Проблема единства и многообразия мира.
Пытаясь осмыслить любое явление, процесс или мир в целом, человек, в связи со сложностью и многообразием изучаемого, стремится выделить самое главное, основное, что послужило бы отправной точкой, ключом, основанием для дальнейшего анализа. В связи с этим в истории философии сложилось несколько концепций, признающих то или иное количество субстанций (первооснов), лежащих в основе мира. Рассмотрим основные классические концепции: монизм, дуализм, плюрализм.
Мониcтичecкaя концепция. Согласно этой, концепции, мир имеет одну субстанцию, одну первооснову. Все остальное в мире определяется как подчиненное субстанции, являюсь ее модусом, атрибутом, проявлением. Однако различные философы и философские школы определяют единое начало по-разному.
У объективных идеалистов за субстанцию признается абсолютный дух, абсолютная идея. «Мир рассыпается на части, если из него убрать дух», - говорил Гегель. И в самом деле, на своих личных опытах и опытах великих людей мы убеждаемся, что то или иное дело, тот или иной «мир» во всех его проявлениях и частностях «держатся» за счет воли, желания, понимания и хотения отдельных людей. Империя Александра Македонского, включающая в себя почти весь цивилизованный мир того времени, существовала только до тех пор, пока ее творили и «собирали» воля и ум Александра. А если помнить, что идейные и волевые миры отдельных людей есть лишь, части, проявления, модусы единого абсолютного духа, то приходится согласиться, что подобная концепция не лишена определенных оснований, ей нельзя отказать в притязании на истинность.
Своеобразной, заслуживающей внимания концепцией единого мира является концепция Евгения Дюринга. Своеобразной не по сути дела, а по имени автора. В советское время это имя было известно всем студентам социалистического мира, ибо книга Ф. Энгельса «Анти–Дюринг» изучалась во всех вузах тоталитарного «социалистического содружества». Сам подход же Дюринга очень прост: свойством, объединяющим все разнообразие предметов, процессов и явления мира, является свойство быть, существовать. Таким образом, единство мира заключается в бытии в существовании. Однако с таким пониманием не согласился материалист Ф.Энгельс. Дело в том, что в этом случае допускается равнозначное существование и материи и идеи, и материального и идеального мира. А для воинствующих материалистов, какими были классики марксизма - ленинизма, это не допустимо.
Поэтому у материалистов «действительное единство мира заключается в материальности, сознанием. Единство мира в материальности подтверждается спектральным анализом, периодическим законом Д.И. Менделеева, анализом состава метеоритов, современными космическими исследованиями.
Какая же из этих концепций в наибольшей степени совпадает с научной объективностью? Как говорил Воланд у М. Булгакова: «Всякая теория стоит того, чтобы в нее сначала поверили, а потом забыли». Или, по словам Сократа: «Выбирайте сами, а что лучше, одному богу известно».
. И эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания» (Энгельс). Материальный мир един сам по себе, а не определяется, как у Дюринга, человеческимДуалистическая концепция. В соответствии с этой концепцией в мире существует две субстанции, две первоосновы, равновеликие, равнозначные, равнодействующие. Что это за субстанции? В представлении разных философов и различных философий эти субстанции отличаются друг от друга. Так, у классического дуалиста Р.Декарта это мышление и протяженность. Как мышление не может простираться, так протяженность не может мыслить. Божественное действие двух субстанций порождает все бесконечное многообразие мира. В китайской философии двумя противоречивыми, дополняющими и предполагающими началами являются ИНЬ и ЯН (женское и мужское начало). В результате их борьбы, взаимодействия, любви появляются и существуют камни и цветы, животные и рыбы, птицы, планеты, звезды и человек. В религиозных философиях также обычно присутствуют, два начала: это добро и зло, возвышенное и низменное, божественное и сатанинское.
Ценность дуалистической философии заключается в том, что она подчеркивает противоречивость мира: если в мире существует что-то, то обязательно есть и ему противоположное. Не может быть положительного без отрицательного. Причем взаимодействие, «война» противоположностей являются источником развития мира. Противоречивости объективного мира соответствует в противоречивость человеческого мышления. «Всякому суждению соответствует ему противоположное, причем не менее истинное», – говорил древний грек Протагор.
Плюрализм. Концепция предполагает наличие в мире многих субстанций, вокруг которых формируются различные, многообразные миры. Эти миры при «отсутствии доброй воли» могут быть совершенно «непонятными», недоступными друг другу. Ярким примером может служить повеление мыслящего океана в романе Станислава Лемма «Солярис», разум и понимание мира людей которым были очевидны, но вступать в общение с людьми мыслящий океан не хотел. Необязательно ходить далеко, тем более летать на далекую планету, чтобы увидеть другие миры: мир насекомых и мир растений, мир животных и мир людей, мир католиков и мир протестантов, мир женщин, и мир мужчин и т.д. Если нет стремления к познанию, к общению, различные миры становятся чуждыми друг другу, вселенная распадается. Вот почему философское знание ставит своей задачей представление целостной картины мира.
Литература:
1. Астрономия и современная картина мира. М., 1996.
2. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания. М., 1997.
3. Карпенко, М.А. Вселенная разумная. М., 1992.
4. Князева, E.Н., Курдюмов, С.П. Синергетика как новое мировидение // Вопросы философии. 1992. № 12.
5. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
6. Мельникова, Н. А. Образ мира. М., 1998.
7. Моисеев, Н.Н. Восхождение к разуму. М., 1993.
8. Пригожий,И., Стингерс, И. Порядок из хаоса. М., 1986.
9. Степин, B.C., Кузнецов, Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.,1994.
10. Тейяр де Шарден, П. Феномен Человека. М., 1987.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 2742;