Общая характеристика эпохи. В этот период нарастают процессы дифференциации философского знания, – развиваются старые и появляется множество новых направлений.
В этот период нарастают процессы дифференциации философского знания, – развиваются старые и появляется множество новых направлений.
Это, прежде всего, позитивизм и прагматизм, начиная с середины XIX века, как попытка строить философию на основе позитивного, научного знания, как эмпирически подтверждаемого и практически значимого знания. Зарождение данного направления связывают с именем французского философа Огюста Конта. В США философию прагматизма развивали Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи.
Также продолжали развиваться позиции иррационализма в творчестве Шопенгауэра и Ницше. В основе – поиск некоего фундамента бытия, – нечто не доступное разуму, в существование чего можно только верить. Шопенгауэр во многом развивает взгляды Шеллинга. Речь идет о некой воле, лежащей в основе всего. Это основа существования даже и самого бога (в произведении «Мир как воля и представление»).
Марксистская философия возникла в 40-х годах ХIХ в. в Германии на волне рабочего движения как идейное выражение революционного процесса. Ее основателями были К. Маркс и Ф. Энгельс. Сформировалась она под влиянием всей предшествующей философской, научной и общественно-политической мысли, но ее непосредственными теоретическими предпосылками были немецкая классическая философия, английская политическая экономия А. Смита и Д. Рикардо и французский утопический социализм Ш. Фурье и А. К. Сен-Симона.
В конце XIX – начале XX века происходила научная революция в мире. Рушились представления о материи, появлялось ощущение того, что материя растворяется в математических формулах. Эта революция вызвала появление нового направления эмпириокритицизма О. Мах, Р. Авенариус). Их критиковал В.И. Ленин.
Развивалась и философия существования – экзистенциализм(провозвестником ее был С. Кьеркегор) в трудах К. Ясперса и М. Хайдеггера, Ж. П. Сартра и А. Камю.
Психоанализ в философии связан с творчеством 3. Фрейда, К. Юнга и их последователей Адлера, Э. Фромма и других. Феноменология в основу построения философии кладет понятие о феномене как о единстве субъекта познающего и познаваемого объекта (Э. Гуссерль). Развивается герменевтика, как лингвистически ориентированное учение о понимании и интерпретации текстов; направление религиозной философии – неотомизм (развитие учения Фомы Аквинского в трудах Маритена, Тейяра де Шардена).
Неопозитивизм рассматривает проблему значений терминов и лингвистические проблемы в целом, – значение и смысл высказываний (Б. Рассел, Л. Витгенштейн).
Постпозитивизм. Развивается философия науки (Кун, Ла-катос, Поппер).
Появляется философия глобальных проблем, теории индустриального, постиндустриального, информационного общества (Гелбрейт, Арон, Ростоу, Тоффлер).
Также завоевали свое место в истории философии: теософия Е. Блаватской, антропософия Р. Штейнера, магиософия К. Кастанеды.
Интуитивизм Анри Бергсона оказал огромное влияние на эстетические взгляды современности.
Особняком стоит творчество Мартина Хайдеггера (1889 - 1976). Его главная работа «Бытие и время» (1927 г.) имела необычайный успех. Книга была не дописана. Он утверждает, что всю свою жизнь осмысливает идею истины и греческий термин «алетейя», который не надо переводить, по его мнению, как «истина», а следует переводить как «сокровенность бытия». И его творчество направлено на поиск этой сокровенности бытия. Он вводит термин «просвет сознания». Через этот просвет мы соприкасается с частью бытия. И просвет образуется помимо человека, ибо есть определенные неподвластные ему закономерности.
Существует общее направление в современной философии – постмодернизм (связан с именами французов: Фуко, Деррида, Делез), когда реализуется попытка снять различия рационального и эмоционального знания, деление, идеализма и материализма, дается философский анализ общественным движениям в литературе и в религии, в культуре в целом и жизни.
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 538;