Оппозиционный лагерь в России Х1Х века.
Отечественная война 1812 г., заграничный поход русской армии, освобождение европейских народов от наполеоновских полчищ привели к росту национального самосознания, российского патриотизма. В то же время Александр 1 рассматривал борьбу с Наполеоном, как борьбу со всевозможным вольнодумством, борьбу с революцией. Разгром Наполеона закончился созданием в 1815 г. Священного союза трех наиболее реакционных режимов Европы: России, Пруссии, Австрии. После возвращения из Европы Александр 1 практически передал управление внутренними делами России Аракчееву. Реформаторская деятельность была заброшена, едва успев начаться.
В то же время в обществе назревало недовольство. Идеи просвещения, знакомство с государственным устройством западных стран сделали свое дело. Все больше людей задумываются о чести, достоинстве человека, об истинном патриотизме. Не случайно, что подавляющее большинство декабристов являлись участниками заграничных походов. Как правило, это были молодые люди. В 1816 году образовалось тайное общество под руководством Никиты Муравьева, сына учителя Александра 1 и князя Трубецкого. Общество было названо «Союз спасения» или «истинных и верных сынов отечества». Его цели пока весьма не определенны – «содействовать в благих начинаниях правительству в искоренении всякого зла в управлении и обществе». В 1818 общество было переименовано в «Союз благоденствия», был выработан устав, пришли к мысли об установлении конституционного порядка. В состав общества вошло более 200 человек. Появились разнообразные течения, что привело к распаду 21 г.
Из его развалин возникли два новых общества Северный и Южный Союз. Северный союз возглавили Муравьев, Тургенев и Рылеев. Н. Муравьев составил проект конституции. Главное в нем было освобождение крестьян и установление конституционной монархии.
Южный союз был настроен более революционно. Он состоял из офицеров Киевской и Подольской губернии. Лидером, бесспорно, был П. Пестель, сын бывшего сибирского генерал-губернатора. Пестель выступал как последовательный республиканец. Он составил программу под названием «Русская правда». Пестель считал, что установить республику можно только после восстания. Он первым из декабристов считал необходимым при этом опираться не только на армию, но и на народ. Крестьян предполагалось освободить с землей.
Законодательная власть должна была перейти в руки демократически выбранного народного вече или земского собрания, исполнительная – Державной Думе, состоящей из 5 человек (в состав думы предполагалось избрать не только членов общества, но и таких людей как Сперанский и Мордвинов). Председатель думы менялся ежегодно, причем им становился тот, кто последний год работал в Думе. По своим функциям он фактически становился президентом.
Россия должна была оставаться единым многонациональным государством, демократические принципы вводились на всей территории империи. Только Польше предоставлялось право на отделение.
Программы Южного и Северного общества объединяло требование освобождения крестьян.
Восстание декабристов в русской истории считается тем событием, которое открыло первый этап русского освободительного движения – дворянский. Третье сословие в России так и не оформилось в самостоятельную политическую силу. Зарождавшаяся русская буржуазия была слишком слаба и сильно связана с самодержавием. Поэтому начало освободительному движению положила передовая дворянская молодежь. Против феодализма выступали сами дворяне.
В 1830 – 1831 гг. в стране началась страшная эпидемия холеры, вслед за которой последовали холерные бунты. В тоже время началось восстание в Польше, жестокость подавления которого, изумила Европу.
Напуганный этими событиями Николай прекратил всякие разговоры о реформах. В законченном виде охранительная тенденция была развита в теории «официальной народности», разработанной в 1833 г. ставшим министром народного просвещения, С.С. Уваровым. Лозунгом теории стало: «самодержавие, православие и народность», при этом главным, бесспорно, был первый лозунг. Министр просвещения делал все, чтобы ограничить распространение школьного образования, под контроль были поставлены домашние учителя, образование можно было получать только в России. Учившийся за границей, не имел право занимать государственную должность или поступать на военную службу. Началась борьба с церковными сектами, особенно с раскольниками. Во главе священного Синода встал генерал Протасов, который «вернул в лоно православной церкви более 2 млн. заблудших душ». Народность проявлялась в поддержке дворянства. Оно было освобождено от всех налогов, имущественного ценза при выборах в дворянское собрание. Дворянские собрания становились главным оплотом самодержавия. В тоже время Николай 1 стремился опереться и на крупнейшую буржуазию, для них было введено звание почетных потомственных граждан, и они были освобождены от телесных наказаний, от рекрутчины и подушной подати. Охранительная тенденция всячески пропагандировалась через официальную прессу. Выразителями этих тенденций Ф.В. Булгарин и Н.И. Греч, издававшие журнал «Сын отечества» и газету «Северная пчела». Примыкая к молодежи и декабристам, они заслужили доверие 3-го отделения, доносами на своих товарищей.
Теория официальной народности была отменена и уступила место не реформам, а мракобесию и произволу. Даже письма Екатерины 2 были запрещены. Николай 1 выразил желание закрыть все университеты и разогнать всех профессоров. Количество студентов было резко ограничено. Было запрещено преподавание философии и государственного права. Николай заявлял, что выводы науки должны основываться «не на умствованиях, а на религиозных истинах, в связи с богословием», а философия «одна модная чепуха и не понятно от чего подобный вздор преподавателя». Такова была реакция русского самодержавия на революции 48-49 годов прокатившихся по Европе. Даже такой умеренный историк, как Сергей Соловьев сравнил политику Николая с безумием римских царей, давивших все лучшее в своем государстве.
Несмотря на жесточайшую цензуру, невозможность революционного действия, общественная мысль в России не умерла. Она переместилась на страницы журналов, прикрываясь эзоповским языком, который не позволял цензорам применять санкции, но был вполне понятен читателю. Именно в 30 – 40-е годы оформилось новое течение в российской общественной мысли. Первые годы после разгрома декабристов в образованном обществе начался упадок и уныние. Только литература, как-то волновала и поддерживала людей, начинался «золотой век» русской литературы. С конца 24 г. начал выходить журнал «Московский телеграф» под редакцией Полевого. В журнале печатались статьи по литературе и истории, юриспруденции и науки. Журнал просуществовал вплоть до 1834 г.
Эстафету Телеграфа подхватил «Телескоп», который просуществовал совсем недолго и был закрыт после публикации первого философского письма Чаадаева. Всего Чаадаев написал 8 писем, но при жизни было опубликовано лишь одно. Оно стало предметом всеобщих споров, задело всех как сторонников, так и противников Чаадаева.
Впервые с обнаженной резкостью и болью именно Чаадаев поставил вопрос о правах человека, его достоинстве. Он проклял Россию, заявив, что прошлое ее бесполезно, настоящее темно, будущего же нет совсем. Россия, по его мнению, была отторгнута от Европы, когда приняла православие, т.е. восточный вариант христианства. В то же время, он считал, что католицизм свою роль в истории уже выполнил, и путь дальнейшего прогресса идет по линии утопического социализма и культуры. Чаадаев был объявлен сумасшедшим. В ответ он пишет "Апологию сумасшедшего", в которой российские порядки вновь подвергнет резкой критики.
Поиск направления развития общества, выхода, непосредственно связано с двумя течениями русской общественной мысли зародившейся в 30 – 40-е годы: славянофильством и западничеством. Надо, однако, отметить, что организационного деления не было.
Крупнейшими представителями славянофилов стали А.С. Хомяков, братья Киреевские и братья Аксаковы, Самарин, Кошелев. Там, где Чаадаев видел причину всех несчастий России, славянофилы видели преимущества России. Они отрицали то буржуазное общество, которое складывалось на Западе, и искали выход для России в сохранении ее самобытности, в православии. Истинным несчастьем для России они считали реформы Петра 1, уведшие Россию с ее исторического пути. Главным в особенностях России они считали русскую общину и самоуправление. Они выступали за реформы сверху при сохранении самодержавия и развитию местного самоуправления, призывали к созыву Земского собора, открытому судопроизводству, отмене телесных наказаний. Славянофилы идеализировали допетровскую Русь, верили в историческую роль славянства и объединяющую роль России. Славянофилы приняли активное участие в реформах 60-х годов. Они выступали за отмену крепостного право сверху с выкупом в пользу помещиков, конечно же, выступали за сохранение общины. Преимущества общинного землевладения лучше всех показывал Ю.Ф. Самарин. Он считал, что община позволяет рассчитывать наделы в соответствии с трудовыми силами семьи, исключаются крайние формы неравенства, землей не владеет тот, кто не может ее обрабатывать. На идеи славянофилов наложил отпечаток утопический социализм. С идеей официальной народности их сближал лозунг «самодержавие, народность и православие», хотя понимание этого лозунга весьма отличалось.
Но идеи утопического социализма были гораздо более популярными не среди славянофил, а среди их противников – западников. Правда и их привлекал не собственно социализм, а идеал гуманности, обще человечности, справедливости и прогресса. Утопический социализм был утопией для Запада, а уж тем более для России. Отпугивала и угроза новой пугачевщины. Они первыми познакомились с трудами Маркса и Энгельса. Но их идеи не затрагивали западников. Марксизм воспринимался как одна из разновидностей утопического социализма. Основные идеи западников сложились к 1841 г. Их виднейшими представителями были Грановский, Боткин, Аненков, Соловьев, Кавелин. К ним относились многие известные писатели Тургенев, Григорович, Салтыков-Щедрин. Западниками считали себя Белинский, Герцен и Огарев.
Обличение крепостничества, показ преимуществ наемного труда перед крепостным, критика самодержавных порядков велась через литературу и публичные лекции. Особое значение имели циклы публичных лекций по истории Т.Н. Грановского. Западники показали, что капитализм в России пусть медленно и противоречиво, но развивается, реформы Петра открыли путь России к цивилизации. Они являлись убежденными сторонниками буржуазного прогресса, пропагандировали конституционный строй буржуазных монархий. Они стремились добиться изменений путем реформ и просвещения через распространение своих идей и давление общественного мнения на самодержавие. Революционный путь был для них не приемлем, в отличие от таких революционных демократов как Герцен, Белинский, петрашевцы.
Революционная демократия в отличие от западников обращала свои взоры к социализму. Еще в 1841 г. Белинский писал, что идея социализма стала для него главной идеей. Он допускал, что в России переход к социализму возможен только через крестьянскую революцию. Но он прекрасно сознавал, что путь к социализму лежит через буржуазное развитие. Завещанием «неистового» Виссариона стало письмо к Гоголю.
В 1844 – 45 гг. начал собираться кружок Петрашевского. Примыкал к этому кружку и Достоевский. Петрашевский был ярым поклонником Фурье и утопического социализма. Основным, что сделали Петрашевцы, явился выпуск словаря иностранных слов, в котором они умудрились изложить достаточно цельно идеи утопического социализма.
Разночинское движение вышло на сцену вслед за отменой крепостного права. Это был прокламационный период. В 61 г. началось студенческое движение, с которым попытались расправиться. Возмущенные студенты стали выдвигать и политические требования радикализации реформ. Впервые студенты обращают свои взоры к народу, обращаясь к нему с прокламациями: призывая к крестьянской революции. Уже летом 61 г. стала ясна необходимость создания тайной революционной организации. Лозунг статьи Огарева «что нужно народу», стал названием организации «Земля и воля». В создании этой организации участвовал и Чернышевский. Это была федерация революционных кружков Петербурга, Москвы, Казани, Польши. Кружки занялись систематической революционной пропагандой, считая, что революция произойдет в 1863 г. В 1864 г. «Земля и воля» само распустилась, так и не выработав общую программу.
В 63 – 65 гг. возобновляет свою деятельность «Современник» под руководством Некрасова и Добролюбова, а также выходит журнал «Русское слово», в котором ведущую роль играет Писарев. Писарев, бесспорно, был демократом и глубочайшим материалистом. Он, как и многие интеллигенты того времени преклонялся перед естественными науками. Он считал, что инициатива в преобразованиях должна принадлежать критически мыслящим личностям. Он отрицал религию и пытался разработать новую естественную мораль. Только к концу жизни он придет к мысли о необходимости и неизбежности революции.
Представителями революционного народничества в середине 60-х годов стали ишутинцы, по имени их руководителями Ишутина. Они считали себя продолжателями дела Чернышевского.
Они создавали производственные ассоциации, стремились вовлечь в них народ. Главное место отводилось политическому перевороту и социальной революции. Часть ишутинцев обратились к терроризму, в том числе и Каракозов, чье неудачное покушение на царя было на руку реакции. Они считали, что цареубийство может пробудить народ, явиться сигналом к революционным выступлениям.
К концу 60-х годов относится окончательное оформление народничества.
На рубеже 60 – 70-х годов появляются среди революционеров ряд личностей, каждая из которых стала как бы целым направлениям внутри российского народничества. Это Лавров, Бакунин, Михайловский, Нечаев и Ткачев.
В 1871 г. царское правительство с целью дискредитации всех народников устроило открытый суд над Нечаевым. Нечаев представлял крайнее экстремистское крыло народничества. В 1869 г. он организовал тайное революционное общество «Топор или народная расправа» Это правило жизни революционера. Нечаев являлся революционным фанатиком. Он был готов на любое преступление, впрочем, и на любую смерть для себя. Нечаев стремился создать по всей стране сеть маленьких конспиративных революционных групп с жесточайшей дисциплиной, абсолютно централизованную организацию, состоящую только из революционеров, никак не связанных с народом. "Революционер, - по Нечаеву, – обреченный человек. Он не имеет личных интересов, дел, чувств, привязонностей, собственности и даже имени. В нем все подчинено только одной страсти революции. Его цель только одна – разрушение. Он порывает с обществом, его наукой и моралью. По нему нужно увеличивать страдание и насилие, только это может вызвать революционный взрыв. Нечаев послужил прообразом для главного героя «Бесов» Достоевского. Народники всех направлений отреклись от Нечаева, считая, что он дискредитирует революционное движение. Нечаев просидел 10 лет в Алексеевском равелине в жутких условиях одиночки, но и там он умудрился распропагандировать всю тюремную стражу, превратив их в своих агентов.
Легендарной фигурой не только российского, но европейского революционного движения стал М.А. Бакунин.
М.А. Бакунин – одна из колоритнейших фигур в мировой истории 19 в. Один из лидеров бунтарского направления русского народничества, один их крупнейших идеологов анархизма. Русский барин, дворянин, офицер и бунтарь, в идеях которого сохранился бунтарский дух Разина и Пугачева. Человек, участвующий в революциях в Польше, в Венгрии, Италии и Австрии; трижды приговоренный к смертной казни, сидевший в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, сосланный в Сибирь и совершивший оттуда фантастический побег через Японию и США, ставший легендой еще при жизни. Бакунин являлся членом Интернационала, но в рамках его создал другую организацию «Международный альянс социалистической демократии». Идейные разногласия переросли у Маркса и Бакунина в глубочайшую личную неприязнь. Интеллекту Маркса глубоко претила ненависть Бакунина к интеллигенции и конкретному знанию вообще. Бакунину была свойственна идея славянского мессианства. Именно славяне, по его мнению, должны были освободить мир от ужасов капитализма. Его ненависть ко всему немецкому приобретала анекдотический оттенок. Одна из наиболее его крупных работ называлась «Кнуто-германская империя и социальная революция».
В отличие от марксистов Бакунин считал, что не экономика, а именно властный фактор связывает общество единое целое, определяет его характер. Всю свою энергию он направил на борьбу с властью, которая заключается в государственной организации. Главную силу, способную разрушить любое государство Бакунин видел не в промышленном пролетариате, а в люмпенских элементах и мужике, которого он считал прирожденным социалистом. Основы крестьянского социализма Бакунин, как и другие народники, выделил в общинном землевладении. Главной целью революционера Бакунин считал подготовку всеобщего бунта с целью уничтожения всех государственных институтов. Бунт Бакунин противопоставляет любой дисциплине и организации. Бакунин был не просто атеистом, а воинственным богоборцем, считал, что Христа надо было бы посадить в тюрьму как бродягу и лентяя.
За раскольническую деятельность в рамках первого Интернационала Y конгресс в 1872 г. исключил Бакунина и его сторонников их Интернационала. По иронии судьбы – это был последний конгресс 1 Интернационала.
Другим направлением народничества стало направление субъективной социологии, представленное именами Лаврова, Михайловского. Они защищают социализм, прежде всего в целях защиты человеческой личности, полноты ее развития. Конфликт между личностью и обществом лежит в основе их теорий, хотя личность в то же время продукт общества.
Нравственные оценки всех социальных явлений одна их основных черт их теории. Цена прогресса и культуры волнует их не меньше цены революции.
У Лаврова в его знаменитых «исторических письмах» лежит мотив покаяния, вины культурных классов перед народом, необходимость уплатить долг своему народу. Они считали, что культурные люди должны действовать в интересах народа, бесспорно, не спрашивая его мнения, так как народ невежественен и глуп. Только интеллигенция может предложить правильный путь, давать народу знания и просвещать его. При этом интеллигенция должна сохранять свою независимость. Михайловский пишет: «Если бы революционный народ вторгся в мою комнату и пожелал разбить бюст Белинского и уничтожить мою библиотеку, то я бы боролся с ним до последней капли крови».
70-е годы ознаменовались «хождением в народ» с целью его просвещения и воспитания. Но их героизм и самопожертвование результатов не дали. И не только из-за царских преследований и гонений, а из-за глубочайшего недоверия к ним крестьян, которые увидели в них барскую затею и совсем нередко выдавали полиции этих антихристов и царе ненавистников.
Особняком в народничестве также стоит фигура Ткачева. Он за границей издавал журнал «Набат». В 1875 г. он написал открытое письмо Энгельсу, в котором отмечал неприменимость к России марксизма в чистом виде. Ткачев не желал развития капитализма и буржуазной конституции. Отсутствие развитой буржуазии считал величайшим преимуществом России. Он также считал, что русский народ является социалистом по инстинкту. Социалистическая революция в России ему представлялась более реальной. Он считал, что революционное меньшинство должно захватить власть, а народ всегда готов к революции. Он считал, что не надо разрушать государственный аппарат, а просто на место реакционного аппарата надо поставить прогрессивный, социалистический.
После провала хождения в народ, народники пришли к мысли о необходимости создания революционной организации. Она возникла в 1876 г. и позднее стала называться также «Земля и воля». Среди ее организаторов и руководителей были Плеханов, братья Михайловы, Марк и Ольга Натансон, а затем и В. Фигнер, С. Перовская, Крачевский и Морозов. Эта была централизованная организация с местными отделениями и группами поддерживающими их. Землевольцы перешли к созданию народнических поселений, чтобы вести постоянную агитацию, особенно в тех районах, по которым в свое время прокатились кровавые войны Разина и Пугачева. Используя царистские иллюзии, они также пытались поднять народ от имени царя против помещиков и чиновников. Но успеха не имели. 15 августа 1879 г. на съезде народников произошел раскол. Образовалось 2 новые организации «Народная воля» и «Черный передел». Народовольцы перешли к практическим делам, которые привели их опять же к террору. Желябов, Перовская, Гриневицкий и др. подготовили и совершили убийство Александра II. Но никакой революции не произошло. Народовольцы были казнены.
Другая организация «Черный передел» продолжила агитацию среди крестьян, а также городских низов. Но после убийства царя из-за царских преследований, многие руководители Плеханов, Засулич, Стефанович вынуждены были уехать за границу. Аксельрод стал руководителем организации в России. К 1882 г. народнические организации оказались разгромленными. Часть оставшихся на свободе народников объединилась в «Народную волю», продолжая террор. Другие обратили свои взгляды к марксизму. Попытки возрождения революционного народничества в 80-е годы, предпринятые Лопатиным и другими, успеха не имели. В 80 – 90е годы народничество превращается в либеральное народничество. Их центром стал журнал «Русское богатство», а руководителем Михайловский. Начинается борьба между либеральными народниками и русскими марксистами.
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 1369;