Развитие официальной доктрины самодержавной власти.
Идеология "просвещенного абсолютизма"
Характерные для второй половины XVIII в. новые тенденции в эволюции официальной доктрины самодержавной власти получи ли свое выражение в законодательных актах и программных доку ментах Екатерины П. В "Обстоятельном Манифесте о возшествии Ея Императорскаго Величества на Всероссийский Престол", издан ном 6 июля 1762 г., Екатерина II заявляла: "Но самовластие, нео бузданное добрыми и человеколюбивыми качествами в государе, владеющем самодержавно, есть такое зло, которое многим пагуб ным следствиям непосредственною бывает причиною". В заключи тельных строках данного Манифеста императрица обнадеживала своих подданных в том, что будет просить Бога "денно и ночно", дабы он помог ей "поднять скипетр" в соблюдение русского право славного закона, "в укрепление и защищение любезнаго отечества, в сохранение правосудия, в искоренение зла и всяких неправд и утеснений". Вместе с тем Екатерина II "наиторжественнейше" обе щала своим императорским словом "узаконить такия государствен- ныя установления, по которым бы правительство любезнаго наше го отечества в своей силе и принадлежащих границах течение свое имело так, чтоб и в потомки каждое государственное место имело свои пределы и законы к соблюдению добраго во всем порядка".
Приведенные слова выражали некоторые представления о на значении самодержавной власти, сформировавшиеся еще в пред шествующие эпохи развития русской политической идеологии. Од нако наряду с этим здесь намечались и новые для официальной доктрины российской самодержавной власти идеи. Это, во-первых, не выраженная прямо, но подразумеваемая мысль о возможности ограничения самовластия монарха его "добрыми и человеколюби выми качествами", а во-вторых, идея законодательного определе ния общих рамок деятельности правительства и компетенции государственных органов. Немаловажное идеологическое значение имел и сам факт того, что императрица давала своим подданным обещание принять основополагающие для государственного управ ления законы.
Указанные нововведения в официальную доктрину самодержав ной власти являлись элементами идеологии "просвещенного абсо лютизма". Русский вариант данной идеологии в наиболее полном виде воплотился в документе, получившем название "Наказ импе ратрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта но вого Уложения". Екатерина работала над ним более двух лет — с
Гл. 15. Полит, и правовые учения в России во 2-й половине XVIII в. 317
января 1765 г. 30 июля 1767 г. текст "Наказа" был опубликован. Он состоял из 526 статей, распределенных по 20 главам. В первые ме сяцы 1768 г. к ним были добавлены 21 и 22 главы. Материал для своего произведения российская императрица брала в сочинениях французских философов Ш. Монтескье и Ф. Кене, итальянского мыслителя Ч. Беккариа, немецких мыслителей баронов Бильфель- да и Й. X. Готтлоба фон Юсти, русского правоведа С. Е. Десницкого. Наиболее масштабное заимствование было сделано из трактата Монтескье "О духе законов" — 294 статьи "Наказа" составлены на материале данного труда. Екатерина II сама признавалась (в пись ме к философу Д'Аламберу) в том, что при написании своего трак
тата "обобрала" Монтескье на пользу своей империи.
Сопоставление содержания "Наказа" с текстом произведения "О духе законов" показывает, что Екатерина II заимствовала у Монтескье отдельные фразы, определения, идеи, но не доктрину монархической власти. Французский философ описывал природу монархического правления (гл. 4 кн. II трактата "О духе законов"), имея в виду сословно-представительную монархию. В его представ лении настоящая монархия — это правление одного лица "посред ством основных законов", необходимо предполагающих существо вание "посредствующих каналов, по которым движется власть". Эти каналы составляют, по мнению Монтескье, сословия духовенства, дворянства, горожан. Они выступают в качестве не только провод ников власти монарха, но и сил, ограничивающих ее. "Уничтожьте в монархии прерогативы сеньоров, духовенства, дворянства и го родов, и вы скоро получите в результате государство либо народ ное, либо деспотическое", — утверждал Монтескье.
Екатерина II повторила в своем "Наказе" изречение француз ского мыслителя об основных законах, предполагающих каналы или протоки, по которым протекает власть, но при этом добавила к нему два слова. "Законы, основание державы составляющие, предпола гают малые протоки, сирень правительства, чрез которые излива ется власть Государева" (курсив мой. — В. Т.). Добавлением слов "сиречь правительства" Екатерина II существенно изменила кон струкцию монархической власти, представленную Монтескье. По средствующими для власти монарха каналами или протоками в "На казе" названы были "правительства", т. е. административные уч реждения. Монархическая власть предстала в произведении рос сийской императрицы имеющей свое продолжение не в сословиях, а в бюрократии. Именно такая монархия существовала на практи ке в России. Административная реформа Петра I и такие его акты, как "Табель о рангах" и "Духовный регламент", создали фунда мент бюрократической монархии в России, в которой сословия дво рянства и духовенства теряли свой прежний характер и фактичес ки выступали в качестве составных частей бюрократии. В своем
318 История политических и правовых учений
"Наказе" Екатерина II завершала юридическое и идеологическое оформление этой бюрократической монархии.
В конструкции монархической власти, представленной в трак тате Монтескье, ограничением данной власти и соответственно га рантией от превращения ее в деспотическую служили прерогати вы сословий. В доктрине самодержавной власти, развитой в "На казе" Екатерины II, ограничением этой власти мыслились преде лы, установленные ею самой (ст. 512).
Главным среди таких ограничительных "пределов" являлась, в представлении Екатерины II, цель, к которой обязывался стремиться при осуществлении своей власти самодержец. "Какой предлог са модержавного правления? — вопрошает императрица в ст. 13 "На каза" и отвечает: "Не тот, чтоб у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра". "Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, государства и Государя", — заявляет она в ст. 15 рассматриваемого произведения.
Самодержавная власть ограничивается в "Наказе" также тем, что самодержец устраняется от непосредственного управления всеми государственными делами. По мнению Екатерины II, он должен воздержаться и от того, чтобы судить, "почему и надлежит ему иметь других особ, которые бы судили по законам" (ст. 149). "Существо правления" составляют, согласно "Наказу", "власти средние, под чиненные, и зависящие от верховной" (ст. 18). Государь же объяв ляется здесь по своей сущности источником "всякой государствен ной и гражданской власти" (ст. 19). Ему прилично по смыслу ст. 510 "Наказа" довольствоваться только "главным надзиранием" за дея тельностью правительственных органов.
"Наказ" предусматривал, что самодержавная власть осуществ ляется преимущественно путем издания на основе "благоизволе- ния" государя общих законов. Однако и в законотворчестве "На каз" налагал на самодержца определенные ограничения. "Надобно иметь хранилище законов", — провозглашала Екатерина в ст. 22 своего произведения. Это учреждение могло пребывать, по ее мне нию, только при "государственных правительствах". В задачу "хра нилища законов" императрица вменяла наблюдение за тем, чтобы "воля Государева" находилась в соответствии "с законами во осно вание положенными и с государственным установлением" (ст. 28). Это предписание "Наказа" означало, что самодержец обязан был в своем законотворчестве согласовывать издаваемые законодатель ные акты с ранее изданными основополагающими законами. Екате рина II выражала надежду, что подобные правила "возбранят на роду презирать указы Государевы, не опасался за то никакого на казания, но купно и охранят его от желаний самопроизвольных и от непреклонных прихотей".
Гл. 15. Полит, и правовые учения в России во 2-й половине XVIII в. 319
Принцип законности выступал в "Наказе" в качестве важней шего свойства представленной в нем конструкции самодержавной власти. Такие общественные явления, как равенство, вольность, безопасность граждан и т. п., увязывались Екатериной II с соблю дением законов. При этом, однако, принцип законности не сочетал ся в "Наказе" с признанием субъективных прав граждан. Законы выступали здесь в качестве инструмента обеспечения исключительно государственных или общественных интересов. Так, гражданские законы представлялись в "Наказе" лучшим средством исправле ния пороков, воспитания граждан. Здесь проводилась идея о том, что совершенные законы способны сделать государство прочным, а плохие ведут к разрушению его. Екатерина II отождествляла власть государя-законодателя с властью отца, заботящегося о своих детях (ст. 452).
Подобные представления о роли закона вполне соответствова ли идеологии "просвещенного абсолютизма". Не противоречила дан ной идеологии и выраженная в "Наказе" идея божественного про исхождения самодержавной власти. Признанием титула государя "Богом данным званием" (ст. 625) Екатерина II подтверждала свои сентенции о том, что главное назначение самодержавной власти заключается в содействии благополучию подданных, получению ими "самого большого ото всех добра". "Закон Христианский научает нас взаимно делать друг другу добро, сколько возможно", — гово рилось в ст. 1 "Наказа". Принимая верховную власть от Бога, само держец обязывался тем самым строго соблюдать этот "Закон".
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1062;