Политико-правовые идеи

и теории коллективистов и коммунистов первой половины XIX в.

Начало развитию социалистической мысли положили Шарль Фурье (1772—1837) кКлод Анри Сен-Симон де Рувруа (1760—1825). Основные книги Фурье были изданы в начале XIX в. ("Теория четырех движений и всеобщих судеб" — 1808 г., "Новый промышлен­ ный и социетарный мир" — 1829 г. и др.). Тогда же были опублико­ ваны главные произведения Сен-Симона ("Письма женевского обита­ теля к современникам"— 1802 г., "Катехизис промышленников" — 1823 г., "Новое христианство" — 1825 г. и др.). Под влиянием этих трудов возник ряд теоретических школ и направлений, развивав­ ших идеи основателей социализма либо обосновывавших самостоя­ тельные социалистические (коллективистские) учения. Наиболее фундаментальным теоретическим произведением было "Изложе­ ние учения Сен-Симона", которое издали сен-симонисты Базар, Родриг и Анфантен.

В тот же период продолжались разработка и обоснование ком­ мунистических идей. Видным теоретиком коммунизма являлся ан­ гличанин Роберт Оуэн (1771—1858), основные труды которого из­ даны в 20—30-е годы XIX в. Тогда же (1828 г.) Буонаротти опублико-

 

1 В XIX в. коммунистическими назывались теории, обосновывавшие идеал, близкий идеям Мора, Кампанеллы, Морелли, Бабёфа и др. Тип общественного строя, за которым в марксистской терминологии установи­ лось название "первая фаза коммунизма (социализм)", в XIX в. чаще на­ зывался коллективистским (см.: Волгин В. П. Очерки истории социалис­ тических идей. Первая половина XIX в. М., 1976. С. 341).


Гл. 19. Социал. и коммун, полит.-прав. идеология в 1-й пол. XIX в. 389

 

вал книгу "Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабё- фа". В 1841 г. переиздан "Кодекс природы" Морелли.

Исторически сложившимся центром разработки и обсуждения коллективистских (социалистических) и коммунистических теорий в 20—40-е годы стал Париж. Здесь создавались полулегальные или тайные общества, издавались газеты, журналы и книги коммунисти­ ческого направления, проводились собрания сторонников социализма и коммунизма.

Все социалисты и коммунисты порицали развивающийся ка­ питализм и резко критиковали свойственные ему пороки. Капита­ лизму противопоставлялись проекты идеального строя. Разное пред­ ставление об идеалах и способах их достижения породило ряд школ и кружков. Кроме фурьеристов, сен-симонистов, оуэнистов, бабу- вистов существовало множество других направлений, сочетавших идеи разных школ либо разрабатывавших оригинальные доктрины. Социалистические и коммунистические теории XIX в. содер­

жали новые идеи, отличавшие их от предшествующих доктрин.

Большинство социалистов и коммунистов придавало большое значение промышленному перевороту.

Оуэн подчеркивал, что внедрение машин в производство созда­ ло в Англии (и во всем мире) совершенно новое общество и подго­ товило условия перехода к строю коммун (ассоциаций). С помощью крупного производства, писал Фурье, человечество могло бы мино­ вать самые злосчастные периоды своей истории, скоро перейдя к высшим этапам развития. Вся теория Сен-Симона и сен-симонис­ тов основана на идее развития экономики, становления нового "про­ мышленного общества". Паровые машины, утверждал Пеккёр (сен­ симонист, потом фурьерист), создают условия для перехода к новой индустриальной организации, открывают "эру ассоциации". Посколь­ ку машины обеспечивают изобилие, "рост промышленности дела­ ет возможным коммунизм теперь более, чем когда-либо...", — пи­ сал Кабе.

В литературе с 20-х годов XIX в. твердо обозначилась тенден­ ция поиска содержания истории, закономерностей общественного развития, обусловливающих неизбежность социализма и комму­ низма. Стремление создать социальную науку, подобную физике, было свойственно Сен-Симону и его ученикам; изучению законо­ мерности истории большое значение придавал Фурье, разработав­ ший оригинальную концепцию общественного развития; свою сис­ тему Оуэн оценивал как важное научное открытие, основанное на изучении современного общества и его предыстории.

Прудон утверждал, что социализм становится научным только тогда, когда опирается на выводы политэкономии (все остальные виды социализма он считал утопическими). Стремление научно ос­ мыслить промышленный переворот, разработать "новую теорию


390 История политических и правовых учений

 

социальной и политической экономии" в каждой из влиятельных школ вело к неодинаковым теоретическим результатам, но общим выводом оставалось признание неизбежности общества, свободного от эксплуатации человека человеком, основанного на всеобщем труде, материальном достатке и высокой духовной культуре.

В то же время было немало сторонников социализма, видевших в нем осуществление не "науки", а заповедей Христа или пред­ писаний общечеловеческой морали либо здравого смысла. Высказы­ вались также опасения в отношении доктринерского подхода к соци­ ализму (см. ниже).

Все социалисты и коммунисты XIX в. подчеркивали деление общества на классы и их противоречия.

Предыдущая история человечества обычно определялась ими как история эксплуатации человека человеком, угнетения и сопро­ тивления, борьбы между антагонизмом и ассоциацией.

"Именно захват орудий труда, — писал в 1834 г. бабувист О. Бланки, — а не тот или иной политический строй превращает массы в рабов". В том же духе высказывался бывший сен-симонист Леру (1833 г.): "В настоящее время борьба пролетариев против бур­ жуазии есть борьба тех, кто не обладает орудиями труда, против тех, кто ими обладает". Борьбу классов одобряли далеко не все со­ циалисты, но всем были ясны ее причины. "Капитал и труд, — пи­ сал фурьерист Консидеран, — находятся в состоянии явной войны". Представления социалистов и коммунистов первой половины XIX в. о современном и будущем государстве, а также о его роли в

переходе к идеальному обществу были очень разнообразны.

Уделяя главное внимание социальным проблемам, значитель­ ная часть теоретиков социализма и коммунизма относилась отри­ цательно или безразлично к политике, государству и праву.

Так, Оуэн был принципиальным противником государственных реформ. Его обращения к королеве и к парламенту Англии с проек­ тами коммунистического преобразования страны были продиктова­ ны скорее стремлением сделать эти проекты достоянием гласности, чем надеждой на их осуществление государственной властью Анг­ лии. Аналогичными мотивами предопределялись и многие обраще­ ния Фурье и других социалистов к видным государственным деяте­ лям и политикам.

Некоторые социалисты рассчитывали на помощь современного им государства в проведении социальных реформ. "Промышлен­ ный класс, — писал Сен-Симон, — должен соединить свои усилия с королевской властью для установления промышленного режима, т. е. режима, при котором наиболее видные промышленники соста­ вят первый класс в государстве и получат в свои руки управление государственным достоянием". При этом предполагалось, что в сис­ теме представительных учреждений, окружающих монарха, будут


Гл. 19. Социал. и коммун, полит.-прав. идеология в 1-й пол. XIX в. 391

 

созданы полновластные палаты промышленников и ученых. Такая "промышленная монархия", считал Сен-Симон, способна обеспе­ чить переход к промышленной системе, в которой место управле­ ния людьми займет система управления вещами.

Более распространены были среди социалистов и коммунистов надежды на помощь демократически преобразованного государства. Идею всеобщего избирательного права поддерживал очень по­ пулярный до 1848 г. французский социалист Луи Блин (1811—1882), книга которого "Организация труда" (1840 г.) неоднократно переизда­

валась.

Блан полагал, что демократическое (основанное на всеобщем избирательном праве) государство станет "банкиром бедных". При помощи правительственного кредита рабочие организуют производ­ ственные ассоциации в промышленности и в сельском хозяйстве, осуществив тем самым право на труд и ликвидировав эксплуата­ цию пролетариата, ("последнюю форму рабства"). Грубая полити­ ческая оплошность, сотрудничество с буржуазным правительством в 1848 г. глубоко скомпрометировали Блана; однако его идеи долго воспроизводились в социалистической литературе.

Почти одновременно с книгой Блана Этьен Кабе (1788—1856) издал знаменитый в свое время социально-философский роман "Пу­ тешествие в Икарию" (1840 г.).

Необходимым предварительным условием осуществления ком­ мунизма Кабе считал развитие демократии, расчищающей дорогу для равенства. Важное значение он придавал установлению всеоб­ щего избирательного права как предпосылке всех других реформ, особенно социальной. Кабе считал возможной и необходимой дик­ татуру временного правительства, если оно одобрено народом и действительна опирается на народ. Среди мер, призванных подго­ товить переход к коммунизму, Кабе называл отмену наследования по боковой линии, отмену права завещания, выкуп государством частных имуществ, прогрессивный налог, организацию при поддер­ жке правительства рабочих ассоциаций, коммун, больших нацио­ нальных мастерских.

Значительное распространение во Франции имело теоретичес­ кое направление, считавшее насилие, принуждение, диктатуру сред­ ством перехода к коммунизму.

Первое открытое собрание коммунистов ("банкет коммунистов в Бельвиле 1 июля 1840 г." — около 1200 участников) поддержало идею насильственной социальной революции, ведущей к установ­ лению народной диктатуры, цель которой — "реальное и совершен­ ное равенство".

Один из организаторов "банкета коммунистов" Теодор Дезами (1803—1850) в книге "Кодекс общности" (1842—1843 гг.) и в ряде статей в журналах выступал против всеобщего избирательного права


392 История политических и правовых учений

и парламентской борьбы, называя их буржуазным обманом. Он обо­ сновывал необходимость пролетарской революции и диктаторского правительства на период перехода к коммунизму. На время этого перехода должны быть созданы военные лагеря из вооруженных молодых людей, подавляющих сопротивление свергнутых классов; из таких лагерей впоследствии организуются промышленные ар­ мии. "Непосредственное введение общности имуществ. — ...Верное средство лишить энергии, одержать победу, разгромить все анти­ коммунистические правительства путем посылки за пределы стра­ ны не более 300—400 тысяч воинов. — Постепенное освобождение всех народов менее чем через десять лет войны. — Полная, все­ человеческая общность", — писал Дезами о системе переходного периода.

Аналогичные идеи высказывал Луи Огюст Бланки (1805—1881). Уже на судебном процессе над обществом "Друзья народа" (1832 г.) он говорил: "Государство есть жандарм богатых, охраняющий их от бедных. Необходимо создать иное государство, которое было бы жандармерией бедных против богатых... Социализм немыслим без политической революции". Под влиянием бабувистских идей Блан­ ки писал о революционной власти народа: "Франция, ощетинивша­ яся штыками трудящихся, — это пришествие социализма". Рево­ люционное правительство должно создать условия для перехода общества через ассоциации и просвещение к коммунизму.

Среди сторонников революционного перехода к коммунизму был Вильгельм Вейтлинг (1808—1871). Революция мыслилась им как стихийный бунт, партизанская война, разгром буржуазного обще­ ства армией из 20—40 тыс. люмпен-пролетариев.

Многие сторонники социализма и коммунизма тех лет были противниками новой революции, утверждая, что революции по­ рождают лишь террор и разрушение; за революциями неизбежно следуют реставрации и усиление реакции.

Сен-симонисты относились к революции как к страшной ката­ строфе, бессмысленно разрушающей промышленность, учрежде­ ния науки и искусства, раскалывающей общество.

Известный коммунист Кабе говорил, что революция либо будет подавлена и повлечет реакцию, либо (в случае победы) приведет к безуспешным попыткам правительственного меньшинства силой навязать большинству коммунизм. "Когда общественное мнение примет коммунизм, его легко будет установить". "Я предпочитаю реформу, — писал Кабе, — не отвергая революции, когда ее при­ знает необходимой общественное мнение".

Проблемы государства и права занимали немалое место в пред­ ставлениях теоретиков социализма и коммунизма о будущем иде­ альном строе.


Гл. 19. Социал. и коммун, полит.-прав. идеология в 1-й пол. XIX в. 393

 

Одни теоретики полагали, что при коммунизме будет существо­ вать демократическое государство. Наиболее детально такое госу­ дарство описано Кабе: в коммунистической Икарии имеются народ­ ные собрания, народное представительство, выборное правитель­ ство. "Для меня, — утверждал Кабе, — демократия и коммунизм — синонимы".

Однако икарийский коммунизм близок к тоталитаризму: твердо определен распорядок труда, все живут в одинаковых домах с оди­ наковой мебелью. В Икарии "нет решительно ничего во всем, ка­ сающемся пищи, что не было бы урегулировано законом". Каждая семья имеет поваренную книгу, определяющую, какие продукты и каким способом нужно готовить, сколько раз в день, в какие часы, в какой последовательности приготовленные продукты надо съедать; эта книга, имеющая силу закона, составлена комитетом ученых, назначенных народным представительством. То же относится к одеж­ де — все регулирует закон, принятый по рекомендации комитета ученых, исследовавшего одежду во всех странах и составившего обязательный для всех список: "Нет ни одного экземпляра обуви, головного убора и т. д., который не был бы обсужден и принят согласно плановому образцу... Все индивиды одного и того же поло­ жения носят одинаковую одежду, но тысячи различных форм одежды соответствуют тысячам различных положений".

Законы в Икарии принимаются народом по рекомендации уче­ ных; законов в Икарии очень много, ежегодно принимаются сотни законов — законов о введении новых видов пищи, одежды, обста­ новки жилищ, об усовершенствовании дорог и других путей сооб­ щения, об изобретениях, о введении новых машин, об улучшении преподавания, о внешних связях государства и пр.

Всенародно принятыми законами Икарии твердо определен рас­ порядок дня всех граждан. Предписано даже "тушение огней", т. е. обязательность сна с 10 часов вечера до 5 часов утра. "Предписан­ ное тираном, это было, действительно, невыносимым мучительст­ вом, — пояснял Кабе, — но, принятое всем народом в интересах его здоровья и хорошего порядка в работе, это — наиболее разумный, наиболее полезный и наиболее тщательно исполняемый закон".

Следуя во многом Морелли, Кабе писал, что истина одна, а заблуждений много; людей и общество, вставших на путь истины, должно удерживать от уклонений с этого пути. Поэтому в Икарии существует цензура. Газеты являются лишь протоколами, со­ держащими описание и факты без всякой журналистской оценки и дискуссии. Существует одна национальная газета, по одной — для каждой провинции и коммуны.

Поскольку только с победой коммунизма началась подлинная история человечества — в Икарии решили сжечь все старые книги; оставлено лишь по несколько экземпляров старых произведений,


394 История политических и правовых учений

 

"чтобы констатировать невежество или безумие прошлого и про­ гресс настоящего".

Описанное Кабе государство представляло собой попытку со­ единить научное руководство обществом с народовластием, веду­ щую роль ученых — с институтами традиционной демократии.

Идеалом других теоретиков была не традиционная демократия, а научная организация управления обществом. В наибольшей мере это стремление присуще Сен-Симону и сен-симонистам (Базар, Род- риг, Анфантен). В промышленном обществе не будет управления людьми, господства и подчинения. Их место займет централизован­ ная система управления производством, подчиненным единому плану. Банки будут становым хребтом общественной организации про­ изводства. Носителями управленческой власти, которая сменит пра­ вительственную, станут ученые, промышленники, художники, со­ ставляющие иерархию, возглавляемую Академией наук, "Советом Ньютона" (в нем представлены математики, физики, экономисты).

Много споров среди теоретиков социализма и коммунизма было о принципах распределения (в переходный период и в идеальном обществе). Стремясь привлечь имущих к организации фаланг (про­ изводственно-потребительских объединений), Фурье предлагал на первое время распределение доходов по формуле: 5/i2 — труду, 4/i2 — капиталу,3 /п — таланту. Сен-симонисты отстаивали распре­ деление по труду; многие же социалисты и коммунисты (Блан, Ка­ бе) — по потребностям. Вейтлинг предлагал сочетать эти показате­ ли (необходимое и полезное — по потребностям, приятное — по "коммерческим часам", отработанным сверх общеобязательных шес­ ти часов в сутки).

Продолжительность переходного периода определялась комму­ нистами и социалистами по-разному.

Бабувисты считали, что он продлится в течение жизни одного- двух поколений (поскольку отменяется право наследования). Кабе писал, что переход к коммунизму займет от 20 до 50, даже до 100 лет, но он может быть сокращен с помощью просвещения.

Все коммунисты связывали становление и успехи нового строя с просвещением. Даже Бланки, наиболее решительный сторонник революционных методов низвержения имущих классов, утверж­ дал, что коммунистический строй установится нескоро, ибо "ком­ мунизм несовместим с невежеством"; "нет прочной революции без просвещения".

Многие теоретики социализма и коммунизма полагали, что в будущем обществе вообще не будет надобности в управлении и принуждении.

Фурье, Оуэн и их последователи, а также Бланки и некоторые другие коммунисты считали, что в идеальном обществе не будет ни государства, ни права.


Гл. 19. Социал. и коммун, полит.-прав. идеология в 1-й пол. XIX в. 395

 

Сен-Симон и сен-симонисты, Фурье и его последователи, Леру и другие социалисты и коммунисты, осуждая разобщение народов по государствам и войны между ними, выдвигали идеи интерна­ ционализма, обосновывали идеал слияния всех общин и коммун во всеобщий союз всего человеческого рода, всех народов — в один народ, разобщенных государств — в единую всемирную респуб­ лику.

Ряд социалистов ставил вопрос об уничтожении (или отмира­ нии) государства не только в будущем, но уже и в настоящем.

В 40-е годы XIX в. нередко высказывались идеи, ставящие госу­ дарство в один ряд с эксплуатацией, отношения господства и под­ чинения — в один ряд с отношениями собственности. Такие идеи высказывал Прудон в своей нашумевшей книге "Что такое собствен­ ность?" (1840 г.), где он писал: "Хотя я большой приверженец по­ рядка, тем не менее я в полном смысле слова анархист".

В следующем году в одном из журналов социалистической ори­ ентации была опубликована сочувственная статья о Сильвене Ма- решале, направленная против законов и правительства, за анар­ хию как за господство морали и порядка. Вскоре анархизм развер­ нулся в одно из влиятельных идейных течений рабочего класса.

Серьезной альтернативой политическим реформам и полити­ ческой борьбе становилось массовое движение профессиональных союзов. Ряд влиятельных вождей рабочего класса Англии (Морри- сон, Смит, Бенбоу) доказывал, что растущее профсоюзное движе­ ние, борющееся за действительно общие и насущные интересы на­ емных рабочих, важнее всех политических реформ и свобод. Дей­ ственным средством борьбы с произволом капиталистов станови­ лась забастовка (в перспективе — всеобщая: "одна безработная неделя или безработный месяц"). Будущее общество мыслилось ими как ассоциация трудящихся, объединенных по профессиям и руко­ водимых Советом тред-юнионов.

Под флагом антипарламентаризма в Лондоне прошел органи­ зованный оуэнистами конгресс кооператоров и тред-юнионистов (1833 г.). Доказывая бесполезность политических реформ, оуэнисты настойчиво пропагандировали планы организации производствен­ ных кооперативов рабочих для постепенного перехода к строю ком­ мунистических общин. За организацию кооперативов, ассоциаций, фаланг выступали также сторонники Фурье. Сам Фурье полагал, что если бы удалось в 1823 г. приступить к организации фаланги, то через 6 лет "цивилизацию" (т. е. капитализм) уже заменил бы "гар­ монический строй" (социализм). Оуэн предполагал (в 1849 г.), что для перехода к коммунизму Европе и Северной Америке потребу­ ется 5 лет, а Африке и Азии — 10 лет.

Фурьерист Консидеран в книге "Манифест демократии в XIX веке" (1847 г.) призывал прекратить политическую борьбу и вообще


396 История политических и правовых учений

 

борьбу классов, сосредоточив общественные силы на организации ассоциаций, фаланг для строительства социализма.

Наконец, некоторые критики капитализма и сторонники соци­ ализма стремились облечь свои планы в форму христианства (Ла- менне, Бюше) либо создать новые религию и церковь, призванные объединить людей во имя социализма (сен-симонисты).

 

Заключение

К первой половине XIX в. восходят почти все идеи, составившие содержание основных направлений политико-правовой идеологии социализма и коммунизма последующих времен. Однако на основе этих идей тогда еще не сложились массовые движения и полити­ ческие партии. К наиболее влиятельным теоретическим направ­ лениям того времени принадлежало до нескольких десятков чело­ век. Более того, многочисленность вариантов социалистических и коммунистических теорий в 20—40 годы XIX в. породила порой ожесточенную их борьбу.

Исходя из убеждения, что истина одна, а заблуждений много, каждый из теоретиков социализма или коммунизма искренне счи­ тал свою доктрину единственно научной, а все остальные — непра­ вильными и утопическими. Это вело к разобщенности школ, круж­ ков, отдельных мыслителей, к быстрому распаду сложившихся было союзов социалистов или коммунистов. Лишь Вейтлинг и Лаотьер эпизодически призывали социалистов к единству; значительно бо­ лее распространенным было отвержение и опровержение всех ва­ риантов социализма или коммунизма, кроме собственного. Прудон высмеивал Фурье и его учение, Фурье резко критиковал Оуэна, Сен-Симона и их последователей. Дезами звал пролетариат к един­ ству, к объединению. "Пролетарии, — писал Дезами, — для своего возрождения народы имеют иногда один лишь час в столетие! Ког­ да этот час придет, остерегайтесь пропустить его в спорах и междо­ усобицах!" Однако Дезами был уверен, что для единства пролета­ риата необходимо единство философской доктрины. Поэтому он критиковал Кабе, Ламенне, Сен-Симона и сен-симонистов, всех во­ обще социалистов и коммунистов, не признающих его доктрину единственно верной и научной.

Фанатичная приверженность к своей собственной доктрине (док­ тринерство) закономерно вела к догматизму.

Сен-симонисты доказывали, что догматизм — естественное со­ стояние человеческого разума. Догматическое руководство особен­ но необходимо в индустриальном обществе, где важно согласие между предпринимателями и рабочими. Это ставит особенные задачи и проблемы перед моральной властью, призванной обеспечить науч­ ное руководство обществом, организацию масс, их объединение во


Гл. 19. Социал. и коммун, полит.-прав. идеология в 1-й пол. XIX в. 397

 

имя труда и решения великих социальных целей. Все это достига­ ется, полагали сен-симонисты, при помощи разработки и утверж­ дения в общественном сознании системы догм, основанных на прин­ ципе авторитета.

Распространенность доктринерства в социалистической и ком­ мунистической литературе того времени вызывала тревогу совре­ менников.

В журнале "Братство" (1841 г.) высказывалось созвучное идеям бабувистов опасение, что в случае прихода к власти ученых-со­ циалистов или коммунистов противопоставление социальной исти­ ны воле большинства "может легко привести к провозглашению диктатуры одной личности или нескольких людей, якобы обладаю­ щих истинной наукой". В журнале утверждалось, что социальная наука не догматична, она зависит от прогресса знаний, бесконечна в своем развитии, и это развитие осуществляется не каким-либо одним, а рядом мыслителей. Истина реализуется в обществе тогда, когда будет признана всеми и получит выражение в общей воле, в которой проявляется народный суверенитет. "По мере продвиже­ ния человечества вперед общая воля становится все более ясной, народный суверенитет все более разумным". Отсюда следовало, что обществу нельзя навязывать никаких доктрин и проектов, пока их научность не осознает хотя бы большинство.

Франция 20—40-х годов была горнилом, где выковывались после­ дующие направления политико-правовой идеологии социализма и коммунизма. В Париже возникали, получали популярность, сме­ шивались с другими идеи социализма (коллективизма) и комму­ низма с самой разной политической окраской: от мистически-рели­ гиозной до ультрареволюционной, от диктаторской до анархист­ ской. В этом горниле порой причудливо сочетались идеи Фурье и Бабёфа, Марешаля и Морелли, Сен-Симона и апостола Павла. В Париж приезжал изучать идеи социализма и коммунизма прус­ ский либерал Лоренц фон Штейн, в Париже Карл Маркс перешел от революционного демократизма к коммунизму, в Париже воз­ никла и вскоре разрушилась его дружба с основоположником анар­ хизма Прудоном, там же зародилась пожизненная неприязнь Мар­ кса и основателя теории "русского социализма" Герцена.


 

 

ГЛАВ А 20

Политические и правовые учения в России в период кризиса

самодержавно-крепостнического строя

Введение

В первой половине XIX в. государственный и общественный порядок Российской империи находился на прежних основаниях. Дворянство, составлявшее малую часть населения, оставалось гос­ подствующим, привилегированным классом. Освобожденные от обя­ зательной службы государству помещики из служилого сословия превратились в праздный, чисто потребительский класс рабовла­ дельцев. Из дворян формировались бурно растущие в то время канцелярии бюрократического аппарата империи. В стране царил чиновничий и помещичий произвол. Правительство предпринимало попытки проведения общественных реформ, но проблемы измене­ ния государственного строя или совершенствования законодатель­ ства в России первой половины XIX в. практически отступали на второй план перед острейшим вопросом о крепостном праве.

"Целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. душ обоего пола, — писал В. О. Ключевский в своем Курсе русской истории, — целая половина этого населения зависе­ ла не от закона, а от личного произвола владельца... Крепостное русское село превращалось в негритянскую североамериканскую плантацию времен дяди Тома".

Крепостное право резко затрудняло развитие страны в промыш­ ленном, культурном, военном отношениях. Полновластные в своих имениях помещики не имели стимулов к совершенствованию спо­ собов ведения сельского хозяйства. Отсутствие свободной рабочей силы не давало развиться ремеслам и промышленности. Усилива­ лась интеллектуальная, нравственная, культурная деградация гос­ подствующего сословия дворянства.

Россия стремительно отставала от передовых государств, стро­ ивших гражданское общество. В стране накапливались непримири­ мые социальные антагонизмы. "Дворяне страшились крестьян, — отмечал В. О. Ключевский, — крестьянство злобилось на дворян­ ство, то и другое не питало ни малейшего доверия к правительству, а правительство боялось обоих".


Гл. 20. Политико-правовые учения в России 1-й половины XIX в. 399

 

Нарастающие противоречия феодального строя в России отра­ жались в противостоянии и столкновениях либеральной и охрани­ тельной (консервативной) идеологий. Наиболее яркими проявлени­ ями назревшего кризиса крепостничества и самодержавия были возникновение тайных обществ и выступление декабристов.

 








Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 730;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.037 сек.