Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
В процессе обсуждения проблем свободы, равенства и собствен ности некоторые просветители обосновывали коммунистические идеалы.
Морелли (около 1715—?) — французский просветитель. О жиз ни Морелли известно мало. Под этим именем в середине XVIII в. опубликовано несколько произведений (например, "Базилиада"), причем главная книга Морелли — "Кодекс природы, или истинный дух ее законов" (1755 г) долгое время приписывалась Дидро.
"Кодекс природы" содержит теоретическое обоснование строя, основанного на общественной собственности, и нечто вроде проекта конституции бзщущего общества: "Образец законодательства, соглас ного с намерениями природы".
В политико-правовой концепции Морелли заметно влияние идей Платона, содержащихся не только в книге "Государство" (критика частной собственности, обоснование общности имуществ и государст венного руководства общественной идеологией), но и в сочинении "Законы" (детальная регламентация законами всех сторон жизни граждан).
Морелли изображает естественное состояние как золотой век, когда люди подчинялись только законам природы, предписываю щим общность имуществ и всеобщую обязательность труда. Обще ством управляли отцы семей, ведавшие организацией труда и вос питанием.
Морелли писал, что конец естественному состоянию (отказ от законов природы) положило не соглашение народа, а процесс на громождения ошибок, главная из которых — "чудовищный раздел произведений природы". На каком-то этапе истории, рассуждал Морелли, кто-то когда-то разделил имущество. Учреждение част ной собственности исказило страсти людей, породило жадность. Возникла "всеобщая чума — частный интерес — эта изнурительная болезнь всякого общества". В результате для подчинения людей
288 История политических и правовых учений
порядку пришлось издать великое множество "жестоких и крова вых законов, против которых природа не перестает возмущаться". Морелли возражал Монтескье, различавшему принципы демо кратии, аристократии, монархии и деспотизма. "Все они покоят ся, — писал Морелли, — в большей или меньшей мере, на соб ственности и интересе". При сохранении частной собственности, рассуждал Морелли, концентрация богатств неизбежно ведет к тому, что демократия превращается в аристократию, аристократия — в монархию, а та — в тиранию; поэтому совершенно бессмысленно искать наилучшую форму правления; пока не уничтожены соб ственность и порожденные ею частные интересы, никакие полити ческие преобразования не приведут к положительному результату. Морелли излагает понимание свободы, аналогичное идеям Уин- стенли: "Истинная политическая свобода человека состоит в бес препятственном и безбоязненном пользовании всем, что может удов летворить его естественные и, следовательно, законные желания". Такая свобода обеспечивается только восстановлением обществен ной собственности, соответствующей природе человека. Поэтому первый "основной и священный" закон будущего общества гласит: "В обществе ничего не будет принадлежать отдельно или в соб ственность кому бы то ни было, кроме тех вещей, которыми он будет действительно пользоваться для своих нужд и удовольствий
или для своего повседневного труда".
К "основным и священным" относятся также законы, опреде ляющие право и обязанность каждого гражданина трудиться "со образно своим силам, дарованиям и возрасту", право получать про кормление и содержание на общественный счет.
Кроме "основных и священных" в "Кодексе природы" содер жатся законы распределительные, или хозяйственные, земельные, об общих порядках, о роскоши, о форме правления, о воспитании, о научных занятиях, о наказаниях и др. (всего 118 законов).
Морелли полагал, что все стороны жизни граждан должны де тально регламентироваться правом. Законы определяют, кто в ка ком возрасте чем должен заниматься (ремесло, земледелие), когда какую одежду носить, когда вступать в брак. Предписано даже, в каких науках допускается свобода проницательности ума, в каких вольнодумство запрещается.
Считая свою теорию единственно научной, отражающей истин ный дух законов природы, Морелли полагал необходимым принять особые меры для того, чтобы человечество в будущем не отклони лось от этих законов. В обществе будут запрещены умозрения в области "морали и метафизики" (к ним относятся общие понятия о божестве, человеке, разуме). Будут разрешены исследование тайн природы (прикладные, полезные науки) и усовершенствование по лезных для общества искусств. Однако число лиц, посвятивших
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 289
себя наукам и искусствам, будет ограничено, причем они не осво бождаются от обязательного для всех (от 20 до 25 лет) труда в земледелии.
Строгая цензура и государственный надзор за науками и ис кусствами, тотальная регламентация жизни, деятельности, помыс лов, вкусов, одежды, семейного положения каждого члена обще ства оправдывались тем, что интересы общества стоят выше инте ресов личности.
Морелли — сторонник централизованного в масштабах страны производства и распределения, строго регламентированных зако ном и управляемых государственной властью. Основная задача го сударства — охранять законы, не допуская повторения ошибок, уже породивших когда-то возникновение частной собственности и связанные с ней бедствия. Государство организуется как орудие осуществления законов природы, т. е. лишь как власть исполни тельная и наблюдательная.
В проекте законов будущего общества Морелли описывает ори гинальную форму организации власти, основанной на суверените те законов природы. Нация делится на провинции, провинции включают города, которые делятся на трибы, трибы — на семьи. Из отцов семейств образуется сенат города, из представителей го родских сенатов — Верховный сенат Нации. Сенаты подчинены власти законов.
Особенность государственного устройства в том, что все долж ности замещаются "по очереди" — освободившуюся должность за нимает (на год или пожизненно) тот из состоящих на предшествую щей должности, чья очередь подошла (отец семейства становится главой трибы, глава трибы — начальником города и т. д.). Своеоб разный проект демократии без выборов связан, очевидно, с отрица тельным отношением Морелли к политической деятельности, с опа сением, что выборы могут в какой-то мере поколебать равенство членов общества.
Главы триб, начальники городов и провинций, глава Нации осу ществляют надзор за соблюдением законов, за работами, снабжением и распределением.
Еще одна система должностных лиц образуется из мастеров и старшин корпораций (производственных объединений); они входят в советы городов, посылающих депутатов в Е!ерховный совет На ции, подчиненный Верховному сенату. Сенаты запрашивают мне ние советов по вопросам производства, труда, воспитания, распре деления и другим и учитывают его при принятии решений. Сочета ние этих двух систем (общенациональной и производственной) ор ганов и должностных лиц должно обеспечить компетентность руко водства процессами производства, потребления, воспитания.
290 История политических и правовых учений
Подобно ряду других коммунистов Морелли предполагал со хранение в будущем обществе уголовных законов. Наиболее тяж кими преступлениями признаются убийство, а равно попытка "по средством интриги либо иным путем уничтожить священные зако ны с целью ввести проклятую собственность". Виновный заключа ется "на всю жизнь, как буйный помешанный и враг человечества, в построенную на кладбище пещеру".
Менее тяжкие преступления (неповиновение должностным ли цам или родителям, оскорбление словом или действием) должны караться тюремным заключением от одного дня до нескольких лет. В числе наказаний — лишение права занимать определенные дол жности на время или навсегда.
Путь к восстановлению попранных законов природы Морелли видел в просвещении. Как и другие просветители того времени, он надеялся на философов-правителей, способных исправить ошибки политики и морали.
Учение Морелли оказало значительное влияние на последую щее развитие политико-правовой идеологии. Ряд идей Морелли развивал Мабли. Затем на "Кодекс природы" ссылались Бабёф и другие участники "Заговора во имя равенства" (см. § 7). Учение Морелли повлияло и на идеи коллективистов и коммунистов Фран ции первой половины XIX в., особенно на книгу Э. Кабэ "Путеше ствие в Икарию" (см. гл. 19).
Габриэль Бонно де Мабли (1709—1785) родился в дворянской семье и получил религиозное образование. Отказавшись от духов ной карьеры, он занялся изучением античной литературы, истории и философии. Мабли написал много сочинений по истории, между народному праву, морали и политике. Его политическое и правовое учение сложилось под сильным влиянием теории Руссо, а также идей Морелли.
Описывая (вслед за Морелли) республику, "где первым зако ном было бы запрещение владеть собственностью", Мабли замеча ет, что такой счастливый строй общества сейчас мог бы быть осно ван разве только на каком-нибудь пустынном острове людьми, сво бодными от предрассудков и неискоренимых страстей Европы. Мабли доказывал, что общность имуществ идеальна для человече ства, но она неосуществима не только из-за "испорченности" лю дей, но и еще более из-за деления общества на противоположные классы и отсутствия сил, способных" взять на себя осуществление коммунистического идеала. "Но оставим Платона; и не бойтесь, — писал Мабли, — ...что я вздумаю основать республику более совер шенную, чем платоновская; у меня нет материала, чтобы соору дить такое здание". "Вот на берегу Огайо или Миссисипи, — го рестно добавлял Мабли, — Платон мог бы учредить свою респуб лику".
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 291
В наиболее известной своей книге "О законодательстве или прин ципы законов" (1776 г.) Мабли отказывался от идей общности иму- ществ, но еще резче, чем в предыдущих сочинениях, порицал по роки и бедствия, проистекающие из частной собственности. Она неизбежно порождает неравенство имуществ, неотвратимо веду щее к деспотизму, утверждал Мабли: "Едва богатства приобретут какой-то вес, богатые пытаются захватить государственную власть. Незаметно для себя государство оказывается во власти деспотиз ма, а глупость народа навеки закрепляет его порабощение".
Мабли делает вывод: лучше всего, чтобы нация была настолько бедна, чтобы богатых вообще не было бы и быть не могло. "Чем беднее нация, — рассуждал Мабли, — тем меньше склонна она к честолюбивым замыслам и к тирании... Богатства, по природе сво ей, не могут сочетаться с хорошими законами... Чем больше зако ны научат нас довольствоваться малым, тем больше они скрепят связи общества, ибо они разовьют и поддержат наши социальные качества."
Мабли, как и Руссо, считал невозможным ликвидировать час тную собственность, породившую жадность. Но он предлагал огра ничить частную собственность законами: "Устройте свои законы так, чтобы я довольствовался умеренным состоянием. Покажите мне, что богатства бесполезны". Для этого, полагал Мабли, нужно запретить торговлю, вместо денежных взносов (налогов) требовать от граждан услуг, отменить завещания; дробить состояния между наследниками, определить законом предел владения каждого граж данина, ввести аграрные законы. Не следует допускать бесполез ных искусств. Весьма важны, согласно учению Мабли, законы про тив роскоши. "Они должны распространяться на все: на мебель, жилища, стол, слуг, одежду; если вы что-нибудь оставите без вни мания, вы откроете путь для злоупотреблений, которые распрост ранятся на все. Чем суровее будут законы, — писал Мабли, — тем менее опасным будет неравенство имуществ".
Детальное регулирование законами хозяйственных и многих бытовых отношений, искусственное поддержание бедности, искоре нение роскоши и искусств, тотальный государственный надзор и строгие наказания должны, по мысли Мабли, обеспечить всеобщее равенство граждан при сохранении строго ограниченной частной собственности.
Сочинения Мабли оказали влияние на развитие коммунисти ческой идеологии во Франции. Бабёф назвал "абзацем из Мабли" основной программный документ "Заговора во имя равенства". После революции с критикой идей Мабли выступали идеологи либера лизма.
Во Франции XVIII в. возникли и развивались теории общин ного безгосударственного коммунизма. Одна из них изложена в про-
292 История политических и правовых учений
изведении сельского священника Жана Мелье (1664—1729), во шедшем в историю под названием "Завещание".
В концепции Мелье нет идеи общественного договора, положив шего начало обществу и государству. Коль скоро для общего труда необходимо объединение усилий народа и управление им, невозмож но предположить реальное существование обособленных, отдель ных индивидов, а тем самым "естественного состояния", предше ствовавшего общественному. Что касается современного государ ства, то начало ему положено не "всеобщим соглашением", а обма ном, насилием, принуждением, при помощи которых на спины трудящегося народа взвалили целую махину тиранов, попов, дво рян, чиновников.
В "Завещании" порицается частная собственность. Она порож дает жадность; отсюда — обогащение наиболее сильных, хитрых и ловких, злых и недостойных, с одной стороны, обнищание народ ных масс — с другой.
Осуждение феодализма и частнособственнического строя в уче нии Мелье связано идеей народной революции.
Будущее общество Мелье представлял в самых общих чертах. Жители каждой деревни, города, местечка должны составить общи ну. Они будут "сообща пользоваться одной и той же или сходной пищей, иметь одинаково хорошую одежду, одинаково хорошие жи лища, одинаково хороший ночлег и одинаково хорошую обувь; с другой стороны, должны все одинаково заниматься делом, т. е. тру дом или каким-нибудь другим честным и полезным занятием".
Об организации управления в будущем обществе Мелье писал кратко: "Все это должно происходить не под руководством лиц, желающих властно-тиранически повелевать другими, а исключи тельно под руководством самых мудрых и благонамеренных лиц, стремящихся к развитию и поддержанию народного благососто яния".
Сочинение Мелье распространялось в рукописях; извлечения из него, опубликованные Вольтером, содержали почти исключи тельно философские и антирелигиозные идеи.
Оригинальную концепцию безгосударственного коммунизма раз работал бенедиктинский монах Леже-Мари Дешан (1716—1774), со чинение которого "Истина, или Истинная система" в рукописи чи тали Дидро и другие просветители.
История человечества, по Дешану, делится на три этапа. Сна чала было "состояние дикости", когда люди не знали ни собственно сти, ни власти, ни законов; они были разъединены и невежественны. Затем люди перешли в "состояние законов", когда возникли неравенство, собственность, а также укрепляющие их законы чело веческие и божественные. "Состояние законов" бедственно для че ловечества. Неравенство достигло крайних степеней. Социальный
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 293
порядок поддерживается насилием (человеческие законы, "шпа га") и обманом (божественные законы, церковь). Полезные сосло вия (земледельцы, ремесленники, пастухи) находятся в пренебре жении и угнетении, над ними господствуют бесполезные сословия (дворяне, духовенство, чиновники). Царят "безумие нравов", обман и насилие.
Постепенное раскрытие и распространение истины должно обус ловить переход к "состоянию нравов, равенства, или истинного ес тественного закона", в котором исчезнут частная собственность, законы, короли, сословия. В "состоянии нравов" не будет религии, войн, судов, торговли, мошенничества, банкротства, спекуляции, воровства, уголовных законов, городов, храмов, лувров, крепостей, арсеналов, трибуналов, монастырей, академий, госпиталей, тюрем. Люди будут жить поселками, сообща работать и пользоваться об щими домами, амбарами, складами, постройками. Жизнь станет простой и близкой к природе. Исчезнут все произведения искусст ва, театры, величественные дворцы, сады и парки, изысканные блюда, драгоценные камни и т. п. Будут сожжены все книги. Люди будут носить простые удобные одежды, употреблять в пищу хлеб, овощи, фрукты, молоко, масло, мед, яйца. Все будут абсолютно равны в моральном отношении. Сознание морального единства лю дей и простота жизни приведут к отпадению надобности не только в принуждении, но и в руководстве, управлении.
Идеи безгосударственного коммунизма обосновывал также Сгшъ- вен Марешалъ (1750—1803). Уже в период революции, в 1793 г., он писал, что в начале истории был период патриархального правле ния, когда люди жили семьями. Затем в результате ошибки воз никло гражданское общество; в нем царят всеобщий эгоизм, скры тая война людей, обездоленное большинство которых поддержива ет существование горстки сибаритов-деспотов. Пороки граждан ского общества не зависят от формы правления Все правительства мира являются дефектными. Политические преобразования ничуть не улучшают положение вещей. Человек исчерпал все возможные формы правления. Наступило время, чтобы он вернулся к исходно му пункту.
Возвращение человечества к первоначальной свободе Марешаль мыслил как отделение от современного общества маленьких ассо циаций, или семей (по 100 человек), поселяющихся на пустующих землях. В конечном счете распад гражданского общества на общи ны-поселения приведет к исчезновению политической власти, за конов, кодексов, конституций. При новом патриархальном правле нии не должно быть других различий между людьми, кроме раз личий по полу, возрасту и семье. Не будет больших городов, исчез нут многие искусства. "Ну и что же? Будет меньше статуй и боль ше людей".
294 История политических и правовых учений
После термидорианского переворота 1794 г. Марешаль принял участие в "Заговоре во имя равенства". Его позиция по вопросам об управлении и об искусствах стала предметом дискуссии участни ков заговора (см. § 7).
§ 6. Политико-правовая идеология Франции в период Великой революции
Начало Великой французской революции положили созыв Ге неральных штатов, образование Национального собрания, вскоре провозгласившего себя Учредительным (Конституционным) собра нием, восстание парижского народа и взятие Бастилии. Явная по беда над Старым порядком создала условия для осуществления идей Руссо, Монтескье и других просветителей.
Важным достижением революции стала Декларация прав чело века и гражданина (провозглашена 26 августа 1789 г.).
В декларации все люди объявлялись свободными и равными в правах. Провозглашались естественные и неотъемлемые права че ловека: свобода, собственность, безопасность и сопротивление уг нетению. Свобода определялась как возможность делать все, что не приносит вреда другому. "Все. что не воспрещено законом, то дозволено". В соответствии с теорией Руссо закон определялся как "выражение общей воли". Вместе с тем, сообразно теории Локка и Монтескье, признавалась необходимость разделения властей: "Об щество, в котором не обеспечено пользование правами и не прове дено разделение властей, не имеет конституции". Влияние идей Монтескье сказалось и в том, что значительное внимание в декла рации уделено принципам уголовного права и процесса, от кото рых, писал автор "Духа законов", зависит политическая свобода. Соответственно, в декларации закреплены презумпция невиновно сти, недопустимость произвольных арестов, запрет обратной силы уголовного закона и другие прогрессивные принципы.
Собственность названа правом священным и неприкосновенным. Установление и взимание налогов ("общих взносов") допускается лишь с согласия граждан или их представителей, имеющих также и право следить за расходованием собранных налогов.
Скептически относясь к возможности осуществления широкой непосредственной демократии в большой стране, составители дек ларации заменили идею народного суверенитета Руссо идеей суве ренитета нации: "Источник суверенитета зиждется по существу в нации".
В соответствии с основной идеей Просвещения ("все зло от не вежества") необходимость принятия и провозглашения деклара ции ее составители объясняли тем, что "лишь невежество, забве-
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 295
ние прав человека и пренебрежение к ним являются единственны ми причинами общественных бедствий и пороков правительств". Основные положения декларации сформулированы абстрактно, так, чтобы они могли быть восприняты любым народом, освобождаю щимся от феодального деспотизма. Исходя из идеи естественного равенства людей, авторы стремились создать декларацию прав для всех народов и на все времена.
Идейные вожди и теоретики Национального собрания (их на зывали — "конституционалисты") стремились законодательно закрепить итоги революции и стабилизировать развитие Франции. В Конституции 1791 г. конкретизированы и несколько дополнены права и свободы, установленные Декларацией 1789 г. Провозгла шены некоторые социальные права, обещано организовать народ ное бесплатное образование, а также создать учреждения для при искания работы безработным и для облегчения участи неимущих и убогих.
Развивая идею "национального суверенитета", конституциона листы отказались от непосредственной демократии: "Нация, кото рая является единственным источником всех властей, может осу ществить их лишь путем уполномочия. Французская конституция носит характер представительный; представителями являются за конодательный корпус и король".
Основой Конституции было разделение властей по образцу, из ложенному Монтескье, с тем существенным коррективом, что за конодательную власть осуществляло однопалатное Национальное собрание (все сословные различия были упразднены в начале ре волюции). Монарх наделялся титулом "король французов"; его пол номочия были обширны, но в конституции подчеркивалось подчи нение исполнительной власти закону.
Существенным отступлением от идей равенства граждан стало их деление на "активных" и "пассивных" на основе имущественно го ценза. В процессе подготовки конституции в обоснование иму щественного ценза выдвигались примерно те же доводы, что и во времена Английской революции: утверждалось, в частности, что неимущее большинство, получив политические права, может по сягнуть на собственность; только состоятельные люди способны по лучить образование; только они заинтересованы в процветании стра ны, где находится их имущество; несправедливо и опасно давать право участвовать в учреждении налогов тем, кто их не платит.
Свойственная Просвещению вера во всесилие закона вырази лась в том, что Конституцией 1791 г. был установлен такой по рядок ее пересмотра, что она не могла быть изменена в течение примерно 8—10 лет после ее принятия. Однако эта конституция действовала чуть более года (с 3 сентября 1791 г. по 21 сентября 1792 г.).
296 История политических и правовых учений
На волне широкого недовольства политикой короля Якобин ский клуб и Парижская коммуна организовали 20 августа 1792 г. штурм королевского дворца парижанами и марсельскими добро вольцами. После свержения короля был избран на основе всеобще го (для мужчин) избирательного права Национальный Конвент.
Ведущее положение в Конвенте поначалу принадлежало жи рондистам. Жирондисты считали, что цели революции в основном достигнуты в результате упразднения сословных привилегий, про возглашения республики и учреждения всеобщего избирательного права; дальнейшее развитие Франции, по их замыслам, должно осуществляться в порядке текущего законодательства. Их трево жило нарастающее бунтарство социальных низов в Париже, где события порой выходили из-под контроля законных органов влас ти. Для ослабления внутренних противоречий в стране жирондис ты предлагали развернуть революционную войну Франции против феодальных монархий.
В основе подготовленного жирондистами проекта Конституции лежали идеи народного суверенитета Руссо, принципы сочетания представительной и непосредственной демократии. Ссылаясь на идеи Руссо, Монтескье и других просветителей, жирондисты утвержда ли, что для учреждения республики в такой большой стране, как Франция, необходима федерация; о том уже свидетельствовал опыт США. Поэтому в их проекте конституции предусматривалось рас ширение прав департаментов и ослабление центральной власти Парижа.
Жирондисты пытались помочь голодающим и малоимущим; был принят закон о максимальных ценах на зерно (первый "макси мум"). Но якобинцы — наиболее экстремистская часть Конвен та, — при поддержке Парижской коммуны организовали (в ночь с
30 на 31 мая 1793 г.) свержение жирондистов, стали господствую щей партией в Конвенте, а затем и во всей Франции (было создано более 40 000 якобинских комитетов и клубов, руководимых из Па рижа).
Якобинским Конвентом в том же году была принята новая Кон ституция. В Декларации прав человека и гражданина, предпослан ной Конституции 1793 г., провозглашались в основном те же права, что и в Декларации 1789 г.: равенство, свобода, безопасность, соб ственность. Поначалу Робеспьер предлагал не включать собствен ность в число естественных прав человека, рассматривая ее как только гражданское (т. е. подлежащее государственному регулиро ванию) право, но под давлением большой части Конвента изменил свои взгляды. В Декларации 1793 г., принятой якобинским Конвен том, подробно и конкретно определены право собственности и сво бода предпринимательской деятельности: "Право собственности состоит в принадлежащей каждому гражданину возможности поль-
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 297
зоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и своего промысла... Гражданам не может быть воспрещено заниматься каким угодно трудом, зем леделием, промыслом, торговлей".
В якобинской декларации и конституции воспроизводились со державшиеся в Конституции 1791 г. положения о некоторых со циальных правах: право на образование, государственное обеспе чение, на пропитание неимущих, трудоустройство безработных. В декларации содержалось теоретическое обоснование свобод мыс ли, печати, собраний, совершения религиозных обрядов: "Необхо димость провозглашения этих прав предполагает наличие деспо тизма или живое воспоминание о нем".
Право на сопротивление угнетению получило обширное и яр кое воплощение как право оказать сопротивление силой осуществ лению незаконного акта, право и обязанность восстания против правительства, нарушающего права народа. Положения о власти строились в соответствии с теорией Руссо: "Суверенитет зиждется в народе: он един, неделим, не погашается давностью и неотчуж даем".
Отказавшись от свойственных Конституции 1791 г. понятий "раз деление властей" и "суверенитет нации", Конституция 1793 г. от вергла и усложненный порядок изменения конституции: "Народ всегда сохраняет за собой право пересмотра, преобразования и из менения своей Конституции. Ни одно поколение не может подчи нить своим законам поколения будущие".
В Конституции 1793 г. представительная демократия органи чески соединялась с непосредственной демократией: Законодатель ный корпус предлагал законы, народ их принимал.
В якобинской Конституции многое было взято из жирондист ского проекта; главным противоречием их конституционных идей было отношение к форме государственного единства. Если жирон дисты, следуя Руссо и Монтескье, были за федерацию департа ментов, то в якобинской конституции сказано: "Французская рес публика едина и неделима". После "федералистского восстания" в Лионе якобинцы стали приравнивать "федералистов" к изменни кам родины, контрреволюционерам, врагам народа.
Конституция 1793 г. была принята Конвентом (24 июня 1793 г.), утверждена плебисцитом, но никогда не была введена в действие. Нашествие армий феодальных монархов, контрреволюционные и антиякобинские восстания, перераставшие в гражданскую войну, побудили Конвент ввести революционный порядок управления "вплоть до заключения мира". Стремясь оправдать отступления от демократии, террор и другие чрезвычайные меры, Робеспьер, го воря о принципах революционного правления, опирался на рас суждения Руссо о диктатуре, заставляющей умолкнуть все зако-
298 История политических и правовых учений
ны, когда речь идет о спасении отечества. "В подобных случаях, — писал Руссо, — общая воля несомненна, так как очевидно, что глав ное стремление народа заключается в том, чтобы государство не погибло". Развивая эти мысли, Робеспьер разъяснял Конвенту, что революционное правительство, в отличие от правительства кон ституционного, "опирается на самый священный из всех зако нов — спасение народа; на самое неоспоримое из всех прав — необходимость".
Якобинцы организовали революционную армию, способную от разить интервенцию, создали могучий аппарат подавления загово ров и восстаний внутри страны. В период якобинской диктатуры были окончательно упразднены феодальные права и возвращены крестьянам общинные земли. Для борьбы со спекуляцией опреде лялись максимальные цены на продукты и предметы массового потребления.
Якобинцы искореняли феодальную собственность на землю, но в период их правления действовал декрет о смертной казни за одно лишь предложение "аграрного закона" и всякого другого за кона против земельной, торговой и промышленной собственности. Они осуществляли революционные меры против спекуляции, рек визировали продовольствие и устанавливали максимальные цены, но провозгласили частную собственность естественным правом и порой проявляли робость и непоследовательность в обеспечении неимущих. Они провозгласили право на труд, но установили мак симум заработной платы и оставили в силе закон Ле-Шапелье, запрещавший организацию рабочих союзов и собраний. Пытаясь смягчить социальные противоречия и идейно объединить все слои общества, сторонники Робеспьера декретировали общеобязатель ную "гражданскую религию", но породили возмущение и яростный протест инакомыслящих против насильственного навязывания ис кусственной религии. Якобинцы провозгласили беспощадный террор против аристократов и контрреволюционеров, но более 90% жертв этого террора составили представители третьего сословия. Стре мясь к единомыслию, сторонники Робеспьера уничтожали "уме ренных", предлагавших смягчить чрезвычайные меры (жирондис тов, дантонистов и др.), но столь же беспощадно они истребляли "неумеренных", призывавших ужесточить террор и углубить ре волюцию (эбертистов, "бешеных" и др.). В конце концов, по якобин ским декретам в категорию "врагов народа" и "подозреваемых", подлежащих трибуналу и казни, попало практически все населе ние Франции кроме Робеспьера и нескольких его сторонников. По этому термидорианский переворот (27 июля 1794 г.), положивший конец вакханалии якобинского террора, почти не встретил сопро тивления.
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 299
В процессе развития революции некоторые мыслители, при надлежавшие к якобинскому клубу (Буассель) либо сочувствую щие жирондистам (Ретиф), выдвигали проекты переустройства Франции на основе общности имуществ. Тогда же появились тер мины "коммунисты", "коммунизм". Эти проекты сколько-нибудь широкой поддержки и известности в тот период не получили.
§ 7. Проблемы государства и права в документах "Заговора во имя равенства"
Переворот 9 термидора (27 июля 1794 г.) положил конец яко бинскому террору. Вскоре были отменены законы якобинской дик татуры, ограничивавшие цены на товары и размер заработной пла ты ("максимумы"). В 1795 г. была принята новая Конституция, уп разднявшая не только аппарат якобинской диктатуры, но и ряд демократических завоеваний предшествующего периода револю ции. По Конституции 1795 г. исполнительную власть осуществляла Директория (из пяти человек).
Отмена якобинских "максимумов" и других мер, сдерживав ших развитие торговли и промышленности, привела к бурному развитию коммерции и спекуляции. Правительство (Исполнитель ная директория) жестоко подавляло выступления народных масс, требовавших "хлеба и Конституции 1793 года".
В марте 1796 г. Бабёф, Марешаль и другие революционеры создали "Тайную директорию общественного спасения" для про должения революции и установления подлинного равенства (впос ледствии общество называлось "Повстанческий комитет обществен ного спасения"). Общество создавало и распространяло революци онные и демократические сочинения, стремилось объединить силы народа с силами армии. В мае того же года заговор был раскрыт; Бабёф и Дартэ были осуждены к смерти и казнены, другие участ ники заговора приговорены к ссылке.
Признанным руководителем и теоретиком тайного общества был Гракх Бабёф (1760—1797). Его авторитет был настолько высок, что участников заговора часто называют бабувистами, а разработан ную ими доктрину — бабувизмом. Программным документом об щества стал "Анализ доктрины Бабёфа, народного трибуна, пре следуемого Исполнительной директорией за то, что он высказыва ет правду".
Бабёф и его единомышленники писали, что богачи завладели государством "и в роли хозяев диктуют тиранические законы бед няку, скованному нуждой, униженному невежеством и обманутому религией".
300 История политических и правовых учений
Бабёф, поначалу одобривший свержение Робеспьера, прекра щение террора и роспуск Якобинского клуба, вскоре изменил свои взгляды. Под влиянием опыта якобинской диктатуры бабувисты разработали план революционного правительства, необходимого на период искоренения частной собственности, организации общест ва на основе подлинного равенства и общественной собственности. Началом этого периода будет свержение Исполнительной дирек тории.
Бабувисты предполагали начать восстание в Париже, откуда революционное движение "легко сообщилось бы демократическим элементам во всей республике". В день восстания должен был быть учрежден Национальный конвент, состоящий из революционеров.
Должны были быть приняты законодательные меры против бо гачей. Все лица, не занятые полезным трудом, объявляются "ино странцами". Они не пользуются политическими правами; под стра хом смертной казни им будет запрещено иметь оружие; революци онное правительство может отправлять "иностранцев" в места ис правительного труда. "Богачи, не желающие отказаться от своего избытка в пользу неимущих, являются врагами народа".
Одновременно должны были осуществляться меры, направлен ные на постепенное искоренение частной собственности. К ним от носятся: упразднение права наследования; отмена денег; взимание налогов натурой, причем общий размер налогов ежегодно увеличи вается вдвое, а их сумма распределяется в прогрессивном порядке; запрет частной торговли с другими народами и т. д.
В самом начале революции будет создана Большая националь ная община, организованная на коммунистических началах. Ей пе редается имущество национальное, общинное, конфискованное у врагов революции; собственность общины постоянно возрастает за счет имущества вступающих в нее граждан. Национальная общи на является наследником всех собственников. В общину принима ются все желающие, в нее зачисляется молодежь. Национальная община организуется как форма единого в масштабах страны, централизованного и регулируемого государством народного хозяй ства.
В результате законодательных мер переходного периода част ная собственность постепенно (в течение жизни одного поколения, поскольку право наследования отменяется) будет заменена общин ной собственностью; все станут членами Большой национальной общины. Достижение строя общности, или полного равенства, приве дет к демократизации государства. Большинству бабувистов демо кратическое государство представлялось необходимой формой об щества, основанного на общей собственности. Однако некоторые чле ны тайного общества высказывали иные взгляды на государство и право будущего.
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 301
Один из членов Повстанческого комитета Сильвен Марешаль (см. § 5) вообще был против управления и власти в будущем обще стве. Весной 1796 г. Марешаль вступил в Тайную директорию. Ему было поручено составить "Манифест равных".
Составленный Марешалем документ во многом соответствовал убеждениям членов тайного общества, которое, однако, не приняло его в качестве программного, так как не одобрило двух содержа щихся в "Манифесте" положений: "Пусть погибнут, если это необ ходимо, все искусства, только бы для нас осталось подлинное ра венство" и "пусть исчезнет, наконец, возмутительное деление на управляющих и управляемых".
По первому из этих положений дискуссия продолжалась; вто рое было отвергнуто. В будущем обществе предполагалось сохра нить государство и конституцию.
По плану бабувистов достижение строя общности даст возмож ность осуществить Конституцию 1793 г., принятую в период якобин ской диктатуры.
Стремясь представить свои планы как последовательное и ес тественное продолжение революционных и демократических идей якобинства, бабувисты в то же время резко осуждали содержащи еся в якобинской Конституции положения о частной собственности как о естественном неотъемлемом праве человека; были подготов лены и другие уточнения в тексте Конституции, направленные на ее демократизацию и согласование с принципами коммунистичес кого строя.
Теория Бабёфа и его единомышленников была наиболее детально разработанной концепцией коммунизма, основанного на государ ственном регулировании всех сторон общественной жизни. Произ водство, потребление, воспитание и обучение, общественная и лич ная жизнь граждан будущего общества должны были, по их мне нию, тотально регламентироваться при помощи права и государ ства. Их представления о будущем строе во многом подсказаны идеями Мабли и "Кодекса природы" Морелли. Мысль о вечности государства и права проистекала также из гиперболизации идеи равенства. Враждебность к частной собственности они доводили до отрицания ряда достижений культуры и цивилизации, требование материального равенства — до одинаковости людей, уравнения по требностей и талантов.
Существование и деятельность ученых людей тревожили ба бувистов по нескольким основаниям.
Во-первых, несоизмеримость физического и умственного труда была, по их мнению, опасна для равенства. Боязнь, что люди ум ственных занятий способны посягнуть на равенство и права людей, занятых физическим трудом, была особенно резко выражена в
302 История политических и правовых учений
"Манифесте плебеев", составленном Бабёфом и опубликованном в его газете "Народная трибуна".
"Превосходство талантов и предприимчивости, — писал Ба- бёф, — является лишь химерой и благовидным обманом, который всегда служил заговорщикам в их кознях против равенства и сча стья людей.
Нелепо и несправедливо притязать на большее вознагражде ние тому, чья работа требует более высокого уровня умственного развития, большего прилежания и напряжения ума; это нисколько не увеличивает вместимости его желудка. ...Только люди умствен ных занятий дали столь высокую оценку произведениям своего мозга; можно не сомневаться, что если бы это зависело от людей физического труда, они установили бы, что заслуги рук не меньше, чем заслуги головы... Поскольку приобретенные знания являются общим достоянием, они должны в одинаковой мере распределяться между всеми".
Участники заговора не восприняли безоговорочно эти идеи. Од нако дискуссия об ученых и об искусствах (в связи с "Манифестом равных" Марешаля) продолжалась.
Во-вторых, основанием настороженного отношения бабувистов к лицам, занятым умственным трудом, было опасение, что в резуль тате революции государственная власть может оказаться в руках политических интриганов и проходимцев, стремящихся обмануть народ и использовать его в своих корыстных целях.
Повстанческий комитет опасался порабощения народа учены ми людьми, монополистами знаний. Буонаротти писал: "Если — говорил Комитет — в государстве создастся класс, который один только будет сведущ в принципах социального искусства, в зако нах и управлении, то этот класс скоро найдет в своем умственном превосходстве и особенно в неосведомленности своих соотечествен ников секрет того, как создать для себя отличия и привилегии. Путем преувеличения важности оказываемых им услуг ему легко удастся заставить смотреть на себя как на необходимого отечеству покровителя. Приукрашивая свои дерзкие начинания предлогом общественного блага, этот класс будет все еще говорить о свободе и равенстве своим малопроницательным согражданам, уже подвер женным тем более жестокому порабощению, что это порабощение будет казаться им законным и добровольным".
Бабёф и его единомышленники видели, что в период револю ции народ часто становился жертвой политических интриг, сдобрен ных солидной дозой демагогии. Бабувисты понимали, что занятые тяжелым физическим трудом рабочие и крестьяне не имеют вре мени и возможностей разобраться в диалектических тонкостях ре чей, теорий и программ ученых людей и потому не могут отличить
Глава 13. Политические и правовые учения во Франции в XVIII в. 303
тех, кто действительно и искренне служит науке и народу, от де магогов, пустозвонов и краснобаев, опасных и вредных для народ ных интересов.
"*К бремени этих грустных размышлений, — писал Буона- ротти, — присоединялось соображение относительно мнения Ж.-Ж. Руссо, который, как гласит история, говорил, что нравствен ность и свобода никогда не шли рука об руку с расцветом искусств и наук".
В "Наброске проекта декрета об управлении" говорилось, что преподавательский и научный труд не будет признаваться полез ным трудом, если занимающиеся им лица не представят свидетель ства о гражданстве, выданного в установленной форме.
Общеобязательным и полезным бабувисты признавали преиму щественно физический труд. Предполагалось строго регламентиро вать образование, мебель, одежду, "чтобы так называемое изяще ство мебели и одежды уступило место деревенской простоте", пре секать "манию выставления напоказ своего остроумия и фабрико вания книг".
Всем гражданам должен быть обеспечен "одинаковый и чест ный средний достаток", "умеренный и скромный достаток". "Граж дане будут хорошо питаться, хорошо одеваться, усиленно развле каться при отсутствии всякого неравенства, всякой роскоши". Не будет ни столицы, ни больших городов; все дома и мастерские бу дут построены по одинаковым планам; участие в общественных трапезах обязательно; будет запрещено все, что не может быть предоставлено каждому; подрастающее поколение воспитывается в строжайшей умеренности, в спартанском духе; многие стороны жизни граждан строго регламентируются государством; вводится религия равенства с догмой бессмертия души.
Идеи Бабёфа и других участников тайного общества, процесс бабувистов, а затем издание одним из участников заговора (Буона- ротти) книги "Заговор во имя равенства, именуемый заговором Ба бёфа" (1828 г.), содержащей историю тайной организации и ее важ нейшие документы, оказали большое воздействие на развитие по литической идеологии коллективизма и коммунизма XIX в.
Заключение
Век Просвещения, как часто называют XVIII век, был вре менем высшего развития гуманистических и рационалистических начал, существовавших в политико-правовой идеологии. Острый кризис феодализма, неизбежность и близость революционных пре образований в наиболее развитых странах, единство третьего со словия в общей борьбе против феодализма обусловили широкое
304 История политических и правовых учений
распространение идеалистического убеждения в том, что после уничтожения феодального неравенства и деспотизма грядет эпоха всеобщего счастья, мира и благоденствия.
В этот период было завершено развитие ряда политико-пра вовых концепций, им были приданы классические формы. Таковы доктрина прав человека и гражданина, теория общественного дого вора, концепция всесилия разумного закона, доктрина разделения властей, теория представительной и непосредственной демократии и ряд других. Особенность соотношения содержания политико-пра вовых доктрин того времени и их программных положений состоя ла в том, что теоретические проблемы рассматривались чаще всего в связи с близкой перспективой их непосредственного претворения в практику.
Богатство содержания и сложность идеологии эпохи Просве щения обусловили ее могучее влияние на развитие всех направле ний политико-правовой мысли того времени и последующих вре мен, непреходящее значение и актуальность многих идей просве тителей.
ГЛАВА 14
Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость
Введение
США как независимое государство возникли в результате ос вободительной войны 1775—1783 гг. английских колонистов против метрополии.
Активное развитие борьбы против колониального господства Англии, стремившейся не допустить самостоятельного экономичес кого развития североамериканских колоний, относится к 60-м го дам XVIII в. В те годы вопрос об отделении от метрополии еще не ставился. Колонисты ограничивались тогда требованиями уравне ния политико-правового режима в колониях с режимом, существо вавшим в Англии, в том числе представительства колонистов в английском парламенте и отмены несправедливого налогообложе ния. Эти требования теоретически обосновывались принципами ан глийского общего права и конституционности, оформившейся с за вершением английской революции. С 70-х годов требования коло нистов радикализируются, и в обоснование их берется естествен но-правовая доктрина, разработанная к тому времени в Западной Европе.
В работе I Континентального конгресса (1774 г.) сохраняются еще оба идейных направления — в принятой конгрессом Деклара ции прав источниками права колонистов объявлялись "законы при роды, британские конституционные установления и колониальные хартии". Конгресс провозгласил, что колонисты обладают естествен ными правами на жизнь, свободу и собственность, всеми правами жителей метрополии и всеми правами, содержащимися в колони альных хартиях, что "права и свободы американских поселенцев не могут быть отняты у них или ограничены какой-либо властью без согласия самих колонистов".
Решающее воздействие на формирование политической и пра вовой мысли в колониях оказала естественно-правовая теория в трактовках Гоббса, Мильтона, Локка, Вольтера, Монтескье, Руссо. Наиболее крупными представителями политической и право вой идеологии США этого времени были активные участники осво бодительного движения в колониях и Войны за независимость То-
306 История политических и правовых учений
мае Пейн, Томас Джефферсон и Александр Гамильтон. По направ ленности их политических и правовых взглядов они принадлежали к различным течениям.
Пейн и Джефферсон — наиболее видные представители де мократических сил, внесших решающий вклад в победоносный ис ход Войны за независимость. Их идеи были особенно близки широ ким народным массам и легли в основу Декларации независимости 1776 г., сыгравшей важную роль в объединении колонистов в борь бе против английских колонизаторов. Гамильтон выражал интере сы финансовой и торгово-промышленной буржуазии, плантаторов, настроенных достаточно умеренно. Поскольку плодами победы в Войне за независимость воспользовались прежде всего они, взгля ды Гамильтона и оказали решающее влияние на Конституцию США 1787 г., в которой из идейного багажа Декларации независимости остались практически только идеи народного суверенитета и сво боды, упомянутые в преамбуле Конституции.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1013;