Либерализм во Франции. Бенжамен Констан

Великая французская революция (1789—1799 гг.), существен­ ными вехами которюй были якобинский террор и коррупция Дирек­ тории, военный деспотизм Наполеона I подвели мыслящих людей к осознанию значимости гарантий индивидуальной свободы от про­ извола государства с любой формой правления. Именно в это время формируется учение политического либерализма Б. Констана, в рамках которого он стремится обосновать принципы конституцион­ ного государства, где свобода индивидов надежно ограждена от произвола государства.

Бенжамен Анри Констан де Ребек (1767—1830) родился в Ло­ занне, куда семьи его будущих родителей эмигрировали из Фран­ ции по религиозным причинам. Получил домашнее образование. Окончил Эдинбургский университет (Шотландия), в котором сфор­ мировались основы его представлений о свободе. Тема свободы бу­ дет занимать особое место во многих его работах: "О действиях террора", "О политических реакциях", "Об узурпации", "Принци­ пы политики, пригодные для всякого правления", "О свободе древ­ них сравнительно со свободой новых народов", "Курс конституци­ онной политики" (1816—1820) и др.

Мировоззрение Констана сформировалось под воздействием английской и французской культурных традиций. Он испытал силь­ ное влияние идей А. Смита и доктрины британского конституци­ онализма, идей французских мыслителей эпохи Реформации (Ж. Воден, М. Монтень и др.) и эпохи Просвещения (Ш.-Л. Мон­ тескье, Ж.-Ж. Руссо и др.).

В постреволюционную эпоху во Франции Констан предложил иначе, чем Монтескье и Руссо, осмыслить феномен индивидуаль­ ной свободы и решить проблему гарантий этой свободы.

В своих работах "Об узурпации" и "О свободе древних сравни­ тельно со свободой новых народов" Констан вырабатывает новое понятие свободы, которое уже соответствует запросам современно­ го ему индустриального общества XIX в. До Констана многие пуб­ лицисты, пишущие на тему свободы, ориентировались на опыт античности. Констан же не идеализирует античную свободу, кото­ рая сводилась к праву участия граждан в политической деятельно­ сти: гражданин древних полисов мог гордиться своей личной при-


366 История политических и правовых учений

 

частностью к принятию важных государственных решений. Но фун­ даментом той политической свободы было рабство. Констан доказы­ вает неприемлемость такого понимания свободы для современных народов. Политическая свобода жителей античных республик была обусловлена и небольшими размерами их территорий: "В античных республиках благодаря малости занимаемой ими территории каж­ дый гражданин обретал в политическом отношении огромную лич­ ную значимость. Осуществление гражданами своих прав составля­ ло всеобщее занятие и, так сказать, развлечение. Люди состязались друг с другом в сочинении законов, они выступали в роли судей, решали вопросы войны и мира". Констан также указывает на факт жесткой регламентации государством-полисом (за исключением Афин) семейной и религиозной жизни греков. "Возможность изби­ рать свою веру, возможность, которую мы рассматриваем как одно из наших драгоценных прав, — замечает Констан, — показалась бы в древности преступлением и святотатством".

Констан утверждал, что современные народы потеряли инте­ рес к политической свободе. "Подлинная современная свобода" свя­ зана отныне не с политической свободой — ценностью античной политико-правовой культуры и ее приверженцев в XVIII в., а с личной свободой — независимостью от произвола государства. По­ литическая же свобода рассматривается Констаном лишь как га­ рантия личной свободы.

Быть свободным — в понимании современных ему англичан, французов или жителей Соединенных Штатов Америки — означа­ ет обладать следующими правами: "Это право каждого подчинять­ ся одним только законам, не быть подвергнутым ни дурному обра­ щению, ни аресту, ни заключению, ни смертной казни вследствие произвола одного или нескольких индивидов.

Это право каждого высказывать свое мнение, выбирать себе дело и заниматься им; распоряжаться своей собственностью, даже злоупотребляя ею; не испрашивать разрешения для своих пере­ движений и не отчитываться ни перед кем в мотивах своих поступ­ ков. Это право каждого объединяться с другими индивидами либо для обсуждения своих интересов, либо для отправления культа, избранного им и его единомышленниками, либо просто для того, чтобы заполнить свои часы соответственно своим наклонностям и фантазиям.

Наконец, это право каждого влиять на осуществление правле­ ния либо путем назначения всех или некоторых чиновников, либо посредством представительства, петиций, запросов, которые власть в той или иной мере принуждена учитывать".

Свое понимание свободы Констан противопоставляет понима­ нию свободы Монтескье и Руссо.


Гл. 18. Бурж. полит.-прав. идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 367

 

Констан не соглашается с определением свободы Монтескье: "Свобода — право делать все, что дозволено законом". По мнению Констана, законы могут включать в себя столько запретов, что со­ всем не будет свободы (пример этого — деспотизм Конвента, кото­ рый был установлен при помощи законов). Констан считал, что Монтескье смешал два понятия: свободу и гарантию этой свободы. Для Констана, так же как и для Монтескье, закон — это гарантия личной свободы, но, в отличие от Монтескье, закон не представля­ ется абсолютной ценностью. Закон должен исходить из легитимного источника и иметь справедливые границы. Только такому закону следует подчиняться. Следовательно, обязанность индивида подчи­ няться закону — это обязанность относительная. "Подчинение за­ кону — это обязанность, но, как и всякая другая обязанность, она не является абсолютной, — она относительна; она основывается на предположении, что закон исходит из легитимного источника и имеет справедливые границы", — утверждает Констан.

К числу законов, содержание которых выходит за справедли­ вые границы, Констан относит законы, которые устанавливают об­ ратную силу, и законы, которые противоречат морали (побуждают граждан доносить друг на друга; запрещают "укрывать изгнанни­ ков"; делают граждан ответственными не за собственные действия, привлекая к ответственности отцов детей-дезертиров или родите­ лей детей-эмигрантов).

Констан не согласен с Руссо, который вменял заботу о свободе индивида в обязанность коллективной воле, которая не может оши­ баться. Для Констана существует часть человеческой жизни вне правомочий любой государственной власти. "Есть то, что не может быть санкционировано ничем. И если какая-либо власть все же санкционирует это..., то будь она хоть всей нацией за вычетом одного подавляемого ею, власть эта не станет оттого менее безза­ конной. Руссо этого не понял", — вот позиция Констана по данному вопросу. Констан считал, что народ, который может все, опасен для индивидуальной свободы так же, как и тиран.

Отвергая представления о свободе Монтескье и Руссо, Констан дает свое определение общего понятия свободы: "Свобода есть только то, что индивиды имеют право делать, и то, чему общество не имеет права помешать".

Гарантиями индивидуальной свободы для Констана выступают ограничение государственной власти через ее разделение, а также сила общественного мнения. В своем "Курсе конституционной по­ литики" Констан обосновал необходимость создания шести консти­ туционных властей: королевской, исполнительной, постоянной пред­ ставительной (палата пэров), выборной представительной власти (нижняя палата), судебной, муниципальной.


368 История политических и правовых учений

 

Королевская власть рассматривается Констаном как власть ней­ тральная и уравнивающая (le pouvoir modevoteur), способная раз­ решать конфликты между законодательной, исполнительной и су­ дебной ветвями власти. Отсутствие королевской власти для Кон- стана — порок почти всех существующих конституций. "Королев­ ская власть есть, в некотором роде, судебная власть над другими властями", — писал Констан. Королевская власть должна иметь ряд исключительных полномочий: смещение и назначение мини­ стров; право абсолютного вето (для обеспечения достоинства мо­ нарха); роспуск нижней палаты и назначение новых выборов; на­ значение членов наследственной палаты, назначение судей, право помилования.

Исполнительная власть осуществляется министрами, ответствен­ ными перед парламентом. Министры от своего имени предлагают проекты законов. Судом для министров служит палата пэров.

Выборная представительная власть формируется на основе высокого имущественного ценза. "Одна лишь собственность обеспе­ чивает досуг; только собственность делает человека способным к пользованию политическими правами", — полагает Констан. Дея­ тельность депутатов не оплачивается. Когда заработная плата свя­ зана с функциями представительства, тогда она становится, со­ гласно Констану, главным объектом внимания этого представитель­ ства.

Постоянная представительная власть (палата пэров) рассмат­ ривается Констаном по образцу английской палаты лордов. И в этом сходство Констана с Монтескье, еще ранее выступавшим сто­ ронником создания наследственной палаты во Франции.

Судебная власть — это власть, независимая от других властей. Этого можно добиться, по Констану, если судьи будут назначаться королем пожизненно и будут несменяемы. Народу, у которого нет независимой судебной власти, живется хуже, чем бедуину в пусты­ не, — утверждал Констан. Он — сторонник суда присяжных и противник создания каких-либо чрезвычайных судов.

Обоснование Констаном муниципальной власти, призванной решать вопросы местного управления, построено на приеме анало­ гии: поскольку индивид имеет свободу сам заботиться о своих эконо­ мических и социальных интересах, постольку и общине, и городу, и департаменту также необходима полная самостоятельность в вопро­ сах местного бюджета, торговли, обеспечения безопасности граждан. Констан осмыслил проблему свободы в послереволюционную эпоху во Франции, предложив определение свободы нового типа. Различение личной свободы и свободы политической, предложен­ ное Констаном, лежит в основе современных классификаций прав и

свобод человека.


Гл. 18. Бурж. полит.-прав. идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 369

 

Большой вклад внес Констан в теорию конституционализма. Его концепция разделения властей нашла свое отражение в конститу­ циях некоторых западных государств. В ст. 71 Конституции Порту­ галии 1826 г. было закреплено такое положение: "Уравновешиваю­ щая власть является основанием всякой политической организации и принадлежит исключительно королю как верховному главе на­ ции, дабы он непрерывно мог заботиться о независимости, согласии и гармонии остальных властей".

Констан выработал концепцию анахронизмов в политике, кото­ рая и в настоящее время не потеряла своей актуальности. К числу такого рода анахронизмов он отнес деспотизм, завоевание и узур­ пацию государственной власти. В своем творчестве Констан уделял много внимания разграничению понятий "деспотизм" и "узурпа­ ция": "Когда узурпатор осуждает на смерть невиновного, он прика­ зывает его оклеветать, чтобы клевета походила на приговор народа. Деспот запрещает дискуссии и требует лишь подчинения. Узурпа­ тор предписывает шутовское расследование в качестве предисло­ вия ко всеобщему одобрению".

 

§ 3. Либерализм в Англии.

Взгляды Дж. Бентама на государство и право

На рубеже XVIII—XIX вв. под воздействием: социальных про­ цессов, связанных с проходившей тогда промышленной революци­ ей, в странах Западной Европы зародилась идеология либеральной демократии. В обосновании ее положений видную роль сыграл анг­ лийский правовед и моралист Джереми Бентам (1748—1832), один из крупнейших представителей философии утилитаризма.

Бентам происходил из семьи состоятельного юриста. После обу­ чения в Оксфордском университете он получил профессию адвока­ та, но вскоре отказался от юридической практики и обратился к исследованиям в области моральной философии и теоретической юриспруденции. Его правовые и политические взгляды наиболее полно отражены в таких сочинениях, как "Отрывок о государствен­ ном правлении" (1776 г.) и "Введение в принципы нравственности и законодательства" (1789 г.). Впоследствии Бентам передал часть своих рукописей Э. Дюмону, публицисту и политическому деятелю из Швейцарии, с тем, чтобы тот опубликовал их на французском языке. Благодаря дюмоновским изданиям мыслитель еще при жиз­ ни стал известен далеко за пределами Англии.

Мировоззрение Бентама сложилось под влиянием философии Д. Юма, К. А. Гельвеция, Дж. Пристли и других последователей теории пользы. По общему мнению сторонников этого учения, мо­ ральное содержание любых поступков, и в первую очередь дей-


370 История политических и правовых учений

ствий правительства, определяется тем, насколько они согласуются с интересами других членов общества, т. е. способны приносить людям пользу. Чем шире круг лиц, интересам которых соответству­ ет рассматриваемый поступок, тем выше его нравственная цен­ ность, — доказывали последователи учения о всеобщей пользе.

Бентам воспринял от Юма и Гельвеция понимание морали как опытной науки, призванной указать человечеству путь к достиже­ нию общественного блага. В качестве центрального постулата своей концепции он выдвинул, подобно названным философам, принцип полезности. Как в политике, так и в морали, утверждал английский юрист вслед за Гельвецием, польза служит единственным критери­ ем добра и зла. Из предшествующих учений Бентам заимствовал и краткую формулу идеала общественной жизни — "наибольшее сча­ стье наибольшего числа людей".

В основе бентамовских взглядов на право и мораль лежали весьма упрощенные, по сравнению с предшествующей философи­ ей, представления о человеческих поступках. Согласно его учению каждый индивид преследует в своей деятельности прежде всего собственные интересы, стремится увеличить сумму испытываемых им удовольствий и уменьшить страдания. Таковы неизменные свой­ ства природы человека, подчеркивал Бентам. "Природа поставила человечество под управление двух верховных властителей — стра­ дания и удовольствия. Им одним предоставлено указывать, что мы должны делать, и определять, что мы будем делать... На словах человек может претендовать на отрицание их могущества, но в действительности он всегда останется подчинен им".

Как и многие другие сторонники теории пользы, Бентам отда­ вал приоритет частным интересам, полагая, что общественный (пуб­ личный) интерес представляет собой лишь совокупность последних. Между частными и общественными интересами могут возникать коллизии, указывал теоретик, поскольку индивиды не всегда спо­ собны предвидеть и точно рассчитать последствия своих поступков, соотнести личную выгоду с возможным ущербом для других. В связи с этим Бентам развивал идеи так называемых нравственных исчислений (или "моральной арифметики"), согласно которым доб­ родетельные поступки людей увеличивают сумму общественного счастья, а неправильные — уменьшают.

Вклад Бентама в разработку теоретических основ морали и права характеризуется тем, что он сформулировал ряд новых понятий, в том числе название теории пользы — "утилитаризм"1. Под этим

 

1 В научный оборот термин "утилитаризм" (от английского "utility" — польза) ввел его ученик Дж. С. Милль. Бентам называл себя утилитаристом только в рукописях и в частной переписке.


Гл. 18. Бурж. полит.-прав, идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 371

 

именем учение о всеобщей пользе получило известность в последу­ ющей философской и социально-политической литературе.

Своеобразие бентамовской концепции проявлялось не столько в ее теоретическом содержании, сколько в практико-идеологических выводах, сделанных мыслителем. Бентам использовал положения о максимизации общественного счастья для обоснования идеалов ли­ берализма (ранее к подобного рода положениям обращались глав­ ным образом представители демократического лагеря в просвети­ тельстве и леворадикальных движений). Теория общей пользы в трудах Бентама служила фундаментом, на котором выстраивалась аргументация в защиту программных лозунгов либерализма, а имен­ но: свободы частнопредпринимательской деятельности и невмеша­ тельства государства в экономическую жизнь. Поскольку социаль­ ное благополучие складывается из благополучия отдельных лиц, доказывал философ, постольку удовлетворение интересов как можно большего числа индивидов само по себе приведет к всеобщему сча­ стью. "Чем свободнее развиваются частные интересы, тем в боль­ шей степени решение [индивида] будет соответствовать общему интересу", — отмечал Бентам.

Данное правило, по словам мыслителя, приобретает особое зна­ чение в сфере экономики. Обращаясь к современным ему прави­ тельствам, Бентам писал: "Оставьте свободное пространство для всех торговцев и капиталистов с тем, чтобы они вступали в конку­ ренцию друг с другом..., предоставьте им возможность соперничать за то, чтобы привлечь покупателя, предлагая ему наиболее выгод­ ные условия, — вот в чем заключается метод. Свободная конкурен­ ция принесет награду тому, кто предложит товар лучшего качества по более низкой цене".

В соответствии с этим Бентам решал вопросы, касающиеся оп­ ределения целей, задач и пределов деятельности государственной власти. Считая высшей целью государства достижение наибольше­ го счастья для наибольшего числа людей, Бентам в то же время подчеркивал, что правительству вовсе не следует пытаться вопло­ тить какие-либо конкретные представления о счастье в обществен­ ной жизни. Каждый индивид знает лучше, чем кто бы то ни было, что ему выгодно и полезно, учил философ. Представления граждан о пользе к тому же "являются непредсказуемыми, постоянно изме­ няясь вместе с изменением обстоятельств". Задачу государствен­ ной власти Бентам видел в том, чтобы гарантировать правопорядок и безопасность граждан, оградить их от возможных посягательств со стороны других членов общества. Отсюда, пояснял мыслитель, вытекает общее правило управления государством: "Предоставьте индивидам наибольшую свободу действий в тех случаях, когда они могут вредить лишь самим себе... Используйте силу закона для того только, чтобы воспрепятствовать им вредить друг другу".


372 История политических и правовых учений

 

На тех же принципах была построена правовая концепция мыс­ лителя. Первостепенное значение в ней придавалось мерам охра­ нительного и превентивного характера, неотвратимости уголовных наказаний, вопросам совершенствования судопроизводства и пени­ тенциарных учреждений.

Под правом Бентам понимал совокупность законов, установлен­ ных суверенной государственной властью. С этих позиций он под­ верг основательной критике учения о естественном праве и договор­ ном происхождении государства — учения, занимавшие господст­ вующее положение в политической идеологии стран Западной Ев­ ропы XVIII в. Бентам вошел в историю политической мысли как один из наиболее решительных и непримиримых противников есте­ ственно-правовых воззрений. Объектом его критики выступали са­ мые разные варианты названной доктрины, начиная с консерватив­ ных ее интерпретаций (например, в трудах У. Блэкстона, крупней­ шего английского правоведа того времени) и кончая идеологией ре­ волюционных движений, получившей закрепление в таких конститу­ ционных документах, как Декларация независимости США 1776 г. и французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Как указывал Бентам, естественные права человека представ­ ляют собой не более чем фикции или софизмы. В понятие неотчуж­ даемых прав личности теоретики вкладывают различное содержа­ ние, толкуя его совершенно произвольно — каждый на собственный лад. Помимо того, допуская возможность неповиновения государ­ ственной власти, учение о естественном праве фактически призы­ вает к анархии, служит дестабилизации правопорядка. "В этом противозаконном смысле слово право является величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства... Вместо того чтобы обсуждать законы по их последствиям, вместо того что­ бы определить, хороши они или дурны, эти фанатики рассматрива­ ют их в отношении к мнимому естественному праву, т. е. заменяют суждения опыта всеми химерами своего воображения". Предпри­ нятая Бентамом критика естественно-правовых воззрений, а также выдвинутая им трактовка права как совокупности предписаний суверенной власти подготовили почву для возникновения в Англии концепций юридического позитивизма (см. § 4).

Доктринам естественного права Бентам противопоставил идею проведения законодательных реформ на основе принципа макси­ мизации общественной пользы. Осуществить подобные реформы предполагалось путем полного обновления и кодификации законо­ дательства (считается, что мыслитель придумал и сам термин "ко­ дификация"). В связи с этим Бентам разрабатывал проекты созда­ ния всеобъемлющего свода законов и призывал целиком отказаться от устаревших, архаических институтов прецедентного права.


Гл. 18. Бурж. полит.-прав. идеология в Зап. Европе 1-й пол. XIX в. 373

 

Рассматривая структуру законодательства, Бентам исходил из того, что в составе права, действующего внутри государства, следу­ ет выделить три отрасли: уголовное, гражданское и конституцион­ ное право. Для каждой из этих отраслей, по его мнению, необходимо составить отдельный кодекс, причем главенствующая роль среди них принадлежит уголовному кодексу. В последние годы жизни он обратился также к составлению кодекса международного права (это еще один термин, впервые употребленный мыслителем). Свои пред­ ложения по систематизации законодательства Бентам направил главам ряда государств, в том числе российскому императору Алек­ сандру I.

В начале XIX в. вокруг Бентама сложилась группа последовате­ лей, способствовавших распространению его идей. Философия ути­ литаризма оказала влияние на концепцию Дж. Остина, основопо­ ложника аналитической юриспруденции, позитивизм Дж. С. Милля и другие направления социально-политической мысли.

 








Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1320;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.