Зарождение российского либерализма.
На рубеже ХYIII-ХIХ веков в ходе буржуазных революций второй волны в Европе зародилось новое политическое движение буржуазии, которое в 1816 г. получило название либерализм, от латинского liber –свобода. Либералы опирались на идеи просветителей умеренного типа (Локк, Монтескье, Вольтер и др.), а также идеи буржуазной классической политической экономии (А. Смит и Д. Рикардо). В первой половине ХIХ века либерализм оформился в довольно стройную систему взглядов. Согласно этим взглядам, социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности, путем обеспечения достаточной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности. Общее благо стихийно складывается в результате осуществления индивидуумами их личных целей. Капитализм, как общественно-экономическая формация в наилучшей мере соответствует естественным потребностям человека, а значит должен быть вечным. Наивысшего расцвета либерализм достиг в Англии в середине ХIХ века, когда либеральная партия победила на парламентских выборах. В это время она подчинила своему влиянию и английские тред-юнионы. До начала ХХ века она являлась наряду с консервативной партией основой английской парламентской системы.
В России зарождение либерализма связано с идейной полемикой 30–40-х годов и возникновением западничества и славянофильства. В 50–60-е годы выходят первые либеральные журналы: «Отечественные записки», «Русский вестник», «Атеней», в которых идеологи русского либерализма Кавелин, Б.Чичерин, Бабет, Унковский выдвигали проекты реформ, осуществляемых правительством при сохранении помещичьего землевладения и монархии. Их предложения охватывали довольно широкий спектр социальных проблем: освобождение крестьян с землей за выкуп, уничтожение сословных привилегий, гласность, создание представительных учреждений. Отделение от демократических тенденций произошло после 1861 г. О разрыве либералов с русской революционной демократией свидетельствовало одобрение ими арестов Чернышевского и Серно-Соловьевича, поддержка карательных мер самодержавия по подавлению польского восстания и распространение в их среде шовинистических настроений.
В 70-е годы центром русского либерализма стали земства. Осенью 1878 года пять губернских земских собраний: Харьковское, Полтавское, Черниговское, Тверское и Самарское изъявили царю готовность сражаться с «общим врагом» – революционерами, но в то же время умоляли созвать земский собор, дать «истинное самоуправление, неприкосновенность прав личности, независимость суда и свободу печати». В апреле 1879 года тайный съезд земских деятелей в Москве принял решение организовать выступления земских собраний с требованием политических реформ. Но сделано этого не было. В период «диктатуры сердца» Лорис-Меликова, когда правительство стало проявлять колебания, обещая либералам уступки, земские собрания выразили правительству признательность, доверие и готовность бороться с революционерами. Съезд земских деятелей в том же году рекомендовал земцам не обращаться к правительству с просьбами. В годы контрреформ (1881-1894) земское движение практически замерло.
Дальнейшее развитие русского либерализма во многом связано с именем П.Б. Струве. Начав свою политическую деятельность в конце века как «легальный марксист», постепенно отходит от марксизма на позиции либерализма, оставаясь противником самодержавия и сторонником капиталистического развития России. В 1902 г. начинает издавать за границей журнал «Освобождение», а затем и лидером «Союза освобождения» (1903), объединившего русских либералов и ставшего той основой из которой выросли в годы первой русской революции основные буржуазно-либеральные партии.
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 1923;