F. ПОЛОЖЕНИЯ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ ДИСКРЕЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВ
25.18. В дополнение к минимальному уровню охраны Римская конвенция также содержит положения, позволяющее национальному законодательству регулировать определенные аспекты охраны по собственному усмотрению.
25.19. В области охраны прав исполнителей на усмотрение национального законодательства оставляется вопрос о регулировании охраны против ретрансляции исполнения и его фиксации в целях передачи в эфир в тех случаях, когда на передачу исполнения в эфир было получено разрешение исполнителя. Принцип преимущественной силы договорных отношений был воплощен в положении, гласящем, что национальное законодательство не должно применяться таким образом, чтобы лишать исполнителей способности контролировать с помощью контракта их взаимоотношения с организациями эфирного вещания (статья 7(2)). При этом подразумевалось, что термин «Контракт» в этом контексте включает коллективные договоры, а также в тех случаях, где это применимо, решения арбитражных комиссий.
25.20. Если в одном и том же исполнении принимают участие несколько исполнителей, договаривающиеся стороны сами регулируют способы и формы их представительства в связи с осуществлением их прав (статья 8).
25.21. Что касается охраны прав исполнителей и создателей фонограмм, то статья 12 (содержащая наиболее спорные положения Конвенции) предусматривает, что, если фонограмма, выпущенная в свет в коммерческих целях, используется непосредственно для передачи в эфир или любого другого сообщения для всеобщего сведения, пользователь должен выплатить исполнителям или производителям фонограммы или тем или другим справедливое вознаграждение. Данная статья не предоставляет каких-либо прав исполнителям или производителям фонограмм на разрешение или запрещение вторичного использования фонограммы. Гарантируя однократное вознаграждение за использование фонограммы. Конвенция, как представляется, создает что-то вроде принудительной лицензии. Однако в ней не содержится в обязательном порядке указания на бенефициара или бенефициаров вознаграждения за вторичное использование исполнения и фонограммы, воплощающей его. В статье 12 говорится лишь, что по крайней мере одна из заинтересованных сторон должна получить вознаграждение за такого рода использование. Тем не менее в статье говорится, что при отсутствии договоренности между этими сторонами условия совместного владения этим вознаграждением могут предусматриваться национальным законодательством (в случае необходимости).
25.22. Осуществление этих положений, однако, может быть блокировано или ограничено договаривающимся государством в любой момент с помощью соответствующего уведомления (статья 16(1)(а)). Договаривающееся государство вправе заявить, что оно не намерено применять положение статьи 12 полностью или в отношении определенных видов использования, например в отношении сообщения для всеобщего сведения помимо передачи в эфир; или же передачи в эфир фонограмм, приобретенных до даты подписания Конвенции, и т. п. Также возможно применение настоящей статьи только в отношении фонограмм, чей производитель является гражданином другого договаривающегося государства. Далее, в отношении фонограмм, чей производитель является гражданином другого договаривающегося государства, объем и срок охраны может быть ограничен таким образом, чтобы соответствовать объему охраны, предоставляемой другой заинтересованной стороной. Тот факт, однако, что охрана, предоставляемая обоими заинтересованными государствами, не предназначена для одного и того же бенефициара, не следует рассматривать в качестве оправдания ограничений на охрану, предусмотренную статьей 12.
G. ОГРАНИЧЕНИЯ
25.23. Римская конвенция допускает определенные ограничения прав, предоставляемых в соответствии с ею, а в отношении исполнителей — и самих прав.
25.24. Любое договаривающееся государство может предусмотреть исключения в отношении использования в личных целях, использования коротких отрывков в связи со сводками текущих событий, краткосрочные фиксации организацией эфирного вещания с помощью собственного оборудования и для использования в собственных передачах, а также иных использовании исключительно в целях образования и научных исследований (статья 15(1)). Эта последняя возможность может оказаться особо привлекательной для развивающихся стран.
25.25. Помимо исключений, оговоренных в Конвенции, любое договаривающееся государство также вправе предусмотреть такие же ограничения в отношении охраны исполнителей, создателей фонограмм и организаций эфирного вещания, что и предоставляются им в связи с охраной авторских прав. Имеются, однако, важные отличия: принудительные лицензии могут предоставляться только в той мере, в которой они совместимы с Римской конвенцией (статья 15(2)).
25.26. В связи с желанием индустрии кинематографии иметь исключительные права на использование вкладов, сделанных в их продукцию, статья 19 Римской конвенции предусматривает, что после того, как исполнитель дал согласие на включение его исполнения в визуальную или аудиовизуальную фиксацию, по Римской конвенции он более не имеет прав в отношении этого исполнения.
Н. СРОК ОХРАНЫ
25.27. Минимальный срок охраны, предусмотренный Римской конвенцией, составляет 20 лет, начиная от конца года, в котором (i) была осуществлена фиксация, что касается фонограмм и исполнений, включенных в них, или (ii) имело место исполнение в отношении исполнений, не включенных в фонограммы, или (iii) в отношении радио- и телепередач времени такой передачи (статья 14).
Дата добавления: 2016-03-22; просмотров: 2068;