Состояние богослужения.

Турецкое иго неблагоприятным образом отразилось на сос­тоянии богослужения в Греко-Восточной Церкви. После падения Византийской империи храмы или были разрушены совсем, ограблены, или обращены в мечети. Те же случаи разруше­ния, обращения в мечети и особенно ограбления повторялись и во время турецкого владычества. В то же время Турецкое пра­вительство запрещало строить храмы вновь, а разрешало только ремонтировать старые. В местностях с исключительно христиан­ским населением хотя и разрешалось строить новые здания для храмов, но их строительство было соединено с большими затруд­нениями и расходами. Турецкие чиновники всеми возможными способами препятствовали этому, поэтому их приходилось задабри­вать подарками. Хра­мов или было недостаточно, или они по своему устройству не соответствовали своему назначению. Они устраиваются в обык­новенных продолговатых, более или менее больших зданиях, без куполов и крестов, и мало отличаются от жилых домов. Иконос­тасы очень просты: это - голое дерево без позолоты и без вся­ких украшений, икон немного, и те без кивотов. Церковная утварь крайне бедна; священные облачения - шерстяные или ситцевые, и только в редких храмах шелковые, сосуды везде почти медные или оловянные без всяких изображений. Совершение богослужения не обходилось без стеснения турецких чиновников и самих вообще турок, преимущественно в тех местах, где жило смешанное насе­ление - христиане и мусульмане. Были запрещены звон в колоко­ла и крестные ходы, погребальные процессии разрешались за осо­бую плату и т.п. Кроме того, часто случалось, что турки без всяких стеснений являлись в христианские храмы во время бого­служения и творили беспорядки. В этом случае туркам благопри­ятствовал старый закон Омара, по которому двери христианских храмов должны были быть открыты и днём и ночью для каждого мусульманина. В некоторых случаях турецкое правительство уст­раивало прямой надзор за богослужением христиан.

Нужно заметить, что в Греческой Церкви священники, большей частью, проповедей не говорят, а для этого издавна там существуют особые лица, так называемые великие риторы при пат­риархии и иерокириксы по епархиям. Великий ритор обязан про­поведовать в Константинопольской Церкви, а иерокириксы - по епархиям, для чего они переходят с места на место. Проповед­ничество в Греко-Восточной Церкви имело большое значение, так как было почти единственным средством христианского просвеще­ния масс. Но оставаясь неизменным, чин богослужения по требо­ванию времени и обстоятельств принял некоторые дополнения в виде новых чинопоследований, новых праздников и песнопений. Из чинопоследований в описываемую эпоху вновь составлены два:

а) обряд и чин принятия в Церковь возвращающихся в неё из ма­гометанства и

б) чинопоследование о приеме обращающихся от папской ереси к Кафолической и Православной Церкви. Составле­ние того и другого чина было вызвано обстоятельствами времени. Перешедших в магометанство было очень много, было много слу­чаев и возвращения в Церковь. Что касается новых праздников, то в это время устанавливались дни празднования памяти мужей, причисленных к лику святых. Так, причислены были к лику свя­тых некоторые благочестивые патриархи, подвижники и мученики, и празднованию их памяти посвящены особые дни. Например, па­мять Марка Ефесского положено праздновать 13 января; Нифонта, патриарха Константинопольского - II августа, Геннадия и Мак­сима Философа - 17 ноября. Из церковных песнопений в это вре­мя составлялись, главным образом, каноны на праздничные дни.

 








Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 580;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.