Взгляды исследователей на проблему детского изобразительного творчества
Определение «детского изобразительного творчества»
Способность творить (придумывать, сочинять, изображать, конструировать) во все времена, начиная с первых ступеней развития человечества, когда появлялись первые наскальные рисунки, скульптуры, элементарные постройки, высоко ценилась. Однако отношение к развитие творчества в отдельных исторических формациях было неоднозначным. В период первобытной культуры обучение и развитие происходило стихийно, на основе наблюдения за природой и копирования. В Древнем Египте в любом виде искусства строго соблюдались устоявшиеся каноны и правила. В Древней Греции обозначили необходимость предоставления возможности детям творить. Именно в этот период появляется множество трактатов, посвященных проблеме творчества и определению его значимости в жизнедеятельности человека.
Все последующие эпохи в той или иной степени касались проблемы творчества, и только в XIX в. ученые обратили внимание на детское творчество в целом и детский рисунок в частности. Так, педагоги А. Коменский, Ф. Фребель, И. Песталоцци придавали большое значение детскому рисованию. Они считали, что «оно доставляет детям удовольствие, и нельзя лишать их этой полезной забавы»1. Обучение детей рисованию рассматривалось как подготовка руки и глаза к письму, а также первая ступень общей системы обучения изобразительному искусству. Дети проходили подготовительный курс тренировки руки и глаза для передачи в дальнейшем объемной формы предметов на плоскости.
Значительный интерес к особенностям рисования детей возник в конце XIX — начале XX столетия. Рисование стало рассматриваться как деятельность, способствующая раскрытию потенциала ребенка и помогающая понять своеобразие его творческого развития, не зависящее от воспитания и обучения. Рассматриваться стал не процесс усвоения детьми изобразительных умений, навыков, а естественно протекающее, спонтанное развитие детского творчества.
В этот период в экспериментальной психологии и художественной педагогике велись поиски эффективных методов и средств развития детского творчества. Об этом свидетельствуют работы, в которых основной акцент ставился на детском рисунке, воспринимаемом как присущая детям форма отражения явлений действительности. Начиная со второго и третьего десятилетия XX в. исследователи обращают внимание на содержательную, смысловую сторону рисунка, поскольку появились данные исследований в психологии, изучавшей психику ребенка в сопоставлении с психическими проявлениями животных. И в этом случае на первый план выступала биологическая сторона творческого развития. Изучение детского рисунка вне воздействия внешних обстоятельств обусловило развитие биогенетической теории детского творчества.
В России идеи биогенетизма нашли развитие в исследованиях А. В. Бакушинского, К. Н. Вентцеля, Л. Г. Оршанского, Ф. И. Шмита, которые провозглашали самопроизвольное, спонтанное развитие детского изобразительного творчества, выступая против обучения детей рисованию.
Примерно в этот же период (конец XIX — начало XX в.) изменились взгляды в области педагогики, психологии, что оказало влияние на мировоззренческую установку методики обучения детей рисованию. В 1896 г. в Гамбурге проводится конгресс Общества преподавателей, на котором впервые выдвигается требование предоставить ребенку возможность спонтанной деятельности. Этот конгресс повлиял на практику обучения рисованию. Теперь не только в Германии, но и в США в начальной школе было введено свободное рисование вместо метода завесы и вычерчивания геометрических фигур. Чуть позже французская школа также взяла на вооружение теорию свободного рисования и постепенно стала внедрять ее в школы. Основные взгляды того времени, относимые как к биогенетической концепции, так и теории свободного рисования, отражены в табл. 1.
1. Прейер Вильгельм. Душа ребенка. — СПб., 1912. — С. 97.
Отношение к детскому изобразительному творчеству было неоднозначным и в последующие годы, со второй половины XX в. как в зарубежной, так и отечественной науке.
Так, в научной педагогической школе Германии исследователи склонны считать, что в основе детского изобразительного творчества лежит система занятий, направленных на усвоение детьми изобразительных умений и навыков, позволяющих им свободно рисовать в самостоятельной деятельности.
США. Противоположные взгляды культивировались в это время во многих американских школах. Там преобладало свободное творческое развитие детей, дети знакомились в основном с абстракционизмом, предпочтение отдавалось гиперболизации образа в рисунке. Свои педагогические предпочтения исследователи обосновывали тем, что через беспредметное искусство легче осуществлять арт-терапию, которая помогает малышу приобрести уверенность в своих силах. Конечно, данная позиция имеет все основания быть реализованной в работе с дошкольниками, но не сужает ли она функцию детского творчества? Ведь оно намного шире, чем просто лечение или коррекция с помощью искусства. Оно многогранно, и арт-терапия, арт-педагогика — лишь одни из его сторон.
Однако наряду с позицией свободного воспитания в американских научных школах существовал и другой подход, согласно которому работы детей не считались шедевром. По мнению представителей этой школы, дошкольники нуждаются в развитии постоянно, на любом возрастном этапе, но для этого важно подобрать средства, формы, содержание педагогического процесса, учитывающие возрастные (физиологические, психологические) и индивидуальные особенности детей. При этом ученые не высказывали сомнений по поводу оригинальности, художественно-изобразительной выразительности детских рисунков.
Таблица 1
Взгляды исследователей на проблему детского творчества в рисунке (конец XIX — 40-е гг. XX в.)
Исследователь, название работы | Основные положения | |
Конец XIX — начало XX в. | ||
В. Прейер1. Душа ребенка | Процесс развития детского рисунка непосредственно связан с психологическими мотивами ребенка. На каждом возрастном этапе эти мотивы приобретают свою, неповторимую окраску | |
К. Риччи2. Искусство ребенка | Дети в начале творческого пути, еще ничего не умея, пытаются рисовать предметы достаточно сложной формы. Одной из любимых тем для детей становится изображение человека. Детские рисунки отличаются от работ художников техническим несовершенством и своеобразной передачей формы. Это связано с тем, что у детей отсутствует изобразительный опыт, а потому рисунок становится для них неким изобразительным рассказом, в котором они отображают не то, что наблюдают в окружающем мире, а то, что знают о его предметах и объектах | |
К. Бюллер3. Духовное развитие ребенка | Речь оказывает непосредственное влияние на рисование детей, поэтому рисунок выражает обобщенный смысл, а не образы, созданные на основе чувственного познания окружающего. Детское рисование развивается в направлении, не свойственном для изобразительной деятельности, и в период полного овладения связной речью якобы затухает, подавленное более мощным средством выражения понятий — речью | |
Ж. Люке4. Детский рисунок | Детское рисование, как игра, направлено на создание изображения, в котором дети выражают свои впечатления, ощущения, чувства доступными средствами. Рисунок создается на основе представлений, которые в отношении к рисунку | |
Продолжение табл. 1
Исследователь, название работы | Основные положения |
играют роль «внутренней модели». «Модель» стоит между действительностью и детским рисунком. Восприятие, дающее ребенку все новые и новые данные о действительности, воздействуют и на рисунок благодаря изменению представлений. Влияние это не прямое, а опосредствованное. Из-за того что представления ребенка достаточно стабильны, рисунок становится схематичным. В детском творчестве наблюдается стадийность развития: стадии случайного, неудачного и интеллектуального реализма | |
К. Лампрехт5. Собирайте рисунки детей | Этапы в детском творчестве соответствуют культурно-историческим периодам развития искусства |
Г. Кершенштейнер6. Развитие способности к рисованию | В искусстве первобытных и современных малокультурных народов можно усмотреть некоторые черты сходства с детскими рисунками. Простейшие орнаменты на сосудах первобытных народов напоминают первые ритмичные рисунки детей. Изображения предметов в произведениях первобытного искусства крайне обобщены по форме, схематичны. Существуют единые законы развития изобразительной деятельности детей, не зависимые ни от каких внешних условий и обстоятельств |
Ф. Чижек7. Детское искусство | Основой обучения является самостоятельное творческое развитие детей, без какого-либо педагогического воздействия. Для этого важно создать условия, при которых дети имели бы возможность расти и свободно развиваться |
Ф. Итало8. Художественное воспитание раньше и теперь | Экспериментирование, игра, свобода от постоянного руководства взрослых, применения сенсорных методов, уменьшение формализма в классе начали |
Продолжение табл. 1
Исследователь, название работы | Основные положения |
проникать в элементарную школу вместе с повышением роли искусства | |
Л. Тедд 9. Новый путь художественного воспитания юношества и детей | Обучение рисованию маленьких детей целесообразно начинать, используя для этого всевозможные упражнения, заключающиеся в нанесении различных линий, изображении геометрических форм. При этом необходимо учить рисовать двумя руками одновременно с целью развития обоих полушарий головного мозга и тактильной памяти. После того как дети овладеют широкими формообразующими движениями, они начинают осваивать более мелкие движения |
М. Монтессори 10. Дом ребенка. Метод научной педагогики | В основе развития детского творчества должна лежать система упражнений, направленная на развитие у детей сенсорных процессов путем тренировки различного рода ощущений в изолированном виде. Важно систематично и целенаправленно обучать детей начиная с раннего периода. Свободный рисунок обусловливает появление ужасных рисунков |
Второе — четвертое десятилетия XX в. | |
Г.Вельфлин 11. Основные понятия истории искусства. Проблема эволюции стиля в новом искусстве | Основа искусства заключается в особенностях проявления таких категорий, как линейность, красочность, простран- ственность и плоскость, закрытость и открытость форм, многообразие и однообразие средств. И в этом случае содержание самого искусства остается без внимания, а все произведение предстает как совокупность отдельных признаков, свойств и отношений |
Г. Гартлауб 12. Гений в ребенке | Ребенок находится во власти природы — материнского космоса, и потому его творчество бессознательно. Не ребенок создает рисунки, а сами они |
Окончание табл. 1
Исследователь, название работы | Основные положения |
рождаются из-под его рук. В душе ребенка возникают переживания, которые выражаются в линии, плоскости, объеме, пространстве. Для малыша его рисунок означает рождение нового предмета, его творчество создает новую действительность. Ребенку чуждо и не нужно сравнение своего рисунка с действительностью | |
А. В. Бакушинский 13. Художественное творчество и воспитание | Творчество развивается не под влиянием познания окружающего, а в результате накопления родового опыта, инстинкта. В ответ на впечатления от воздействия окружающего из глубины психики ребенка сами собой всплывают соответствующие образы, обусловленные родовым фактором, подсознательным стимулом |
1. Прейер В. Душа ребенка: Пер. с нем. — СПб., 1912.
2. Риччи К. Дети — художники. — М., 1911.
3. Бюллер К. Духовное развитие ребенка. — М., 1924.
4. Люке Ж. Детский рисунок. — Париж, 1927.
5. Лампрехт К. Собирайте рисунки детей. — М., 1909.
6. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. — М., 1914.
7. Чижек Ф. Детское искусство. Chejak F. Children's art. — New Jork, 1961.
8. Итало Ф. Художественное воспитание раньше и теперь // Искусство в школе. — 1969. - № 5.
9. Тэдд Л. Новый путь художественного воспитания юношества и детей. — М., 1907.
10. Монтессори М. Метод научной педагогики, примененный к детскому воспитанию в домах ребенка. — М., 1918.
11. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. — М.; Л., 1930.
12. Гартлауб Г. Гений в ребенке. — Бреслау, 1922.
13. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. — М., 1925.
Япония. В отличие от американских школ художественное воспитание здесь было ориентировано прежде всего на развитие эстетического восприятия, основанного на формировании перцептивных действий. Практические занятия, называемые уроками созерцания, служили основой для последующего творческого становления детей. На этих уроках они учились вслушиваться и всматриваться в среду, которая их окружала, чтобы получить как можно больше эстетических впечатлений, на основе которых создавались художественно-выразительные образы. Эта система обучения уникальна тем, что ребенок учится не только познавать мир, но и себя в этом мире, он становится гармоничным с этим миром, растворяясь в нем и оставаясь при этом личностью. Однако такой подход обусловлен многовековыми традициями японской культуры, поэтому далеко не каждая школа может полностью скопировать эту систему в своей практической деятельности.
Россия. С конца 20-х гг. XX в. и до военного периода теория свободного воспитания постепенно теряла своих сторонников. На первый план выступал аспект обучения детей основам искусства.
Взаимодействие обучения и творчества отмечается в трудах зарубежных и российских исследователей детского творчества и в более поздний период (табл. 2).
Таблица 2
Взгляды исследователей на проблему детского творчества в рисунке (вторая половина XX в.)
Исследователь, название работы | Основные положения |
Р. Мюллер 1. Каракули дошкольника и рисование | Необходимо создавать условия для овладения детьми комплексом знаний, умений и навыков, которые они могли бы использовать в самостоятельной творческой деятельности. В основу комплекса должны быть положены изобразительные умения и способность наблюдать, сопереживать увиденному |
Р. Майне 2. Мы рисуем и разукрашиваем с детьми | Существует зависимость уровня развития творчества от степени овладения детьми изобразительными движениями. Успех в творческом развитии зависит от формирования умения у детей решать содержательные, эмоциональные и мо- тивационные задачи при выполнении той или иной работы |
Е.А.Флерина 3. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста | Детское изобразительное творчество — это сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих |
Продолжение табл. 2
Исследователь, название работы | Основные положения |
наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому. Настоящее творчество начинается только в старшем дошкольном возрасте, поскольку в раннем возрасте (2—4 года) процесс элементарного преобразования не может считаться творческим, так как не строится на замысле ребенка. Однако комбинирование форм, первичное, возникновение образа (начало работы воображения) важно для дальнейшего формирования сознательного творчества | |
Б. М. Теплов 4. Психологические проблемы художественного воспитания | Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве, — искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение. Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает у ребенка самостоятельно, исходя из внутренней потребности, без какой-либо преднамеренно педагогической стимуляции. Но систематическая педагогическая работа не может строиться в расчете лишь на самостоятельно возникающее творчество, которое у многих детей и не наблюдается, хотя эти же дети при организованном вовлечении их в художественную деятельность обнаруживают иногда незаурядные творческие способности |
Б.Джефферсон 5. Обучение детей искусству | Можно стимулировать ребенка совершенствовать свой рисунок в полной мере его возможностей, но считать эту же детскую работу абсолютным совершенством невозможно |
Н. П. Сакулина 6. Рисование в дошкольном детстве | Детское изобразительное творчество — это способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать |
Продолжение табл. 2
Исследователь, название работы | Основные положения |
предмет, и способность создать образ, выражающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала | |
А. А. Волкова 7. Детское творчество | Воспитание творчества — разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности должны воспитываться и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать у него способность к творчеству. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями — значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными — значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное |
И. Я. Лернер 8. Дидактические основы методов обучения | Основные черты творческой деятельности ребенка: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; видение новой функции предмета (объекта); видение проблемы в стандартной ситуации; видение структуры объекта; способность к альтернативным решениям; комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми. Творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно, когда учат знаниям и умениям |
Продолжение табл. 2
Исследователь, название работы | Основные положения |
Н. А. Ветлугина 9. Художественное творчество и ребенок | Раннее художественное творчество имеет вид импровизации. Основой простых изобразительных, музыкальных и танцевально-игровых импровизаций детей могут служить не только игровое подражание, но и непосредственные впечатления от действительности: звуки ветра, голоса животных и птиц, ритм капели, услышанная мелодия, цвет и форма предметов |
Т. С. Комарова 10. Дети в мире творчества | Детское изобразительное творчество — это создание ребенком субъективного (значимого для ребенка прежде всего) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманной ребенком), придумывание к известному новых, ранее не использовавшихся деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, в рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голоса и т.д.), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений |
Т. Г. Казакова 11. Изобразительная деятельность дошкольников | Детское изобразительное творчество — это деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения |
С.Лэнглер 12. Философия в новом ключе | В практике обнаруживается взаимосвязь детского творчества с искусством, которое представляет собой процесс создания форм, символизирующих че- |
Продолжение табл. 2
Исследователь, название работы | Основные положения |
ловеческие чувства. Детское искусство представляет собой сознательные усилия детей упорядочить цвета, формы, линии, звуки, движения и другие сенсорные явления, чтобы выразить свои идеи и чувства о самих себе и мире | |
Д. Бленд 13. Искусство и ребенок | Искусство для ребенка есть нечто большее, чем просто рисование картинок или создание поделок. Искусство для детей есть средство выражения своей индивидуальности и сообщения своих представлений о себе и своих представлений о себе и своем мире |
Р. Г. Казакова 14. Детская одаренность | В основе детского творчества лежит детская художественная одаренность, являющаяся врожденной способностью к успешному усвоению готового, накопленного человечеством художественного опыта, а также подражанию, комбинированию, импровизации и интерпретации художественных закономерностей и средств в детском изобразительном творчестве |
Н.Н. Фомина 15. Рисунки учащихся спецшкол | Основная особенность подготовки кустарей состоит в целенаправленном раскрытии творческого потенциала учащихся в процессе их эстетического развития на художественных образцах при постоянном изучении натуры, любовании ею. Развитие художественного видения и интуиции, любования природой, открытия в ней разнообразных мотивов для оформления быта в традициях народной культуры должно являться смыслом занятий |
Т.Л.Копцева16. Мир изобразительного искусства | Занятия по развитию детского изобразительного творчества — некие драматургические действия, непосредственно связанные с оформлением у детей интереса к работе художника, зрителя, |
Окончание табл. 2
Исследователь, название работы | Основные положения |
критика, предполагающие формирование у детей специальных творческих способностей, вызывающие у детей благотворные эмоции, состояние увлеченности искусством | |
А. Мелик-Пашаев 17. О прошлом, настоящем и возможном будущем нашей педагогики искусства | Целью обучения детей художественной деятельности должно быть развитие воображения, эстетического отношения к миру. Самое успешное развитие знаний, умений, навыков, «служебных» качеств не приведет к творческому развитию личности дошкольника |
Парамонова Л. В. 18. Чтобы понимать, надо творить | Художественную культуру детям целесообразнее осваивать не в рационально-информационном ключе, а путем действенного проживания, сотвор- ческой практики |
1. Muller R. Volschulkinder Malen und Zeichnen. — Berlin, 1969.
2. Maine R. Wir Zeichnen und Malen mit den Ungsten. — Berlin, 1959.
3. Флёрина E.A. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. — М., 1956.
4. Теплов Б.М. Избранные психологические труды. — М., 1985.
5. Jefferson В. Teachining Art to Children. The Values of Creative Expression. — Boston, 1959.
6. Сакулина H. П. Рисование в дошкольном детстве. — М., 1965.
7. Волкова А. А. Детское творчество // Дошкольное воспитание. — 1933. — № 7-8.
8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М., 1981.
9. Ветлугина Н.А. Методы эстетического отношения и художественного обучения // Основы дошкольной педагогики. — М., 1980.
10. Комарова Т. С. Дети в мире творчестве. — М., 1995.
Творчество — это сознательный процесс корреляции внешних впечатлений, существующих традиций в области изобразительного искусства, личностного опыта и художественно-изобразительной интуиции. И поэтому в полной мере творческий потенциал, который заложен в каждом ребенке, может быть раскрыт только при целенаправленном обучении.
Несмотря на наличие у малыша интуитивного подхода, проявляющегося в процессе творчества, который позволяет ему спонтанно получать интересные и необычные образы, говорить о том, что ребенку нечему учиться у взрослых, не приходится. Доказательством служит тот факт, что «родовой опыт»1 без освоения ребенком элементарных правил, законов изобразительного искусства не совершенствуется. Реализуясь на протяжении определенного возрастного периода или периодов, на более поздних этапах он не развивается, а остается на прежнем уровне. Без целенаправленного наблюдения за предметами, объектами, явлениями окружающей действительности, без освоения способов отображения полученных впечатлений подлинное творчество приобретает спонтанный, а не сознательный характер.
Неправомерно результаты детской деятельности в области изобразительного искусства ставить в зависимость от настроения, эмоционального состояния дошкольника. Ведь в процессе взросления ребенок постепенно учится управлять своими эмоциями, что способствует формированию у него волевых качеств. Если же взрослые, ориентируясь на одномоментность проявления внутренних сил ребенка, не будут создавать условия для стимулирования творческого начала, то высокого уровня развития творчества смогут достигнуть только одаренные дети, потенциал которых раскрывается независимо от условий развития. Остальные, даже те, у кого огромные задатки, реализовав самостоятельно, насколько это будет возможно, свой изобразительный потенциал, в определенный момент останутся на одном уровне творческого развития.
До 7 лет ребенок способен не только обогатить свой «образный» опыт, но и значительно повысить технический уровень, необходимый для реализации этого опыта в продуктах творчества. В том случае когда дошкольник не участвует в процессе целенаправленного овладения основами изобразительной грамоты, после 7 лет он останавливается в своем творческом росте, если не продолжает обучение в дополнительных школах или студиях художественного развития.
1. См.: Розетт И. И. Психология фантазии. Экспериментально-теоретические исследования внутренних закономерностей продуктов умственной деятельности. — Минск, 1991. - С. 116
Примером и доказательством данного факта служат неоднократные диагностические срезы среди взрослых людей, деятельность которых не связана с изобразительным искусством. Так, испытуемым различных возрастных и социальных категорий было предложено изобразить лето. Практически все участники нарисовали квадратный домик с треугольной крышей и трубой; на небе друг за другом на одной линии располагались облака, которые в нескольких местах разбивались образами птичек, изображенных в виде прописных галочек. Главным атрибутом неба было солнце с лучиками. Нижний край листа украшали параллельные палочки, изображавшие траву. Различия заключались только в порядке расположения названных элементов или в добавлении мелких незначительных деталей. В этом случае можно говорить о стереотипности выразительных образов как результате педагогически неоправданного руководства взрослого в области изобразительного творчества.
На основе высказываний известных отечественных и зарубежных педагогов, психологов, искусствоведов, философов о детском творчестве сформулируем его определение.
Детское изобразительное творчество — это процесс сознательного создания ребенком нового, субъективно и объективно значимого духовно-материального продукта деятельности, в ходе которого ребенком реализуется врожденная художественная интуиция и ранее усвоенный изобразительный, личностный (познавательный, эмоциональный) опыт.
Контрольные вопросы
1. Когда впервые детский рисунок стая предметом изучения исследователей? Какие вопросы детского изобразительного творчества поднимались зарубежными и отечественными исследователями?
2. В чем сходство и различия теорий и концепций детского изобразительного творчества? Какие взгляды наиболее актуальны сегодня?
3. Как можно сформулировать определение детского изобразительного творчества, отразив наиболее значимые для творчества компоненты?
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 15888;