Философия марксизма.
К середине ХIХ в. значительных успехов достигли физиология, эмбриология, геология, математика, физика, химия. Энгельс особо отмечает колоссальное значение для дальнейшего развития естествознания открытие в 1869 г. русским ученым Д.И. Менделеевым периодического закона химических элементов.
Большую популярность получила гипотеза Канта – Лапласа о происхождении вселенной из вращающейся массы газовой туманности. Эта гипотеза не только приводила к выводу о гибели старых миров и рождении новых, о вечности существования природы, но и требовала изучения истории Земли, истории жизни на Земле, истории человеческого общества, то есть побуждала к поискам, к анализу имеющегося научного материала.
Более тщательно стал изучаться сформулированный еще в середине XVIII в. М. Ломоносовым всеобщий закон сохранения вещества и движения, отвергавший метафизическое представление о материи как о механической массе, лишенной внутренней активности.
Но особенно большое значение для крушения метафизического взгляда на природу имели три великих открытия: клеточная теория строения живых организмов, открытие превращения энергии и теория происхождения и развития животных и растительных видов. Создание клеточной теории строения живых организмов (исследования русского ученого П. Ф. Горянинова в 1827-1834 гг., чешского ученого Пуркинье в 1837 г., немецких ученых Шлейдена и Шванна в 1838-1839 гг.) дало возможность установить единство всего органического мира, найти общие законы развития всех организмов. Открытие закона сохранения и превращения энергии (исследования в начале 40-х годов немецкого ученого Р. Майера, а также Джоуля, Ленца, Гельмгольца и др.) дало возможность понять не только вечность, несотворимость и неуничтожимость движения как неотъемлемого свойства материи, но и взаимосвязь всех форм движения материи, что опять-таки наносило удар по метафизическому способу мышления. Открытие Дарвиным (1859) законов развития органической природы дало людям взгляд на мир растений и животных (и на самого человека) как мир изменяющийся и совершенствующийся, была установлена общность по родству всех видов растений и животных, что дало возможность понять развитие природы как естественный и закономерный процесс.
Все эти и многие другие открытия настоятельно требовали от ученых пересмотра своих позиций, отказа от метафизических методов объяснений явлений природы и общественной жизни и перехода к диалектике, к материализму, т. е. к рассмотрению природы в ее диалектическом развитии, в диалектическом взаимодействии. Успехи естествознания в середине ХIХ в. помогли вскрыть диалектическую взаимосвязь, изменение, развитие, качественное превращение в различных областях природы. Однако философы (и материалисты, и идеалисты) и сами естествоиспытатели не могли в полной мере понять и использовать эти достижения науки. Младогегельянцы не шли дальше суждений Гегеля о природе как инобытии идеи и не касались последних достижений науки. При этом, несомненно, немецкая классическая философия в лице своих выдающихся мыслителей Гегеля и Л. Фейербаха обогатила философию как науку диалектикой – учением о развитии, учением об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи, – и материалистическим пониманием природы. К сожалению, материализм Фейербаха, как и французских материалистов, был ограниченным, страдал рядом недостатков, был основан на метафизическом методе, а диалектика Гегеля, в свою очередь, была идеалистической.
Экономическое учение буржуазных экономистов Адама Смита и Давида Рикардо представляло большую ценность тем, что помогло разработать теорию о классах. Разрабатывая теорию трудовой стоимости, они заметили, что в обществе распределение материальных благ идет неравномерно, и причину этого видели в разных источниках дохода. Отсюда они попытались искать причину существования классов и увидели ее в экономике, в сфере материального обмена. Маркс и Энгельс, изучая эти теории, сумели найти истинную причину разделения общества на классы. Больше того, они показали, что само существование классов не является вечным. Различные социалистические учения являлись отражением капиталистического гнета и своеобразным протестом против него. Капитализм не уничтожил эксплуатации, он только сменил ее форму. Поэтому первоначальный социализм, мы его называем утопическим, «критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал о его уничтожении, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации» (В. И. Ленин «Три источника и три составные части марксизма»). Но утопический социализм не видел выхода из создавшегося положения. Он не сумел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества: в пролетариате социалисты-утописты видели только страдальца, но не борца. Но мы не должны их недооценивать. Ценным в их теориях была идея о необходимости преобразования общества (другое дело, как они думали это сделать, т. е. пути преобразования общественного устройства были нереальными, утопическими). Неразвитость общественных отношений капитализма, неразвитость пролетариата как революционного класса в какой-то мере объясняют утопичность, неразвитость общественных теорий того времени. Идеологи пролетариата Маркс и Энгельс смогли правильно оценить и обобщить не только явления общественной жизни, но и достижения науки о природе и создать философское учение о природе, обществе и мышлении. Предметом марксистской философии стали наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.
Итак, появление марксистской философии было подготовлено социально-экономическими причинами, предшествующим развитием общественной мысли, достижениями естествознания.
Преодолевая идеализм гегелевской философии и созерцательно-метафизический характер философии Л. Фейербаха, Маркс и Энгельс взяли рациональное содержание их учений, то есть диалектику Гегеля (очистив ее от идеализма) и материализм Фейербаха (освободив его от метафизичности, односторонности и непоследовательности). Такое соединение диалектики и материализма породило новую философию – диалектический и исторический материализм.
Материалистически истолкованная гегелевская диалектика была как бы перевернута, «поставлена на ноги», ибо прежде, по остроумному замечанию Энгельса, «она стояла на голове». В рамках материалистической диалектики понятия есть отражение реальных вещей, их многообразных связей и отношений, категории и законы мыслительной деятельности выступают как отражение объективной действительности. Это значит, что в «диалектике понятий» воспроизводится «диалектическое движение действительного мира». Другими словами, в «диалектике понятий» отражается «диалектика вещей». В марксистской философии диалектика органично выступает как теория развития всего сущего и как метод философского мышления.
Рассмотрим основные черты философии марксизма и ее отличие от предшествующих философских учений.
1. Марксистская философия ориентирована на практическое изменение мира. К. Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Никто из предшественников Маркса и Энгельса не понимал решающей роли практики в развитии общества, науки и философии.
Французские материалисты главным орудием преобразования общества считали просвещение, воспитание людей. В центре внимания марксистской философии находится не только объяснение, но и разработка путей и средств преобразования мира.
2. В этой философии не только показана роль практики в жизни общества, но и научно обоснована роль передовой теории в преобразующей деятельности людей. «Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами».
3. Марксистская философия соединяет в себе строгую научность с революционностью. Она ставит своей задачей вскрыть все формы антагонизма и эксплуатации, помочь пролетариату быстрее и легче покончить со всякой эксплуатацией. Например, марксистское решение проблемы отчуждения человека, поставленной в свое время Ж.-Ж. Руссо, опирается на представление, что капиталистическое общество являет собой бесчеловечную и чуждую среду, которая порождает социальное неравенство и несправедливость, эксплуатацию людей.
В марксистской философии весь исторический процесс был разделен на две крупные эпохи. Первая – это «предыстория», или «не подлинная» история человечества. В этих обществах (первобытное, рабовладельческое, феодальное и буржуазное) человек несвободен, поскольку подавлен властью общины или государства, стихией рынка, другими социальными обстоятельствами. На смену предыстории должна прийти «подлинная» история человечества, которая будет твориться людьми сознательно. Основоположники марксистской философии поэтому выдвигают идею социалистической революции как путь радикального способа перехода общества из состояния несвободы в царство «подлинной свободы». Революция в этой философии рассматривается как изменение прежде всего экономических оснований общества, преодоление частной собственности как источника эксплуатации человека человеком. Этот переворот призван осуществить пролетариат как неимущий класс, а сама революция явится «локомотивом истории», то есть мощным двигателем исторического процесса.
Идея коммунизма подразумевает такое состояние общества, где наконец-то произойдет преодоление всех форм и проявлений отчуждения и восстановление человечности и разумности в обществе. В марксистской философии считается, что коммунизм явится принципиально новой эпохой в истории человечества, где человек обретет свободу и возможность полного контроля над социальным и природным миром. При этом подчеркивается, что построение коммунизма – это длительный период глубоких преобразований во всей системе общественных отношений, смена самого образа жизни людей и их психологии. В итоге утверждается ассоциация свободных тружеников во всемирном масштабе.
4. В отличие от всех предшествующих философских учений основное в этой сложной теоретической системе – это идея активного преобразования общества, как мира человека, стремление устроить этот мир по-человечески, т. е. на принципах разумности и справедливости. Сделать мир человечным – таков основной пафос классического марксизма, и это делает его гуманистическим социально-философским учением.
5. Создав диалектико-материалистическое понимание общественной жизни, марксистская философия создала научную социологию. Вместо хаоса и произвола, царивших во взглядах на историю и политику, Маркс и Энгельс предложили научную теорию, показывающую, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий.
Основные, исходные принципы своей философии Маркс и Энгельс сформулировали в 40-х годах ХIХ в. В борьбе с идеализмом и метафизикой они развивали основные идеи своей философии. В «Капитале», «Нищете философии», «Святом семействе», «Немецкой идеологии», «Диалектике природы», «Анти-Дюринге» и др. они всесторонне разработали проблемы диалектического материализма и социальной философии, истории философии, философии естествознания, этики, эстетики, научного атеизма.
Но жизнь не стоит на месте. За прошедшие сто лет многие положения и принципы классической марксистской философии были развиты многими мыслителями, прежде всего В. И. Лениным (1870-1924 гг.), который постоянно подчеркивал необходимость дальнейшего развития учения Маркса. «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; марксизм не догма, а руководство к действию», – считал он. Важнейшие философские труды В. И. Ленина: «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «О значении воинствующего материализма», «Государство и революция» и др. По оценке Н. А. Бердяева, Ленин «соединил марксизм со Стенькой Разиным», придав этой теории явно воинствующий и даже непримиримый характер. В настоящее время можно отметить три главных направления ее развития:
1) диалектика природы, т. е. философские проблемы естествознания;
2) диалектика социальных процессов, или социальная диалектика;
3) развитие диалектики как науки.
Сегодня отношение к марксистской философии крайне противоречивое. Одни ругают Маркса, Энгельса, Ленина, обвиняя их в утопичности, в проведении социального эксперимента над народами России и т. д., другие борются за «чистоту марксизма». В оценке исторической роли философии марксизма следует избегать крайних позиций. Конечно же, это не есть «единственно верное учение», пригодное на все времена и обстоятельства. Не следует воспринимать его и как некую «псевдонаучную религию», которая якобы воспринимала от науки лишь ее внешнюю форму и язык. Видимо, правильный подход состоит в том, чтобы видеть и позитивные, и негативные стороны этого учения. К философии марксизма надо относиться объективно. Об исторических личностях принято судить в культурном мире не потому, что они не сделали, а потому, что они сделали нового по сравнению со своими предшественниками. Это относится и ко всем основоположникам марксистской философии. Как отмечал австрийский ученый, профессор, доктор экономики А. Корен, «сегодня бранят Маркса, а его «Капитал» по-прежнему остается вершиной экономической мысли…, недавно прочитал «Материализм и эмпириокритицизм» Ленина, нахожу идеи книги освежающими, глубокими, а то, что с некоторыми из них хочется дискутировать, придает этому труду еще больший интерес» (Правда. 1992. 10 сентября).
Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 617;