Т. Пейн о государстве и праве
Томас Пейн (1737—1809) относится к числу наиболее радикаль ных представителей демократической, политической и правовой идеологии периода Войны за независимость. Позднее других ее представителей включившись в освободительное движение коло ний (Пейн в 1774 г., т. е накануне начала Войны за независимость, переселился из Англии в Северную Америку), он первым среди них в 1775 г. в статье "Серьезная мысль" поставил вопрос об отде лении колоний от Англии и создании независимого государства. Он же в памфлете "Здравый смысл" (1776 г.) — наиболее известном его произведении — показал несовершенство государственного строя Англии и предложил название государства, которое должны обра зовать колонисты, — "Соединенные Штаты Америки". Идеи этого памфлета отразились в Декларации независимости, основным ав тором которой был Т. Джефферсон. Находясь во Франции во время начала революции там, Пейн приветствует ее и в 1791 г. публикует работу "Права человека", в которой защищает демократические права и свободы, провозглашенные во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.
Как и многие другие представители естественно-правовой тео рии того времени, Пейн различал естественные и гражданские права человека. Первые присущи ему по природе, "по праву его суще ствования". К ним Пейн относил право на счастье, свободу совести, свободу мысли. Этими правами человек обладал в естественном состоянии, которое, по Пейну, было историческим фактом (здесь он близок к Локку) и которое, по его мнению, сохранялось тогда еще у североамериканских индейцев.
Гл. 14. Политические и правовые учения в США в XVIII в. 307
С образованием общества и государства, которые Пейн разли чал ("общество создается нашими потребностями, а правительст во — нашими пороками... Первое — это защитник, второе — кара тель"), люди передали часть своих естественных прав в "общий фонд". Так возникают гражданские права, принадлежащие чело веку как члену общества. Это те права, которые человек не спосо бен защитить своей властью. К ним Пейн относил и право соб ственности — право приобретенное, а не естественное.
Как и Руссо, Пейн считал, что в естественном состоянии не существовало частной собственности на землю — земля была "об щей собственностью человеческого рода". Частная собственность появляется с переходом к земледелию, а также в результате "не доплаты работникам". Вместе с ней возникает и деление людей на богатых и бедных. По природе все люди равны в своих правах, а деление на богатых и бедных есть следствие появления частной собственности.
Одним из первых в Северной Америке Пейн еще в 1775 г. выс тупил против рабовладения и потребовал освобождения рабов.
Государство, по Пейну, возникает вслед за объединением лю дей в общество, ибо объединившиеся люди не способны сами со хранять справедливость в отношениях между собой. Целью госу дарства является не умаление прирожденных прав человека, а их обеспечение. Уступая часть своих прав обществу, человек оставля ет себе свободу мысли, совести и право делать для своего счастья все, что не вредит другому. Государство создается людьми по об щественному договору — единственно возможному способу обра зования государства. Поэтому верховная власть в государстве дол жна принадлежать самому народу. Из этой идеи народного сувере нитета Пейн делает вывод о праве народа учреждать или уничто жать любую форму правления — о праве народа на восстание и революцию. Этими же идеями народного суверенитета и права на революцию Пейн обосновал допустимость и необходимость отделе ния колоний от Англии и образования собственного независимого государства.
Анализируя формы государства, Пейн различал "старые" (мо нархические) и "новые" (республиканские) формы. В основу этой классификации были положены принципы образования правле ния — наследование или выборность. Пейн резко критиковал госу дарственный строй Англии и дореволюционной Франции. Правле ние, основанное на передаче власти по наследству, он называл "са мым несправедливым и несовершенным из всех систем правле ния". Не имея под собой никакой правовой основы, утверждал Пейн, такая власть неизбежно является тиранической, узурпирующей на родный суверенитет. Абсолютные монархии "являются позором для человеческой природы".
308 История политических и правовых учений
Республиканское правление, согласно идеям Пейна, должно быть основано на принципе народного представительства. Это "правле ние, учрежденное в интересах общества и осуществляемое в его интересах, как индивидуальных, так и коллективных". Поскольку в основе такого управления лежит народный суверенитет, постольку верховной властью должен обладать законодательный орган, изби раемый на основе всеобщего избирательного права как реализации естественного равенства людей.
С этих позиций Пейн критиковал Конституцию США 1787 г., в период принятия которой он находился в Европе. Так, в закрепле нии в Конституции системы "сдержек и противовесов" он справед ливо усматривал влияние теории разделения властей Монтескье, с которой не был согласен. Недостаток Конституции Пейн видел и в создании двухпалатного законодательного органа, формируемого на основе цензового избирательного права, существовавшего в шта тах. Слишком большим (шесть лет) был, по его мнению, срок пол номочий сенаторов. Единоличному главе исполнительной власти (президенту), предусмотренному Конституцией, он предпочитал кол легиального. Возражал Пейн и против наделения президента пра вом вето, против несменяемости судей, которые, как он полагал, должны переизбираться и быть ответственными перед народом. Наконец, Пейн утверждал, что каждое поколение должно само оп ределять, что соответствует его интересам, и поэтому иметь право изменять Конституцию .
Политические взгляды Пейна выражали демократические и революционные тенденции в освободительном движении колонис тов, интересы наиболее широких слоев. Они оказали громадное воз действие на ход и исход Войны за независимость. Более того, они повлияли на освободительное движение в Латинской Америке про тив испанского колониального господства и даже пересекли Атлан тический океан и на родине Пейна, в Англии, позже способствова ли формированию политической идеологии чартистского движе ния с его требованиями всеобщего избирательного права и ежегод ных выборов в парламент.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 758;