Николай Александрович Бердяев (1874-1948)
Один из наиболее известных и плодовитых русских философов, Николаи Александрович Бердяев родился в Киевской губернии. Обучение проходил сначала в кадетском корпусе, а затем в Киевском университете на юридическом факультете. Правда, закончить учебу он так и не смог, т.к. был арестован и сослан в Вологду за участие в социалистическом движений (за связь с социал-демократической партией и пропаганду марксистских идей). Однако вскоре после ареста и ссылки, находясь под влиянием трудов Вл. Соловьева, Бердяев начинает внимательно изучать основы христианской философии.
Вся дальнейшая философская судьба Бердяева была тесно связана с попытками обоснования и создания самостоятельного христианского мировоззрения. Так, например, в 1903 г. они совместно с С. Булгаковым пытались основать журнал «Вопросы жизни», который к сожалению, просуществовал всего один год. Академическая карьера Бердяева долгое время была связана с Московским университетом. После октябрьского переворота Бердяев становится одним из основателей т. н. Вольной академии духовной культуры, просуществовавшей вплоть до 1922 г., когда советское правительство изгнало из страны свыше сотни академических профессоров и писателей. В их числе оказался и Бердяев, обосновавшийся сначала в Берлине, а затем переехавший в Париж. В Париже и прошла вся оставшаяся часть его активной плодотворной жизни. Он становится редактором религиозно-философского, журнала «Путь», сотрудничает с Христианским союзом молодежи (YMCA). За это время им было написано огромное количество книг, статей и очерков в основном на религиозно-философские темы. Скончался Бердяев 24 марта 1948 г. во время работы, прямо за письменным столом.
Основные работы: «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии», «Философия свободы», «Смысл творчества», «Философия неравенства», «Новое средневековье», «Философия свободного духа»; «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики») «Русская идея», «Опыт эсхатологической метафизики», «Новое религиозное сознание и общественность»; «Смысл истории», «Я и мир объектов» «Свобода и дух».
Философские идеи Бердяева можно обозначить как первый в Европе опыт христианского экзистенциализма. В центре его мировоззрения стоят такие общечеловеческие проблемы, как духовность, личная свобода, творческая активность, смысл и содержание человеческой жизни и т.п. экзистенциальные вопросы. Главное в человеке – это его богатейший внутренний мир, представляющий собой настоящий микрокосм, а не внешний – чуждый, враждебный, разъединяющий. Высшим же миром является, по Бердяеву, подлинный мир идеального бытия, мир свободы, добра и любви. Это – мир Бога, который есть Дух, поэтому и личность является не просто духом, но и самой свободой, жизнью, творчеством. Физическая же природа пассивна, неподвижна, скованна, безжизненна.
Одной из главных идей философии Бердяева является его учение о свободе. Он различает три вида духовной свободы личности:
1) Первичная-иррациональная свобода.Произвольность намерений и действий.
2) Рациональная свобода.Осмысленное исполнение человеком своего морального долга.
3) Свобода; пронизанная божественной любовью. Ничем не ограниченная внутренняя свобода личности.
Природа человека совершенно извращена, считает Бердяев, ибо он в процессе созидания технократической цивилизации полностью отрешился от Бога. Печальным результатом этого стала абсолютная духовная самоизоляция человечества, в силу чего человек стал воспринимать мир не таким, каким его создал Бог, а в преломленном, искаженном свете. Наука здесь ничем человеку помочь не в силах, ибо оперирует такими же искаженными данными. В результате человек считает реальностью то, что таковой не является, поэтому участь человека – находиться между двумя мирами – подлинным, божественным и ненастоящим, человеческим.
Человеку необходимо стремиться к тому, чтобы преодолеть свою разобщенность с Богом. Правда, делать это он должен не в одиночку, а всем миром, ибо истинно «свободный дух общителен и не является индивидуалистически изолированными. В этом смысле человечество представляет собой соборное единство, призванное совместными усилиями вернуться к Богу. Такое духовное единение всех людей Бердяев противопоставляет существующей на Западе теории и практике индивидуализма и обозначает его новым термином – коммюнотарность. Согласно его воззрениям, коммюнотарность, как особый вид коллективного сознания, всегда была присуща именно русскому народу; с его общинным, соборным духом. Именно поэтому русскому народу и России в целом Бердяев отводил ведущую роль в деле спасения всего человечества.
Коммюнотарность нельзя путать с социализмом по Марксу, в отношении которого Бердяев непримирим: такой социализм никогда не достигнет своей заявленной цели, ибо будет осуществляться насильственным, принудительным путем. Он никогда не установит подлинного равенства людей, не даст им богатства и счастья, не объединит их на духовной основе. Ликвидация голода и нищеты по Марксу не имеет никакого отношения к духовным запросам человечества, человечество все равно останется «лицом к лицу, как и раньше, с тайной смерти, вечности, любви, познания и творчества». В силу этого попытки механического решения внешних, только материальных проблем жизни без учета духовных потребностей и запросов, обречены на провал, считает Бердяев. «Трагический конфликт между личностью и обществом, личностью и космосом, личностью и смертью, временем и вечностью – будет возрастать по своей напряженности».
Вся философия Бердяева проникнута идеей конца времени и мировой истории. Его эсхатология носит ярко выраженный религиозный характер. Конец истории видится ему в виде пришествия Иисуса Христа на землю и установления нового божественного порядка. В этот момент мир перейдет на качественно новый уровень бытия, вместе с чем произойдет изменение всего человечества, всего мироздания. Таким образом, завершится история земная, и начнется история божественная — мета-история, как называет ее Бердяев.
В то же время в России всегда велся поиск научной философии и он связан с позитивизмом. Во второй половине XIX в. в России развивается наука. Это Менделеев, Пирогов, Сеченов. На философской основе позитивизма появляются два социально-политических течения: народничество и социал-демократия. Поиск опоры на естественные науки. И потом – уход народников в сторону религиозных идей. А социал-демократы раскололись. Они разбились на меньшевиков (философы - приверженцы чистого марксизма) и большевиков (неомарксисты, радикальный марксизм). Чистый марксизм: Плеханов Г.В. (1857 - 1918). На его книгах воспитывался Ленин. Он основывает группу «Освобождение труда». Появился русский марксизм. После раскола Плеханов в итоге отошел ото всех и занял свою позицию, но оставался привержен учению Маркса. Он был морально благороден и имел интерес к истине.
Богданов (Малиновский А.А.) был большевиком. Но он имел свое мнение всегда и у него возникли разногласия с Лениным. Он переходит к энергетизму Оствальда, эмпириокритицизму Маха. Главная работа «Тектология», – учение об организационном процессе.
Ленин В.И. (1879 - 1924). Учился на юрфаке Казанского университета, – самообразование, сдал экстерном экзамены за юрфак. Пропагандист марксизма. Он развивал марксистскую теорию. В 1895 году за границей изучает марксистскую литературу. В 1899 пишет «Философские тетради». Главная философская работа – «Материализм и эмпириокритицизм» (1907). У Бердяева есть работа «Истоки и смысл русского коммунизма», где он анализирует эту тему. По его мнению, меньшевики стремились не форсировать процесс, а надеялись на естественное развитие. Во взглядах у большевиков проявилось отношение к пролетариату, как к мессии, – он должен освободить всех. Пролетариат – это рычаг, опираясь на который можно перевернуть мир в нужную сторону. И перевернули.
Литература:
1. Аржанухин, С.В., Емельянов, Б.В., Холстинин, Р.И. Очерки русской философии XVIII-XX веков. Екатеринбург, 1994.
2. Галактионов, А. А., Никандров, П.Ф. Русская философская мысль IX-XIX веков. М, 1989.
3. Громов, Л.Н., Козлов, И.С. Русская философская мысль X-XVII веков. М., 1990.
4. Емельянов, Б. В. Три века русской философии. Екатеринбург, 1999.
5. Замалеев, А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996.
6. 3aмaлeeв А.Ф. Ленты: исследования по русской философии. СПб, 1996.
7. Зеньковский, В.В. История русской философии. Т. 1-2. СПб, 1991.
8. Иванов, А.В. Запад-Россия-Восток. М., 1993.
9. Лосский, Н.0. История русской философии (любое издание).
10. Мень А. Мировая духовная культура. И. Новгород, 1997.
11. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1327;