Учение Гегеля о государстве и праве
Философское учение Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770—1831) представляет собой высшую ступень в развитии клас сического немецкого идеализма.
Гегель родился в Штутгарте в семье финансового чиновника. Окончив богословский факультет Тюбингенского университета, он
340 История политических и правовых учений
отказался от карьеры пастора и занялся углубленным изучением философии. В 1818 г. Гегель получил кафедру в Берлинском уни верситете. Основные его произведения — "Феноменология духа" (1807 г.), "Наука логики" (1812—1816 гг.), "Энциклопедия философ ских наук" (1817 г.). Главное произведение мыслителя по вопросам государства и права — "Философия права" (1821 г.).
Исходным методологическим принципом его доктрины явилось положение о том, что истинное (абсолютное) знание может быть достигнуто лишь в рамках философской системы, раскрывающей содержание всех своих категорий и понятий в их логической взаи мосвязи. "Истинное действительно только как система", — подчер кивал философ. Целостность такой системы призвана была обеспе чить диалектика — метод исследования структуры теоретических понятий и переходов между ними. Как полагал Гегель, диалектика позволяет построить научную теорию путем последовательного раз вития мысли от одного понятия к другому. Философ называл диа лектику единственно истинным способом познания.
Гегель создал грандиозную философскую систему, которая ох ватывала всю совокупность теоретических знаний того времени. Основными частями гегелевской философии являются: логика, фи лософия природы и философия духа. Каждая из них в свою оче редь делится на несколько учений.
Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. Последняя освещает развитие сознания человека, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими проявлениями разума. В этом поступательном развитии духа Ге гель выделил следующие ступени: субъективный дух (антрополо гия, феноменология, психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, рели гия, философия). Право и государство философ рассматривал в учении об объективном духе.
"Наука о праве есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую собой разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета". Теория права, полагал Гегель, подобно другим философским дисциплинам, приобретает научный характер благо даря тому, что в ней применяются методы диалектики. Предметом же данной науки является идея права — единство понятия права и осуществления этого понятия в действительности.
В противоположность Канту, трактовавшему идеи права и го сударства как сугубо умозрительные, априорные конструкции ра зума, Гегель доказывал, что истинная идея представляет собой тож дество субъективного (познавательного) и объективного моментов. "Истиной в философии называется соответствие понятия реально-
Гл. 16. Политико-правовые учения классиков немецкой философии 341
сти". Или в другой формулировке: идея есть понятие, адекватное своему предмету.
Задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть госу дарство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институ тах. Философия права не должна заниматься ни описанием эмпи рически существующего, действующего законодательства (это пред мет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов иде альных кодексов и конституций на будущее. Философской науке надлежит выявить идеи, лежащие в основании права и государст ва. "Наше произведение, •— писал Гегель в "Философии права", — поскольку в нем содержится наука о государстве и праве, будет поэтому попыткой постичь и изобразить государство как нечто ра зумное внутри себя. В качестве философского сочинения оно долж но быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство, каким оно должно быть..."
Свое понимание предмета и метода философии права Гегель выразил в знаменитом афоризме, который воспринимался многими последующими теоретиками как квинтэссенция его социально-по литической доктрины: "Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно".
В политической литературе XIX в. это суждение Гегеля выз вало прямо противоположные интерпретации. Представители лево радикальных течений нередко использовали его при обосновании идей переустройства общества на разумных началах, тогда как идеологи консервативных сил усмотрели в нем принцип, позволяю щий оправдать существовавшие порядки. Совершенно иной смысл вкладывал в это положение сам Гегель. Под действительностью он понимал не все существующее в обществе, а лишь то, что сложи лось закономерно, в силу необходимости. Действительность, пояс нял философ, "выше существования". В произведениях Гегеля речь шла о том, что за всеми исторически преходящими и случайными общественными отношениями необходимо обнаружить их имманен тный закон и сущность. С постижением сущности государства мыс литель связывал и решение вопроса о разумном (должном) полити ческом строе. "Познание того, какими предметы должны быть, воз никает только из сущности, из понятия вещи". Гегелевское реше ние проблемы сущего и должного в социальных отношениях позд нее получило название эссенциализма (от лат. "essentia" — сущность).
Перенесенный в сферу права, эссенциализм приводит Гегеля к отрицанию основополагающего принципа естественно-правовой школы — противопоставления естественного права положительно му. Право и основанные на нем законы, писал философ, "всегда по форме позитивны, установлены и даны верховной государственной
12 История политических и правовых учений
342 История политических и правовых учений
властью". Гегель продолжал использовать термин "естественное право", однако употреблял его в особом значении — как синоним идеи права. В трактовке, предложенной мыслителем, естественное право оказывалось уже не совокупностью предписаний, которым должны соответствовать законы государства, а философским видени ем природы (сущности) правовых отношений между людьми. "Пред ставлять себе различие между естественным, или философским, правом и позитивным правом таким образом, будто они противопо ложны и противоречат друг другу, было бы совершенно неверным". Естественное право относится к положительному так, как правовая теория относится к действующему праву.
Идеей права философ считал всеобщую свободу. Следуя тра диции, сложившейся в идеологии антифеодальных революций, Ге гель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из понятия свободной воли. "Система права есть царство реализован ной свободы", — указывал он. Вместе с тем Гегель отверг концеп ции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно учению филосо фа подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права граждани на — соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности — согласована с необходимостью.
Гегель включал в понятие права гораздо более широкий круг общественных явлений, чем это было принято в философии и юрис пруденции начала XIX в. Особыми видами права у него выступают формальное равенство участников имущественных отношений, мо раль, нравственность, право мирового духа. Философия права Ге геля, по сути дела, являлась общесоциальной доктриной, в которой поднимался широкий круг вопросов относительно положения чело века в обществе.
Процесс утверждения всеобщей свободы, по Гегелю, составляет содержание всемирной истории. На страницах "Философии пра ва" Гегель анализирует состояние свободы в современную ему эпо ху, т. е. в Новое время (историческое развитие свободы он просле живал в философии истории). Будучи теоретической наукой, фи лософия права освещает концептуальное (понятийное) содержание проблемы всеобщей свободы. В соответствии с принципами диалек тики развитие свободы до степени всеобщности рассматривается здесь как логическое развертывание самой идеи права, как восхо дящее движение мысли от абстрактных, односторонних понятий к конкретным — более глубоким и полным. Гегель при этом специ ально оговаривал, что ход теоретических рассуждений о праве не совпадает с хронологической последовательностью возникновения правовых образований в истории.
Гл. 16. Политико-правовые учения классиков немецкой философии 343
Идея права, по мнению Гегеля, в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и нравственность.
Первая ступень — абстрактное право. Свободная воля пер воначально является сознанию человека в качестве индивидуаль ной воли, воплощенной в отношениях собственности. На этой сту пени свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление). Абстрактное право, ины ми словами, охватывает область имущественных отношений и пре ступлений против личности. Его общим велением служит заповедь: "Будь лицом и уважай других в качестве лиц".
Абстрактное право имеет формальный характер, поскольку оно наделяет индивидов лишь равной правоспособностью, предостав ляя им полную свободу действий во всем, что касается определения размеров имущества, его назначения, состава и т. п. Предписания абстрактного права формулируются в виде запретов.
Основное внимание в этом разделе "Философии права" уделено обоснованию частной собственности. Признавая неограниченное гос подство лица над вещью, Гегель воспроизводит идеи, получившие закрепление в Кодексе Наполеона 1804 г. и других законодательных актах победившей буржуазии. Лишь благодаря собственности че ловек становится: личностью, утверждал философ. Одновременно с этим Гегель подчеркивает недопустимость обращения в собствен ность самого человека. "В природе вещей, — писал он, — заключа ется абсолютное право раба добывать себе свободу".
Гегель отвергает платоновские проекты обобществления иму щества и критикует эгалитаристские лозунги. Уравнение собствен ности Гегель считал неприемлемым.
Вторая ступень в развитии идеи права — мораль. Она является более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные предписания формального права в ней наполняются положитель ным содержанием. Моральное состояние духа возвышает человека до сознательного отношения к своим поступкам, превращает лицо в деятельного субъекта. Если в праве свободная воля определяется внешним образом по отношению к вещи или воле другого лица, то в морали — внутренними побуждениями индивида, его намерениями и помыслами. Моральный поступок поэтомз' может вступить в кол лизию с абстрактным правом. Например, кража куска хлеба ради поддержания жизни формально подрывает собственность другого человека, однако заслуживает безусловного оправдания с мораль ной точки зрения.
На данной ступени свобода проявляется в способности инди видов совершать осознанные действия (умысел), ставить перед со-
344 История политических и правовых учений
бой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и бла го), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед дру гими людьми (добро и зло). В учении о морали Гегель решает про блемы субъективной стороны правонарушений, вины как основа ния ответственности индивида.
Третья, высшая, ступень осмысления права человеком — нрав ственность. В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали, снимаются противоречия между ними. Согласно взглядам философа человек обретает нравственную сво боду в общении с другими людьми. Вступая в различные сообще ства, индивиды сознательно подчиняют свои поступки общим це лям. К числу объединений, формирующих нравственное сознание в современную ему эпоху, философ относил семью, гражданское обще ство и государство.
Гегель рассматривает гражданское общество и государство как несовпадающие сферы общественной жизни. Оригинальность этой концепции состояла в том, что под гражданским обществом в ней понималась система материальных потребностей, обусловленных развитием промышленности и торговли. Философ относит образо вание гражданского общества к современной ему эпохе, а его чле нов называет по-французски "bourgeois" (буржуа). В "Философии права" подчеркивалось также, что "развитие гражданского обще ства наступает позднее, чем развитие государства".
Отождествляя гражданский строй с буржуазным, Гегель изоб ражает его как антагонистическое состояние, как арену борьбы всех против всех (здесь им используются формулировки, применявшие ся Гоббсом для характеристики естественного состояния). По уче нию Гегеля, гражданское общество включает в себя отношения, складывающиеся на почве частной собственности, а также законы и учреждения (суд, полиция, корпорации), призванные гарантиро вать общественный порядок. В целом гражданское общество, счи тал Гегель, представляет собой объединение индивидов "на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве сред ства обеспечения безопасности лиц и собственности".
Гражданское общество, по Гегелю, делится на три сословия: землевладельческое (дворяне — собственники майоратных владе ний и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремес ленники) и всеобщее (чиновники).
Вследствие различия интересов индивидов, их объединений, сословий гражданское общество, несмотря на имеющиеся в нем законы и суды, оказывается не способным урегулировать возникаю щие социальные противоречия. Для этого оно должно быть упоря дочено стоящей над ним политической властью — государством. Гегель осознавал, что социальные антагонизмы не могут быть устра-
Гл. 16. Политико-правовые учения классиков немецкой философии 345
нены одними правовыми средствами и предлагал решить проблему общественного согласия методами политики. В его учении госу дарство как раз и предстает таким нравственным целым (идейно- политическим единством), в котором снимаются противоречия, име ющие место в правовом гражданском сообществе. Запутанность граж данского состояния, указывал философ, "может быть приведена в гармонию только с помощью покоряющего его государства".
Гегель различает в государстве объективную и субъективную стороны.
С объективной стороны государство представляет собой орга низацию публичной власти. В учении о государственном устройстве Гегель выступает в защиту конституционной монархии и критику ет идеи демократии. Разумно устроенное государство, по его мне нию, имеет три власти: законодательную, правительственную и княжескую власть (власти перечислены снизу вверх). Перенимая принцип разделения властей, Гегель в то же время подчеркивает недопустимость их противопоставления друг другу. Отдельные виды власти должны образовывать органическое, неразрывное единство, высшим выражением которого служит власть монарха.
Законодательное собрание, по Гегелю, призвано обеспечить пред ставительство сословий. Его верхняя палата формируется по на следственному принципу из дворян, тогда как нижняя — палата депутатов — избирается гражданами по корпорациям и товарище ствам.
Представительство граждан в законодательном органе необхо димо для того, чтобы довести до сведения правительства интересы различных сословий. Решающая роль в управлении государством принадлежит чиновникам, осуществляющим правительственную власть. Как считал Гегель, высшие государственные чиновники обла дают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители. Восхваляя чиновничью бюрократию, Гегель называл ее главной опорой государства "в отношении закон ности".
Княжеская власть объединяет государственный механизм в еди ное целое. В благоустроенной конституционной монархии, по сло вам философа, правит закон, и монарху остается только добавить к нему субъективное "я хочу".
С субъективной стороны государство является духовным сообще ством (организмом), все члены которого проникнуты духом патри отизма и сознанием национального единства. Основанием такого го сударства Гегель считал народный дух в форме религии. Мы долж ны, писал он, почитать государство как некое земное божество. Государство — это шествие Бога в мире; "его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю".
346 История политических и правовых учений
В связи с этим подчеркнем, что взгляды Гегеля на соотношение права и государства существенно отличались от кантовских. Было бы совершенно неверно, отмечал мыслитель, рассматривать госу дарство исключительно как правовое сообщество. Государство — это не только организация власти на основе конституции, но и ду ховный, нравственный союз людей, осознающих себя единым наро дом. Как указывал философ, "государство представляет собой раз витие и осуществление нравственности".
Политический идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюр герства к компромиссу с дворянством и установлению консти туционного строя в Германии путем постепенных реформ сверху.
В учении о внешнем государственном праве (международном праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Придерживаясь в целом прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, Гегель в то же время оправдывает воз можность решения споров международного характера путем вой ны. К этому он добавляет, что война очищает дух нации. В такого рода представлениях Гегеля сказалась его положительная оценка войны Германии с наполеоновской Францией.
Характеризуя положение в стране после наполеоновских войн, философ отмечал: "Германию прошли из одного конца в другой победоносные французские войска, но немецкая национальность свергла с себя этот гнет. Важнейшим моментом в Германии оказы ваются законы права... Личные обязательства отменены, принципы свободы собственности и личности стали основными принципами... Государством управляет мир чиновников, и над всем этим стоит личное решение монарха".
Учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие полити ко-правовой мысли. Содержащиеся в нем прогрессивные положе ния послужили теоретической основой развития либеральных и радикальных концепций, в том числе младогегельянского движе ния, и дали им мощный толчок. Вместе с тем в учении Гегеля была заложена и возможность его консервативной интерпретации.
Заключение
Политико-правовые доктрины Канта и Гегеля до сих пор оста ются предметом пристального внимания, изучения, обсуждения, дискуссий.
С философией Канта связан ценностный подход к праву и к человеку. Разумеется, конкретные правовые взгляды Канта не вы ходили за пределы его эпохи, да и тогда не могли считаться самыми радикальными. Тем не менее к проблемам аксиологии разработан-
Гл. 16. Политико-правовые учения классиков немецкой философии 347
ный Кантом этический подход к праву имеет самое прямое отно шение.
"Две вещи наполняют нашу душу всегда новым удивлением и благоговением, — писал Кант. — И они подымаются тем выше, чем чаще и настойчивее занимается ими наше размышление. Это — звездное небо над нами и моральный закон в нас". На человека должно смотреть, как на цель, потому, что каждый человек, будучи носителем свободной воли и нравственного закона, столь же велик и неисчерпаем, как космос. Отсюда и взгляд на право как на усло вие общественного бытия автономных и ценных по своей сущности личностей, способ обеспечения равной для всех свободы.
Не эти ли положения философии Канта обусловили ее попу лярность во второй половине XIX в., когда стали распространяться социологические концепции, подчиняющие личность социальным общностям и закономерностям?
Не менее сильно влияние Канта на развитие идей правового государства. Сам этот термин появился позже, а идея основанного на правах и свободах режима, которому должно быть подчинено и государство, возникла задолго до Канта. Но никто, как Кант, не построил логическую цепь: нравственная свобода, составляющая сущность человека, требует внешних условий ее реализации, кото рые создаются равным для всех правом, обеспечивающим всеоб щую свободу, из необходимости права следует существование государства, не имеющего иной цели, кроме поддержания и охраны свободы и равенства людей. Из приведенных логических построе ний явственно следует, что если уж людьми нуж:но управлять, то пусть это делает не государство, а равное для всех право, которому должно быть подчинено и само государство. Не есть ли это один из путей к преодолению политического отчуждения?
Глубоки и не исчерпаны последующим развитием политико- правовой идеологии и другие теоретические построения Канта. Много говорилось об утопизме мечты Канта о "вечном мире", но осуще ствление этой мечты в наше время стало настоятельнейшей необ ходимостью, условием выживания человечества. Не до конца осмыс лены и пресловутый реформизм Канта, его осуждение революций. Так ли уж оппортунистически звучат его суждения о тупости пра вительств, медлящих с проведением назревших реформ, что и по рождает кровавый хаос революций?
Еще более неисчерпаема философия Гегеля. При оценке его политико-правовой концепции часто обращалось внимание на про тиворечие между диалектикой Гегеля и системой его философии, построенной так, что она как бы завершает все развитие весьма умеренным политическим идеалом конституционной монархии ан глийского образца с сохранением ряда прусских учреждений. При
348 История политических и правовых учений
всем богатстве содержания "философия права" (учение об объек тивном духе) — не лучшая часть гегелевской философии; слишком обстоятельно и конкретно в ней выражены умеренные политиче ские взгляды великого философа. Но верно и то, что предпосланное всему содержанию "Философии права" знаменитое положение Ге геля: "Что разумно, то действительно; и что действительно, то ра зумно" — дает основания не только для консервативных, но и для прогрессивных выводов.
Проблему политического отчуждения Гегель решал более в умо зрительном, чем в реальном плане. Эта проблема рассматривалась внутри концепции перехода самосознания в инобытие, представ ляющее собой "вещность", предметность. Примерами такого пе рехода в процессе социально-политической активности и труда на званы государство и частная собственность ("богатство"). Но сам Гегель не считал их проявлением враждебного людям отчуждения; это отчуждение преодолевается в сознании.
Положения гегелевской философии не раз противопоставлялись этике Канта, утверждающей свободу, автономию и самоценность личности. Такое противопоставление обоснованно при сравнении почти противоположных исходных пунктов политико-правовых кон цепций: автономная личность — у Канта, мировой дух, осуществ ляющий себя как разум и свобода, — у Гегеля. Но не снимается ли это противопоставление в процессе встречного развертывания фи лософских категорий? У Канта и Гегеля суть истории, по существу, одна и та же, с той разницей, что у Канта полное осуществление идеалов свободы — в будущем, у Гегеля несвобода — в прошлом. По существу одинаковы идеалы Канта и Гегеля: "Величайшая про блема для человеческого рода, разрешить которую вынуждает его природа, — подчеркивал Кант, •— достижение всеобщего правового гражданского общества". Понятие гражданского общества, осно ванного на правовом равенстве людей, всесторонне исследовано Гегелем, рассматривавшим всемирную историю как применение принципа свободы к мирским делам: "Всеобщая история есть про гресс в сознании свободы — прогресс, который мы должны познать в его необходимости".
Сама история в понимании Гегеля есть внедрение и проникно вение принципа свободы в мирские отношения. Правительство и государство не сразу организовались разумно, долгие века они не основывались на принципе свободы. В контексте гегелевской фило софии взгляд на историю как на поступь свободы содержит поста новку важнейшей проблемы: может ли быть свободен человек сре ди несвободных политических и общественных учреждений?
Уже история XIX в. оставила позади представления Канта и Гегеля о конкретных политико-правовых идеалах (программах). Но
Гл. 16. Политико-правовые учения классиков немецкой философии 349
влияние методологии и теоретического содержания политических и правовых доктрин великих философов на развитие политико-пра вовой идеологии оказалось длительным и глубоким.
В середине 60-х годов XIX в. в западноевропейской философии прозвучал призыв: "Назад к Канту!". Вскоре сложились неоканти анские школы, оказавшие большое влияние на развитие теории права и государства. В начале XX в. стало формироваться неогеге льянство. Судьбы идей классиков немецкой философии были раз личны. Идеологи разных классов притязали на части их духовного наследия. Предпринимались попытки соединить философии Канта и Гегеля, хотя не только философские, но и политико-правовые идеи Канта и Гегеля расходятся в решении многих проблем. И все же эти два имени почти всегда стоят рядом. В области политико- правовой идеологии их объединяют ненависть к рабству, произво лу, к феодальному гнету, идея свободы человека и человечества, уважение к законности, уверенность, что государство может и дол жно стать разумным.
Г Л А В А 17
Реакционные и консервативные политические и правовые учения в Западной Европе
в конце XVIII — начале XIX в.
§ 1. Введение
Распространение идей французских просветителей, Француз ская революция, якобинский террор, революционные и наполеонов ские войны — все это вызывало ненависть и отпор реакционных классов феодальной Европы. После поражения Наполеона в войне с Австрией, Россией и Пруссией монархи этих государств образо вали Священный союз, к которому позднее присоединились монар хи других европейских государств. За революцией последовали реставрации. Во Франции вновь воцарились Бурбоны. Вернувшие ся в страну эмигранты, особенно реакционные круги дворянства (ультрароялисты), стремились ликвидировать завоевания Француз ской революции. Правительства покровительствовали католичес кому духовенству, клерикалам, иезуитам. Основным предметом нападок реакционеров была идеология Просвещения. К этим на падкам присоединялись консервативные мыслители, порицавшие теорию и практику революционеров.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1386;