицы… Еще их называют «пресвященные монахини». Любовницы архиереев, которые управляют делами церкви. Это реальный факт и надо эти вещи знать, при контактах с нашими учителями в вере, когда их немного занесет. Голубинский, Лебедев об этом писали, специальные работы этому посвящали. Так, чтобы не было никакого непонимания, а то там любят поговорить об упадке русской Церкви. Всякие времена были и в Церкви греческой. Эти преосвященные монахини вертели всем, устраивали интриги, в результате которых архиереи возглашали анафемы на неповинных людей. Чудовищных размеров достигают побои. И, конечно, во всю торгуют санами – процветает симония.
В целом же, авторитет архиерея в народе очень велик. Он арбитр, к нему обращаются за советом. Он своей печатью скрепляет акты купли-продажи, как гарант. Вокруг него группируется греческая интеллигенция. В правительственных учреждениях он использует свое влияние на благо Церкви. И его чада жалуются ему как этнарху – начальнику народа.
У патриарха и у архиерея можно судиться как в светском суде. Решение суда епископа турецкое законодательство признает. Естественно, в том случае, если одна из сторон – это православный грек. Поссорились, например, грек с армянином или грек с евреем, и, если оба согласны судиться у епископа, суд совершается незамедлительно. В результате виновные могут быть наказаны вплоть до высылки на галеры, тюрьмы и ссылки.
Почему соглашаются судиться неправославные? Потому что это суд очень скорый. Турецкое судопроизводство очень долгое, затянутое, надо давать деньги чиновникам, бесконечные взятки, бюрократия. А здесь решение объявляется сразу, в один день. Епископ исследует вопрос, и выносит осуждение.
У архиерея есть свои стражники– кавассы. Следы охраны иерусалимского патриарха и армянского патриарха. Кто был в Иерусалиме – видел: усатые мужички, мусульмане, в фесках[99]. Кавассы идут перед патриархом, в руках у них тяжелые посохи с набалдашниками. Они ловко, не выпуская из рук, ими стучат по мостовой. Это производит впечатление – сразу хочется расступиться. Они также ходят по Иерусалимскому храму, встречают патриарха. Это почтенные люди, на службе патриархии. И в Константинополе была такая же стража, которая защищала патриарха или архиерея, и выполняла их поручения, связанные с применением силы.
Как правило, никогда не бывало так, чтобы на суд епископа кто-то апеллировал в синод. Это было бесполезно. Потому, что синод не любил никакой волокиты. Получался этакий папа-патриарх-император в одном лице, но под властью безбожных агарян.
Греки с помощью турок стремились установить свою власть, свою теократию, над другими народами, порабощенными турками. Эти народы воспринимались по-прежнему как варвары, и жила тайная мечта о том, что греки все эти пришлые народы духовно-культурно покорят и, таким образом, под панцирем турецкой империи созреет новая империя греческая.
Особенно сильно эта греческая экспансия проявлялась в церковной жизни. Греческий язык ухитрялись вводить в богослужение даже в Болгарии. Так называемая эллинизация повлекла не очень доброе отношения болгар с греками.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1830;