Основные категории диалектики.

Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», где выделялись наиболее общие понятия о мире. По Канту, категории – это априорные (доопытные) формы рассудка, которые характеризуют структуру мышления субъекта познания. Большинство важнейших диалектических категорий получили свое обоснование в философской системе Г. Гегеля в идеалистической интерпретации. В теории диалектического материализма категории рассматриваются как результат обобщения социального опыта и развития познания. Понимание роли и значения категорий различается в философских теориях. В ряде направлений современной философии, например, в позитивизме или экзистенциализме, проблеме категорий не уделяется внимания. Так, например, позитивизм и неопозитивизм обращаются в первую очередь к анализу не категорий, а терминов языка. В экзистенциализме появляется принципиально новая трактовка категорий, связанная с проблематикой человеческого существования и сущности человека.

Итак, категории – это существенные понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями.

Основными категориями современной диалектики являются: общее, особенное и единичное, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, содержание и форма. В категориях диалектики дается концентрированное выражение всего опыта общественно-исторической деятельности, чем и обусловлены их мировоззренческие и методологические функции. Именно поэтому их называют «ступеньки познания».

Сущность и явление – важнейшие диалектические категории, в которых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление всегда взаимосвязаны. Сущность – это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл. Явление – это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Другими словами, явление – это внешние свойства предмета, которые человек познает опытным путем через органы чувств: зрение, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с помощью разума.

Содержание – это то, из чего состоит предмет или явление. Форма – это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, способ внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой. На определенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила его развитие, и приобретает новую. В современной науке категория «форма» близка к категории «структура». Система – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Элемент – это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент является не только неделимой, но и необходимой частью системы. Если хотя бы один элемент системы отсутствует, это будет уже другая система. Количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи характеризуют структуру системы. Структура – это совокупность связей между элементами системы. Элементы составляют содержание системы, а структура – ее форму.

Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее. Вначале объект предстает перед познающим его субъектом как нечто единичное. Единичное (частное) – это отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, составляют содержание особенного. Свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим.

Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшествующими явлениями и само определяет, обусловливает какие-либо последующие явления. Причина – это явление, обусловливающее, порождающее другое явление. Следствие – явление, порожденное другим явлением. В диалектике есть положение о существовании причинности как такой связи явлений, где одно явление (причина) производит другое явление (следствие). Детерминизм – это учение об объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Индетерминизм – это учение, отрицающее объективность причинной связи.

Необходимость и случайность– это категории, отражающие тип существующей связи между явлениями. То, что обязательно должно было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями. Необходимость – это тип связи между явлениями, определяемый основными, существенными причинами. Случайность – это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными факторами.

Проблема категорий является одной из центральных философских проблем, поскольку теснейшим образом связана с темой сознания. Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.

 

Литература:

1. Спиркин, А. Г. Философия / А. Г. Спиркин. М., 1999.

2. Введение в философию: Учебн. для вузов: В 2 ч. М., 1989.

3. Философия: Учебн. для вузов / Под ред. З. П. Кохановского Ростов-на-Дону, 1995.

4. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. М., 1980.

5. Материалистическая диалектика: В 5 т. М., 1981.

 

 








Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1118;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.