Традиционализм Э. Бёрка
С осуждением Французской революции и идей Просвещения выступал английский парламентарий и публицист ирландец Эд мунд Бёрк (1729—1797).
В 1790 г. Бёрк опубликовал книгу "Размышления о революции во Франции", содержащую полемику с ораторами двух дворянских клубов в Лондоне, разделявших идеи Просвещения и одобрявших события во Франции. Книга была переведена на французский и на немецкий языки и вызвала много откликов, из которых наиболее известно сочинение Т. Пейна "Права человека" (см. гл. 14).
Бёрк порицал Национальное собрание Франции не только из-за некомпетентности его состава, но и еще более за стремление отме нить во Франции сразу весь старый порядок и "одним махом со здать новую конституцию для огромного королевства и каждой его части" на основе метафизических теорий и абстрактных идеалов, выдуманных "литературными политиками (или политическими ли тераторами)", как Бёрк называл философов Просвещения.
Он утверждал, что совершенствование государственного строя всегда должно осуществляться с учетом вековых обычаев, нравов, традиций, исторически сложившихся законов страны. Задача силь ных политических умов — "сохранять и одновременно реформиро вать". Однако французские революционеры склонны в полчаса раз рушить то, что создавалось веками. "Слишком сильно ненавидя пороки, они слишком мало любят людей". Поэтому лидеры револю ции, делал вывод Бёрк, стремятся разбить все вдребезги, смотрят на Францию, как на завоеванную страну, в которой они, будучи завоевателями, проводят самую жестокую политику, презирая насе ление и рассматривая народ лишь в качестве объекта своих опытов. "Парижские философы, — писал Бёрк, — в своих опытах рассматри вают людей как мышей". "Честный реформатор не может рассмат ривать свою страну как всего лишь чистый лист, на котором он может писать все, что ему заблагорассудится".
Особенные возражения Бёрка вызывали дискуссия о правах человека и само понятие "права человека".
Бёрк утверждал, что права людей нельзя определить априорно и абстрактно, поскольку такие преимущества всегда зависят от
356 История политических и правовых учений
конкретных условий разных стран и народов, от исторически сло жившихся традиций, даже от компромиссов между добром и злом, которые должен искать и находить политический разум. К тому же реально существующие права людей включают как свободу, так и ее ограничения (для обеспечения прав других людей). "Но посколь ку представления о свободе и ограничениях меняются в зависимо сти от времени и обстоятельств, — писал Бёрк, — возможно беско нечное количество модификаций, которые нельзя подчинить посто янному закону, т. е. нет ничего более бессмысленного, чем обсужде ние этого предмета".
Мысль Бёрка сводилась к тому, что и права человека, и госу дарственный строй складываются исторически, в течение долгого времени, проверяются и подтверждаются опытом, практикой, по лучают опору в традициях.
Книга Бёрка стала одним из первых произведений консерва тивного историзма и традиционализма, противостоявшего рациона лизму и легисломании революционных политиков-идеалистов. Бёрк утверждал, что право каждой страны складывается в результате длительного исторического процесса. Он ссылался на конституцию Англии, которая создавалась несколько веков; по его мнению, "Слав ная революция" 1688 г. лишь закрепила государственный строй Англии, права и свободы англичан, существовавшие задолго до этой революции.
Защищая традиции и осуждая нововведения, Бёрк оправдывал и те сохранявшиеся в Англии средневековые пережитки, которые подвергались особенной критике со стороны английских радикалов и либералов. Таковы идеи пэрства, рангов, политического и право вого неравенства. Основой английской цивилизации Бёрк называл "дух рыцарства и религию. Дворянство и духовенство сохраняли их даже в смутные времена, а государство, опираясь на них, крепло и развивалось".
"Благодаря нашему упрямому сопротивлению нововведениям и присущей национальному характеру холодности и медлительности мы до сих пор продолжаем традиции наших праотцов, — писал Бёрк. — ...Руссо не обратил нас в свою веру; мы не стали учениками Вольтера; Гельвеций не способствовал нашему развитию. Атеисты не стали нашими пастырями; безумцы — законодателями... Нас еще не выпотрошили и, подобно музейным чучелам, не набили со ломой, тряпками и злобными и грязными бумагами о правах чело века".
§ 4. Историческая школа права
В Германии первой половины XIX в. сформировалась новая школа права — историческая. Представители этой школы высту-
Гл. 17. Реакционные и консервативные полит.-правовые учения... 357
пили с критикой школы естественного права — права идеального, которое можно вывести из человеческого разума дедуктивным пу тем. Они считали, что невозможно изменить исторически сложив шееся право с помощью законов, созданных с претензией на вопло щение в них универсальной человеческой разумности. Исторически сложившееся и применяемое каждым народом право — результат опыта прошедших времен, который необходимо признать самоцен ностью, независимо от того, является это право разумным или нет. К числу наиболее известных теоретиков исторической школы пра ва принадлежат: Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Фрид рих Пухта.
На мировоззрение представителей исторической школы права оказала влияние теория Ш.Л. Монтескье. Тезис Монтескье, соглас но которому: "Законы должны быть настолько свойственны народу, для которого они созданы, что следует считать величайшей случай ностью, если установления одной нации могут быть пригодны для другой" — позволил теоретикам исторической школы права сде лать вывод о том, что нет права вообще, а есть исторически сло жившееся право того или иного народа, которое правоведам и сле дует изучать. На эволюцию взглядов представителей исторической школы права также оказали влияние идеи немецких философов И. Канта и Ф. Гегеля.
Густав Гуго (1764 —1844), профессор права Геттингенского уни верситета, — основатель исторической школы права. К наиболее известным работам Гуго относятся: "Учебник по истории римского права", "Учебник естественного права, или философия позитивного права" и др.
Юриспруденции как хронологической юридической летописи и собранию поучительных примеров из прошлого Гуго противопоста вил юриспруденцию, ориентированную на научное исследование права. Правоведы должны изучать право того или иного народа как исторически своеобразное право. Исследуя римское право, Гуго пришел к выводу о том, что право исторически никогда не своди лось лишь к законодательству, созданному верховной властью. Тем самым он оспорил свойственное Просвещению представление о том, что закон — это единственный или главный источник права. В римском праве, до Юстиниана, отдельные институты права возни кали независимо от законодательной власти.
Гуго различает право, самобытно развивающееся (обычное пра во, преторское право, земское право, городское право), и право, создаваемое законодателем. Во всем массиве правовых норм, дей ствующих у того или иного народа, самобытно развивающееся пра во занимает большую часть. Это право развивается подобно языку и общественным нравам: "Большая часть правовых норм, действу-
358 История политических и правовых учений
ющих у данного народа, возникла стихийно, подобно тому, как воз никли язык и нравы этого народа, или, скорее всего, являясь час тью того и другого, возникла в результате привычки". Это право развивается .само собою, вне приказов, но всегда сообразно с обсто ятельствами.
Гуго отдает предпочтение формам самобытно развивающегося права и критически оценивает законы как источник права. Формам самобытно развивающегося права в высшей степени присущи та кие качества, как известность и определенность предписаний. В отношении же законов, созданных верховной властью, всегда оста ется сомнение: насколько они будут применяться в действительно сти? В подтверждение Гуго приводит пример, когда согласно поста новлению властей города в Геттингене переименовывали улицы, а жители продолжали пользоваться старыми, привычными названи ями. Законы могут противоречить друг другу, выражать лишь ко рыстные цели законодателя, требовать особого повода к принятию и большой работы по внесению в них поправок, и, кроме того, — многие граждане никогда не читают законов, — полагает Гуго.
Гуго — критик концепции естественного права и теории дого ворного происхождения государства. Он считает неуместным опре делять право в категориях разумности и справедливости, так как любое право само по себе несовершенно. Не признает существова ние естественного права, — лишь позитивное право (самобытно развивающееся право и законодательство) является, по мнению Гуго, правом. Ценность позитивного права заключается только в том, что с его помощью можно добиться определенности в предпи сании запретов и обязанностей, без чего невозможно обеспечить общественный порядок. И потому он оправдывает правовой инсти тут рабства, хотя и признает его лишь временную правомерность. Если рабство утверждено положительным правом, то оно лучше, чем свобода, — полагал Гуго.
Гуго относился критически и к теории договорного происхожде ния государства. Он не мог себе представить, что миллионы людей могут договориться о вечном подчинении учреждениям, о которых они еще ничего не знают на момент заключения договора, а также о повиновении еще не известным им правителям. Он пишет о вред ности договорной теории происхождения государства, которая не обеспечивает стабильность положения верховной власти. Напро тив, он защищает абсолютный характер государственной власти, "против которой никто не может иметь юридических притязаний".
Положения исторического правоведения были развиты Фрид рихом Карлом Савинъи (1779 — 1861), профессором Берлинского университета. Он является автором таких работ, как: "О призвании нашего времени к законодательству и правоведению", "История
Гл. 17. Реакционные и консервативные полит.-правовые учения... 359
римского права в Средние века", "Система современного римского права" и др.
В отличие от представителей французского Просвещения и дру гих теоретиков естественно-правовой школы Савиньи не идеализи рует значение разума как источника права. Для определения ис точника развития права он вводит понятия "убеждение народа" или "характер народа", которые он впоследствии заменит на заим ствованное у Пухты понятие "народный дух" (Volksgeist). Этим по нятием он обозначил ту неразрывную связь, которая существует между правом и национальной культурой. Право для Савиньи — это историческое проявление безличного народного духа, который не зависит от какого-либо произвола, т. е. это органический продукт тайных внутренних сил народа.
Право в своем историческом развитии проходит три этапа. — полагал Савиньи. Первоначально право возникает в сознании наро да как "природное право". Это право всегда имеет национальную специфику, подобно языку и политическому устройству любого на рода. Являясь простым по своему содержанию, это право реализу ется при помощи очень наглядных символических действий, кото рые выступают основанием возникновения и прекращения право отношений. С развитием народной культуры усложняется и право, оно начинает обособленно жить в сознании юристов — так появля ется научное право. Юристы выступают не творцами права, а лишь выразителями народного духа. Они вырабатывают юридические понятия, обобщая то, что уже возникло на практике. Последний этап в развитии права — это стадия законодательства. При этом юристы подготавливают законопроекты, облекая в форму статей закона то, что уже произведено народным духом.
В 1814 г. вышла в свет книга профессора Гейдельбергского уни верситета Ю. Тибо "О необходимости всеобщего гражданского пра ва в Германии", вызвавшая бурную дискуссию в научных кругах. На пламенный призыв Тибо в самые короткие сроки создать еди ный Гражданский кодекс Германии, который базировался бы на тех же рациональных началах, что и Французский ГК 1804 г., Сави ньи ответил своей работой "О призвании нашего времени к законо дательству и правоведению". В ней идея быстрой кодификации германского гражданского права на базе французского права кри тиковалась как антинациональная и неосновательная. Он считал, что немцы "не доросли до создания свода законов". В раздроблен ной Германии Савиньи не видел единообразно подготовленных юри стов, подобных римским юристам времен Папиниана, которые смогли бы разработать этот кодекс. Савиньи не отрицал возможность коди фикации, но лишь после создания в Германии единой "органично развивающейся правовой науки".
360 История политических и правовых учений
Будучи убежденным сторонником исторического и националь но-культурного подходов к праву, Савиньи, тем не менее, понимал под "истинным правом Германии" рецепированное римское право, в глубоком изучении которого он видел основную задачу герман ских юристов.
Пухта Георг Фридрих (1798 — 1846) — профессор Берлинского университета, который внес значительный вклад в развитие исто рической школы права. Пухта был учеником Савиньи и развил его идею о праве как продукте исторического развития народа.
Ключевым понятием в концепции правообразования Пухты стало понятие народного духа (Volksgeist) — безличного и самобытного сознания народа. В работе "Обычное право" (1838) он различает невидимые источники права (вначале это — Бог, затем — народ ный дух) и видимые источники — формы выражения народного духа (обычное право, законодательное право, научное право). Обычное право, по мнению Пухты, нельзя свести лишь к факту повторяемо сти народом определенных действий, напротив, обычное право — это общенародное убеждение. Пухта полагал, что "соблюдение есть только последний момент, в котором проявляется и воплощается возникшее право, живущее в убеждении членов народа". Законода тельное право — это такая форма права, которая позволяет сде лать право ясным и единообразным. Однако это право не может иметь произвольного содержания: "Предполагается, что законода тель действительно выражает общее убеждение народа, под влия нием которого он должен находиться, — все равно, принимает ли он в свой закон уже установившееся юридическое воззрение или, со гласно истинному духу народа, содействует образованию его". На учное право — это форма, с помощью которой можно выявить "юри дические положения, сокрытые в духе национального права, не проявлявшиеся ни в непосредственных убеждениях членов народа и их действиях, ни в изречениях законодателя, которые, следова тельно, становятся ясными только как продукт научной дедукции".
Будучи сторонником идеи органического развития права, Пух та, тем не менее, признавал и субъективные факторы в процессе правообразования. Так, он высоко оценивал деятельность правове дов, благодаря которой только и можно объяснить рецепцию рим ского права. Пухта говорил о римском праве как всемирном праве, способном уживаться с любыми национальными особенностями; о взаимном влиянии правовых систем разных народов.
Пухта, как и Савиньи, придавал принципиальное значение пра воведению, полагая, что правоведение является "органом по знания" права для народа, а также служит интересам развития самого права. В своей знаменитой работе "Учебник пандектов" (1838) провел формально-логический анализ системы понятий, исполь-
Гл. 17. Реакционные и консервативные полит.-правовые учения... 361
зуемых в Своде римского гражданского права. Это произведение Пухты стало фундаментальным для немецкой юриспруденции по нятий XIX века.
Традиции исторической школы права нашли свое отражение в современных правовых системах (ФРГ, Швейцария), рассматрива ющих закон и обычай как два источника права одного порядка.
Заключение
Реакционность политико-правовых учений де Местра, де Бо- нальда, Галлера очевидна и не скрывалась самими творцами этой идеологии. Мх усилия были направлены на реставрацию средневе ковых политических и правовых учреждений, власти и авторитета католической церкви. В соответствии с феодальными идеалами Сред невековья они стремились доказать ничтожность человека перед Богом и государством, бессилие его разума, способного творить раз ве только зло.
Не так откровенно, но, по существу, аналогичных идей держа лись Бёрк и юристы исторической школы. Мх идеал — не столько в прошлом, сколько в той части настоящего, которая несет на себе наибольшие отпечатки, пережитки прошлого. С откровенными ре акционерами, зовущими к реставрации, Бёрка роднит ненависть к революции", вообще реакционных и консервативных идеологов объе диняют своеобразные методология и теория, противостоящие Про свещению.
При всем обилии ссылок на Бога и Божий промысел реакцион ная идеология конца XVIII — начала XIX в. не так примитивна и догматична, как, скажем, теократические концепции Средних ве ков. Просвещение и революция заставили реакционеров учиться и размышлять. Как видно из изложенного, они пытались использо вать для обоснования своих взглядов отдельные идеи Монтескье, терминологию Руссо и, главное, усвоили необходимость обосновы вать свои идеи не только ссылками на Священное писание.
В полемике с революционными теориями реакционные и кон сервативные мыслители нашли ряд уязвимых звеньев в идеологии Просвещения. Основательна их критика априоризма теоретиков естественного права, полагавших, что все принципы права могут быть чисто логически выведены из природы человека вообще. В этой критике заслуживает внимания положение о зависимости права каждого из народов от его исторического развития, условий жизни, особенностей бытовых, производственных, религиозных, нравствен ных отношений. Это положение, как известно, обосновывал еще Монтескье, но более обстоятельно и глубоко оно развито в трудах Бёрка и исторической школы права. Определенным достижением
362 История политических и правовых учений
правоведения были мысли о границах деятельности законодателя, который всегда создает право не на пустом месте, а у конкретного народа и потому вынужден и должен считаться с традициями, нра вами, историческим наследием. Верен и вывод о том, что право в целом создается не кабинетным теоретическим творчеством, а объек тивным процессом жизни народа и не устанавливается всякий раз заново и произвольно каждым поколением людей.
И все же и в отмеченных положениях реакционные и консер вативные идеологи в конечном счете были не правы.
Они не без оснований критиковали волюнтаризм французских революционеров, их стремление решить все проблемы социальной жизни народа раз и навсегда разумным законом. Однако низверже ние одной за другой всех конституций периода революции (1791, 1793, 1795, 1799 гг.) вовсе не доказывало бессилия социальной роли закона вообще. В бурных событиях революции возникал новый строй, и законодательство, то опережавшее становление нового общества, то отстававшее от него, играло значительную роль и в безвозврат ном разрушении старого режима, и в создании нового. Во времена деятельности де Местра и де Бональда Гражданский кодекс 1804 г., воплотивший ряд результатов революции, стал уже непререкае мым законом, в рамках которого бурно развивались промышлен ность и торговля. Достаточно известно, что основные положения этого кодекса были не записью феодальных обычаев Франции, а результатом теоретического творчества юристов.
Реакционные и консервативные идеологи были правы и в том, что законодательство каждого народа должно соответствовать ус ловиям его жизни, а не абстрактным представлениям о человеке вообще. Но критика этих абстрактных представлений в учениях реакционеров была подчинена предвзятой цели сохранить унижен ное положение человека вообще, свойственное феодализму. Гума низм Просвещения вовсе не призывал к нивелировке людей и на родов. Представления о правах человека разных теоретиков были разнообразны, противоречивы и порой произвольны, но провозгла шенные Французской революцией Декларации прав человека и гражданина содержали главные для той эпохи общечеловеческие ценности. Абстрактность определения этих прав делала их приме нимыми к другим народам, поскольку давала возможность конкре тизировать с учетом национальных особенностей. Именно это более всего возмущало реакционных идеологов, не способных смириться с мыслью о всеобщем правовом равенстве и свободе как зависимости только от закона.
Критика идеологии реакционных и консервативных мыслите лей конца XVIII — начала XIX в. не относится к пройденным эта пам истории политических и правовых учений. В последние деся-
Гл. 17. Реакционные и консервативные полит.-правовые учения... 363
тилетия возникли и распространились течения неоконсерватизма и "новых правых", отрицательно относящихся к демократическим тен денциям современности. В произведениях теоретиков этих направ лений непременны ссылки на авторитет Бёрка, де Местра1 , Бональ- да, Галлера. Более всего их привлекают идеи, направленные про тив равенства, свободы, просвещения, демократии, апология социаль ной иерархии, исторического застоя, политического бесправия масс, власти церкви, содержащаяся в трудах реакционных и консерва тивных мыслителей конца XVIII — начала XIX в.
1 Лидер и главный теоретик "новых правых" Франции Ален де Бенуа возглавил "Ассоциацию друзей Жозефа де Местра".
Г Л А В А 18
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1027;