Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона
Политические взгляды Томаса Джефферсона (1743—1826), став шего после образования США их третьим президентом, были близ ки к политическим взглядам Пейна. Как и Пейн, Джефферсон вос принял естественно-правовую доктрину в ее наиболее радикаль ной и демократической трактовке. Отсюда близость его политичес ких и правовых взглядов к идеям Руссо. Правда, до начала Войны за независимость Джефферсон надеялся на мирное разрешение
Гл. 14. Политические и правовые учения в США в XVIII в. 309
конфликта с Англией и испытывал влияние теории разделения властей Монтескье. Но это не помешало ему впоследствии крити ковать Конституцию США 1787 г., воспринявшую разделение вла стей как систему "сдержек и противовесов" и дававшую президен ту возможность переизбираться неограниченное число раз и тем самым, по мнению Джефферсона, превратиться в пожизненного монарха. Большим недостатком Конституции он считал отсутствие в ней Билля о правах, особенно свобод слова, печати, религии.
Радикальная и демократическая трактовка естественно-право вой концепции проявилась в представлении Джефферсона об об щественном договоре как основе устройства общества, дающем всем его участникам право конституировать государственную власть. Отсюда логически вытекала идея народного суверенитета и равен ства граждан в политических, в том числе избирательных, правах. Джефферсон критиковал капитализм, набиравший в США силу, ведший к разорению и обнищанию широких слоев населения. Од нако главной причиной этих бедствий он считал развитие крупного капиталистического производства и идеализировал мелкое фер мерское хозяйство. Его идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Этот идеал был утопичес ким, но активная его пропаганда Джефферсоном сыграла большую роль в привлечении широких народных масс к активному участию
в Войне за независимость.
Еще большее значение имело то обстоятельство, что Джеффер сон был основным автором проекта Декларации независимости — конституционного документа, который, исходя из демократической и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обо сновывал правомерность отделения колоний от Англии и образова ния ими самостоятельного, независимого государства.
Разрыв с религиозными представлениями о государственной власти, еще характерными для этой эпохи (упоминание о Боге- творце сделано в Декларации мимоходом и ничего не меняет в ее содержании), и естественно-правовая аргументация, народный су веренитет и право на революцию, защита свободы личности и прав граждан — все это делало Декларацию независимости выдающим ся теоретическим и политическим документом своего времени. Не следует забывать, что на континенте Европы в те годы еще царил феодально-абсолютистский произвол, а английская монархия пы талась практически феодально-абсолютистскими средствами сохра нить свое господство в североамериканских колониях.
Для Джефферсона как автора Декларации "очевидны следую щие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены своим Творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе ко торых жизнь, свобода и стремление к счастью". Провозглашенное
11 История политических и правовых учений
310 История политических и правовых учений
в преамбуле Декларации естественное равенство людей прямо про тивопоставлялось унаследованным от феодализма сословным при вилегиям, неотъемлемые права — феодальному бесправию. Эти идеи имели и конкретный практически-политический смысл в борьбе против английских колонизаторов, отрицавших равноправие коло нистов с жителями метрополии и посягавших на права колонистов. В перечне названных в Декларации независимости неотъемле мых прав нет права собственности, содержавшегося, как отмеча лось, в Декларации прав I Континентального конгресса. Отсутствие этого "священного" права объясняется влиянием Пейна, которого в американской исторической литературе иногда называли автором Декларации независимости, хотя он сам недвусмысленно указы вал, что ее автором является Джефферсон (выше было сказано, что Пейн считал право собственности приобретенным правом и, следовательно, не относящимся к неотъемлемым правам человека). Нужно иметь в виду и другое, не менее важное практически-поли тическое обстоятельство. Составляя проект Декларации, Джеффер сон учитывал, что по мере обострения конфликта колонистов с Англией их представления о свободе и собственности все более сливались. Ведь в истоке конфликта лежали прежде всего посяга тельства Англии на материальные интересы колонистов. Именно эти посягательства помогли колонистам понять, что они не свобод ны, колонисты видели свою свободу в беспрепятственном развитии собственности; главным для них была не столько абстрактно-тео ретическая свобода от иноземной власти, сколько практическая свобода, обеспечивающая их материальные интересы. Поэтому сво бода как естественное и неотъемлемое право виделась колонистам (и Джефферсон должен был это учитывать) как гарантия свободы собственности. Практически свобода в Декларации независимости включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться
своими материальными благами, т. е. право на собственность.
Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимо сти, создается людьми для охраны естественных прав человека, и власть правительства проистекает из согласия народа повиновать ся ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения власти правительства (создается народом) и такого условия ее существо вания (согласие народа) народ вправе изменить или уничтожить существующую форму правления (существующее правительство), что "долгом и правом" людей является свержение правительства, стремящегося к деспотизму. Право на революцию обосновано, и обосновано убедительно.
Далее в Декларации независимости содержатся 27 пунктов об винения английского короля в стремлении к деспотизму, дающих
Гл. 14. Политические и правовые учения в США в XVIII в. 311
основание провозгласить "именем и властью доброго народа коло ний наших" отделение их от Англии (свержение правительства, стремящегося к деспотизму, — право на революцию) и образова ние независимых Соединенных Штатов.
Для характеристики политических взглядов Джефферсона важ но обратить внимание на то, что в составленном им проекте Декла рации независимости было не 27, а 28 пунктов обвинения англий ского короля. Пункт, не попавший в окончательный текст Деклара ции в результате решительных возражений плантаторов южных колоний, осуждал процветавшее в южных колониях рабство не гров. Джефферсон был убежден, что оно противоречит человечес кой природе и естественным правам людей. Поэтому в проекте Декларации он обвинял английского короля в том, что "захватывал людей и обращал их в рабство в другом полушарии, причем часто они погибали ужасной смертью, не выдерживая перевозки".
Джефферсон вошел в историю политической мысли и в исто рию Нового времени в целом как автор Декларации независимости Соединенных Штатов. Значение Декларации не только в том, что она провозгласила образование США, но и еще более в провозгла шении наиболее передовых политических и правовых взглядов и представлений. Идеи Декларации и самого Джефферсона оказыва ли и продолжают оказывать влияние на политическую жизнь в США.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1073;