Политические и правовые идеи А. Н. Радищева

Александр Николаевич Радищев (1749—1802) занимает особое место в истории русской политической и правовой мысли второй половины XVIII в. Он выступил в своих произведениях в качестве решительного противника крепостничества и самодержавия и од­ новременно показал себя последовательным сторонником народно­ го правления, обеспечивающего свободу и равенство всех членов общества.

А. Н. Радищев родился в 1749 г. Первоначальное образование он получил дома. С ноября 1762 г. и до сентября 1766 г. обучался в Пажеском корпусе. В 1767—1771 гг. изучал иностранные языки, юриспруденцию, историю, философию и естественные науки в Лейп- цигском университете. С декабря 1771 г. и до 30 июня 1790 г. Ра­ дищев состоял на государственной службе: сначала на должнос­ ти протоколиста Сената, затем обер-аудитора в одном из армей­ ских штабов, а после двухлетнего пребывания в отставке (в 1775— 1777 гг.) — в качестве чиновника Коммерц-коллегии, помощника управляющего и, наконец, управляющего Петербургской таможней. В конце мая 1790 г. Радищев опубликовал сочинение под названи­ ем "Путешествие из Петербурга в Москву". Екатерина II, прочитав эту книгу, нашла ее опасной и распорядилась арестовать автора и предать его суду. Уголовная палата приговорила Радищева к смерт­ ной казни, но императрица заменила данный приговор ссылкой в Сибирь. Павел I по восшествии на престол возвратил Радищева из Сибири, предписав ему жить в собственном имении в Калужской губернии. В 1801 г. новый император — Александр I — назначил


Гл. 15. Полит, и правовые учения в России во 2-й половине XVIII в. 327

 

Радищева (по рекомендации А. Р. Воронцова) на должность рефе­ рендария Комиссии для составления законов, но его государствен­ ная деятельность в данном качестве продолжалась недолго. Здоро­ вье Радищева было серьезно подорвано в выпавших на его долю испытаниях, и скорее всего именно это обстоятельство привело его к самоубийству в 1802 г.

Политические и правовые взгляды А. Н. Радищева нашли свое отражение главным образом в таких его произведениях, как:

1) "Путешествие из Петербурга в Москву"; 2) ода "Вольность";

3) "Опыт о законодавстве"; 4) записка "О законоположении"; 5) "Про­ ект для разделения уложения Российского"; 6) сочинение, извест­ ное в исторической литературе под названием "Проект граждан­ ского уложения"1.

В основе политических и правовых идей А. Н. Радищева лежит представление о человеке как о существе от рождения свободном и равном другим людям. Наделяя людей свободой и равенством, при­ рода одновременно придала им, по мнению Радищева, склонность к общежитию. Возникновение государства и права Радищев связы­ вал с переходом человеческого общества к возделыванию земли. "Земледелие, — писал он, — произвело раздел земли на области и государства, построило деревни и города, изобрело ремесла, руко­ делия, торговлю, устройство, законы, правления". Непосредствен­ ной предпосылкой установления в обществе государственной влас­ ти Радищев считал появление собственности. До этого люди были, по его представлению, едины в своих помыслах, "каждой в особен­ ности своей не инаго чего желал, как чего желали все, или сказать точнее, никто не желал ничего в противность желанию всех". С появлением же собственности человеческое общество расколо­ лось на сильных и слабых, господ и угнетенных. В результате "воз­ званные в общежитие всесильным гласом немощей и недостатков человеки скоро познали, что для обуздания наглости и дерзновения нужна была сократительная сила, которая, носяся поверх всего об­ щественного союза, служила бы защитою, подпорою слабому, угне­ тенному, была бы против необузданности оплотом и преградою, и бичь гонению, посягнувшему на оскорбление союзнаго телеси".

Государственная власть учреждается, по мнению Радищева, безмолвным договором людей с обществом на пользу всех и каждо­ го. Она выступает как "соборная народа власть", которая есть "власть первоначальная, а потому власть вышшая, единая, состав общест­ ва основати или разрушить могущая". Лицо, осуществляющее народ­ ную власть, правомочно издавать законы, однако эти законы не могут назначить "ни пути, ни предела" "соборному деянию народа".

 

1 Указанное название дал этому сочинению А. Н. Радищева историк В. П. Семенников, обнаруживший его в архивном фонде Воронцовых.


328 История политических и правовых учений

 

Идея народного суверенитета или народного правления в пред­ ставлении Радищева не была для России абстрактной идеей. Обо­ сновывая эту идею, он обращался не только к теоретической аргу­ ментации, но и к опыту русской истории — в частности, к приме­ ру Великого Новгорода, который, по его словам, "имел народное правление". "Народ в собрании своем на вече был истинный Госу­ дарь", — писал он.

Возникновение в обществе государственной власти и законода­ тельства не отменяет действия естественных законов. Люди долж­ ны оставаться при этом, считал Радищев, — свободными и равны­ ми. "Но если все они, — отмечал мыслитель, — положили свободе своей предел и правило деяниям своим, то все равны от чрева ма­ терняя в природной свободе, равны должны быть и в ограничении оной. Следственно, и тут один другому не подвластен. Властитель первый в обществе есть закон; ибо он для всех один". В "Проекте для разделения уложения российского" Радищев указал по пунк­ там, в чем конкретно должна воплощаться свобода "народа или граждан вообще" в обществе, где существует государственная власть. "Права их, — пояснил он, — состоят в свободе: 1) мысли, 2) слова,

3) деяния, 4) в защите самого себя, когда закон того сделать не в силах, 5) в праве собственности и 6) быть судимым себе равными". Идея права гражданина на защиту "самого себя, когда закон того сделать не в силах", была более подробно изложена в книге "Путешествие из Петербурга в Москву". "Если закон или не в си­ лах его заступить, или того не хочет, или власть его не может мгно­ венное в предстоящей беде дать вспомоществование, — писал здесь Радищев, — тогда пользуется гражданин природным правом за- щищения, сохранности, благосостояния. Ибо гражданин, становяся гражданином, не перестает быть человеком, коего первая обязан­ ность, из сложения его происходящая, есть собственная сохранность,

защита, благосостояние".

Подобный принцип Радищев распространял и на отношение граждан к монарху. "Если мы уделяем закону часть наших прав и нашея природныя власти, — писал он, — то дабы оная употребля­ ема была в нашу пользу; о сем мы делаем с обществом безмолвный договор. Если он нарушен, то и мы освобождаемся от нашея обя­ занности. Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками". В этих словах Радищев фактически провозглашал право народа на восстание против монарха, не выполняющего своих обязанностей и творящего произвол по отношению к своим подданным.

Радищев не употребляет в своих произведениях термина "ре­ волюция", однако народное возмущение, о котором он многократно упоминает, имеет ряд признаков того, что впоследствии стали име­ новать революцией. В качестве главных причин народного возму-


Гл. 15. Полит, и правовые учения в России во 2-й половине XVIII в. 329

 

щения, ниспровергающего сложившийся общественный порядок, Радищев подразумевал установление в обществе деспотической власти и рабства или крепостничества, противных человеческому естеству. Революция, в его представлении, есть вполне естествен­ ная реакция на эти вреднейшие явления общественной жизни.

При этом Радищев не считал революцию эффективным и дос­ таточным средством излечения общества от пороков самовластья и рабства. Он знал, что народные восстания, происходившие в исто­ рии человеческого общества и в том числе в русской истории, вы­ ливались, как правило, в простое и грубое мщение тем людям, ко­ торые имели в глазах народа репутацию злых тиранов или господ- злодеев. "Приведите себе на память прежние повествования, — обращался Радищев к читателям книги "Путешествие из Петер­ бурга в Москву". — Даже обольщение колико яростных сотворило рабов на погубление господ своих! Прельщенные грубым самозван­ цем, текут ему вослед и ничего толико не желают, как освободить­ ся от ига своих властителей; в невежестве своем другого средства к тому не умыслили, как их умерщвление. Не щадили они ни пола, ни возраста. Они искали паче веселие мщения, нежели пользу со­ трясения уз".

Радищев понимал, что даже если революция победит, низверг­ нет тирана и восстановит свободу, состояние народного правления и вольности не будет прочным и долгим. Новая власть опять станет тиранической и уничтожит свободу. "Таков есть закон природы: из мучительства рождается вольность, из вольности — рабство...", — такой вывод сделал русский мыслитель из опыта английской рево­ люции. Тем не менее Радищев благосклонно относился к последней. В чем же он видел ее благо? Ответ на этот вопрос дает двадцать третья строфа оды "Вольность". Радищев обращается здесь к вож­ дю английской революции О. Кромвелю со словами порицания за то, что он, "власть в руке своей имея", "твердь свободы сокрушил", называет его за этот поступок "великим мужем, коварства полным", "ханжой", "льстецом", "злодеем". Вместе с тем Радищев отмечает в действиях Кромвеля и нечто положительное — по его словам, вождь английской революции научил всех, "как могут мстить себя народы": он "Е^арла на суде казнил".

Необходимым условием такого преобразования общества, в ре­ зультате которого народное правление и свобода утвердятся на прочном фундаменте, Радищев считал просвещение людей, откры­ вающее им глаза на подлинное состояние общества. В посвящении А. М. К. (А. М. Кутузову. — В. Т.), предваряющем основной текст книги "Путешествие из Петербурга в Москву", он заявлял, что бед­ ствия человека происходят от человека, "и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы". Целью своей книги Радищев полагал снятие завесы "с очей природного чувство-


330 История политических и правовых учений

 

вания" у других людей. Понимая в полной мере вред крепостниче­ ства для русского общества, он стремился внушить это понимание всем помещикам. Причем старался действовать не только на их разум, но и на чувства. Он обращался к разуму помещиков, когда задавал вопрос, в котором уже содержался совершенно определен­ ный ответ: "Может ли государство, где две трети граждан лишены гражданского звания, и частию в законе мертвы, казаться блажен­ ным?" Он обращался к чувствам помещиков, когда писал: "Но ве­ даете ли, любезные наши сограждане, коликая нам предстоит ги­ бель, в коликой мы вращаемся опасности. Загрубелые все чувства рабов, и благим свободы мановением в движение не приходящие, тем укрепят и усовершенствуют внутреннее чувствование. Поток, загражденный в стремлении своем, тем сильнее становится, чем тверже находит противустояние. Прорвав оплот единожды, ничто уже в разлитии его противиться ему не возможет. Таковы суть бра­ тия наши, во узах нами содержимые. Ждут случая и часа. Колокол ударяет. И се пагуба зверства разливается быстротечно. Мы узрим окрест нас меч и светочу. Смерть и пожигание нам будет посул за нашу суровость и бесчеловечие. И чем медлительнее и упорнее мы были в разрешении их уз, тем стремительнее они будут во мщении своем".

Призрак народного восстания или революции вызывается Ра­ дищевым в рассматриваемой книге не потому, что он верит в бла­ гие последствия такого способа разрешения общественных конф­ ликтов, но для того, чтобы внушить читателям чувство опасности сохранения в России крепостничества и произвола государствен­ ной власти. В "Опыте о законодавстве" Радищев признавал, что Англия пришла к свободе и процветанию постепенно. "К блажен­ ству ея, — отмечал он, — возник в сердцах ея сограждан дух воль­ ности от стеснения меры превосходящего. Поставив себе первым предметом блаженнаго общежития вольность деяний, все обраща­ ло на его подкрепление, и сие составило наконец собрание законов, коим разсудок дивится, а человеколюбие радуется". Радищев под­ разумевал в данном случае большую роль общественного мнения в достижении свободного состояния общества. В записке "О законо­ положении" он прямо заявлял, что "общее умонастроение" облада­ ет столь большой силой, что "клонит и нагибает во стезю свою са­ мые законы и власть, действия их нередко бывают тщетны".

 

Заключение

Официальная идеология "просвещенного абсолютизма", поли­ тические и правовые идеи М. М. Щербатова и А. Н. Радищева пред­ ставляют собой три главных направления развития русской поли­ тической и правовой мысли в течение второй половины XVIII в.


Гл. 15. Полит, и правовые учения в России во 2-й половине XVIII в. 331

Общей чертой рассмотренных в настоящей главе политических и правовых доктрин является то, что формировались они под боль­ шим влиянием западноевропейской просветительской философии. Более того, Екатерина II, Щербатов и Радищев часто использовали для своих теоретических построений материал одних и тех же фи­ лософских произведений (например, все они обращались к тракта­ ту "О духе законов" Ш. Монтескье). Тем не менее выработанные ими доктрины оказались совершенно различными по своему содер­ жанию и духу. Данное обстоятельство свидетельствует прежде всего о том, что влияние западноевропейской просветительской филосо­ фии на русскую политическую и правовую мысль имело весьма ог­ раниченный характер. Но иначе и не могло быть.

В 1774 г. Екатерина II говорила в беседе с гостившим у нее Д. Дидро: "Я вполне понимаю ваши великие начала: только с ними хорошо писать книги, но плохо действовать. Вы имеете дело с бу­ магой, которая все терпит, а я, бедная императрица, имею дело с людьми, которые почувствительнее и пощекотливее бумаги". Эти­ ми словами российская самодержица обозначила главную особен­ ность западноевропейской просветительской философии — ее умоз­ рительность, абстрактный характер, оторванность от реальной жиз­ ни. В теоретических конструкциях русских мыслителей второй по­ ловины XVIII в. идеи иностранных философов-просветителей не имели поэтому самостоятельного значения, но применялись в каче­ стве связующих звеньев или аргументов при обосновании собствен­ ных выводов.


 

Г Л А В А 16

Политические и правовые учения классиков немецкой философии конца XVIII — начала XIX в.

§ 1. Введение

Своеобразие немецкой идеологии на рубеже XVIII—XIX вв. оп­ ределялось спецификой развития общественных отношений в Гер­ мании. После религиозных и социальных движений XVI—XVII вв. в стране упрочились крепостнические порядки. Укрепление власти феодалов повлекло за собой усиление политической раздробленно­ сти, ослабление бюргерства и, как следствие, снижение темпов раз­ вития промышленности.

Экономическая отсталость Германии со всей очевидностью об­ наружилась после Французской революции, особенно в ходе завое­ вательных войн Наполеона, когда часть немецких земель была от­ торгнута Францией. Угроза полной утраты независимости, навис­ шая над Германией, заставила правящую верхушку предпринять меры по ограничению крепостничества и преодолению феодальной раздробленности. В то же время немецкая буржуазия извлекла уроки из опыта Французской революции и, стремясь предотвра­ тить развитие аналогичных процессов в стране, добивалась комп­ ромисса с дворянством. Выгодные для себя преобразования она надеялась осуществить с помощью постепенных реформ сверху, путем частичных уступок со стороны монархической власти. Отра­ жением этой линии явилась примиренческая позиция немецкого бюргерства по отношению к правящим классам.

Особенности немецкой идеологии XVIII —начала XIX в. опре­ делялись и тем, что в стране утверждались отношения веротерпи­ мости между католиками и протестантами. Религиозный плюра­ лизм в этнически однородной среде создавал благоприятные усло­ вия для развития теоретической мысли, поскольку освобождал философию от необходимости строго придерживаться догматов ре­ лигии и одновременно повышал требования к аргументации веро­ учений. Вследствие этого в общественном сознании на первый план выдвигались проблемы мировоззренческого порядка.


Гл. 16. Политико-правовые учения классиков немецкой философии 333

 

Немецкая классическая философия сыграла плодотворную роль в развитии общественной теории. Критически переосмыслив пред­ шествующие доктрины, немецкие философы приступили к систе­ матической разработке методологии теоретического познания. Наи­ более полную реализацию эта тенденция получила в трудах пред­ ставителей классического немецкого идеализма. В философских кон­ цепциях И. Канта и Г. Гегеля были впервые поставлены проблемы активного, творческого характера сознания человека и специфики законов, действующих в обществе, по сравнению с законами при­ роды. Величайшим достижением классической немецкой филосо­ фии явилось учение Гегеля о диалектике.

Программные требования в философских доктринах, как пра­ вило, не отличались последовательностью. Буржуазной политико- правовой идеологии того времени свойственно сочетание прогрес­ сивных концептуальных представлений (например, теоретическое оправдание революции, принципов либерализма) с умеренными, а порой и консервативными практико-идеологическими установками.

 








Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1320;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.