Политические идеи П. Я. Чаадаева
После подавления выступления декабристов в России была уси лена цензура, распущены все легальные общества. Государствен ной доктриной стала провозглашенная министром просвещения гра фом Уваровым идея официальной народности, согласно которой устоями России являются православие, самодержавие, народность. Эту идеологию, основанную на идеях "Записки" Карамзина, где говорилось: "Требуем более мудрости хранительной, нежели твор ческой", — принято называть охранительной идеологией.
Охранительная идеология твердо противостояла проектам ка ких бы то ни было либеральных реформ. Правительство поощряло распространение идей о преимуществах судеб русских крепостных крестьян, обеспеченных жилищем и пищей, по отношению к участи западного пролетария, лишенного того и другого. Идеологи официаль ной народности (литератор Шевырев, историк Погодин) воспевали величие России, противопоставляя ее "загнивающему Западу".
Крупным событием в идейной жизни России стало опублико вание в журнале "Телескоп" (в октябре 1836 г.) "Философического письма" Чаадаева. Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856), гвардей ский офицер в отставке, внук М. М. Щербатова, в 1829—1830 гг. написал (по-французски) восемь "Философических писем" на рели гиозно-исторические темы. Опубликование перевода первого "Фи лософического письма" в журнале "Телескоп" стало вехой в исто рии русской общественно-политической мысли.
Чаадаев писал о пустоте русской истории, об отрыве России от других народов: "Мы не принадлежали ни к одному из великих семейств человечества, ни к Западу, ни к Востоку, не имеем преда-
414 История политических и правовых учений
ний ни того, ни другого. Мы существуем как бы вне времени, и всемирное образование человеческого рода не коснулось нас". При чиной отрыва России от величественной истории западных народов Чаадаев считал православие: "Ведомые злою судьбою, мы заим ствовали первые семена нравственного и умственного просвещения у растленной, презираемой всеми народами Византии".
Объединенные народы Европы, писал Чаадаев, в столкновении мнений, в кровопролитной борьбе за истину создали себе целый мир идей: "Это идеи долга, закона, правды, порядка. Они развива ются от происшествий, содействовавших образованию общества; они необходимые начала мира общественного. Вот что составляет атмосферу Запада; это более чем история: это физиология европей ца. Чем вы замените все это?"
В странах Запада, подчеркивал философ, борьба за идеи при вела к важным социальным последствиям: "Искали истину и на шли [свободу]1 и благосостояние".
Чаадаев оговаривает, что на Западе есть не только добродетели, но и пороки. Однако народы Европы, в отличие от России, имеют богатую историю: "Мир пересоздавался, а мы прозябали в наших лачугах из бревен и глины". "Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем, без прошедшего и без будущего, [среди плоского застоя]". Из-за православия, считал Чаадаев, вся история России шла не так, как история западных народов: "В самом начале у нас дикое варварство, потом грубое суеверие, затем жестокое, унизительное владычество завоевателей, [дух которого национальная власть впос ледствии унаследовала], владычество, следы которого в нашем об
разе жизни не изгладились совсем и поныне".
Еще резче, чем самодержавие ("национальную власть"), Чаа даев порицал крепостничество: "Свергнув иго чужеземное, мы мог ли бы воспользоваться идеями, которые развились за это время у наших западных братьев, но мы были оторваны от общего семей ства, [мы подпали рабству, еще более тяжкому, и притом освящен ному самим фактом нашего освобождения]"2.
Публикацию "Философического письма" Герцен назвал выст релом, раздавшимся в темную ночь: "Письмо Чаадаева потрясло всю мыслящую Россию". Письмо стало стимулом к обсуждению
1 В квадратных скобках здесь и далее — слова, опущенные или изме ненные редакцией в публикации "Телескопа".
2 Во втором "Философическом письме" в узаконении рабства в России прямо и резко обвиняется православная церковь: "Пусть скажет, почему она не возвысила материнского голоса против этого отвратительного наси лия одной части народа над другой... Христианский народ в 40 миллионов душ пребывает в оковах!... Одно это могло бы заставить усомниться в православии, которым мы кичимся".
Гл. 20. Политико-правовые учения в России 1-й половины XIX в. 415
исторических судеб страны. Главный упрек представителей власти Чаадаеву сводился к тому, что "Философическое письмо" противоре чит патриотизму и официальному оптимизму. Отвергая попытку одного из вельмож заступиться за Чаадаева, шеф жандармов Бен кендорф писал: "Прошедшее России было удивительно, ее настоя щее более, чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может представить себе самое смелое воображе ние; вот, мой друг, точка зрения, с которой русская история должна быть рассматриваема и писана".
Идеологи официальной народности называли Чаадаева преступ ником, предлагали выдать его православной церкви для смирения одиночеством, постом и молитвой. Николай I, чтобы сильнее уни зить автора, повелел считать его сумасшедшим.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1000;