Сущность детского изобразительного искусства
Специфика детского изобразительного творчества как социального явления заключается в том, что оно, хотя и отражает действительность, окружающую ребенка, являет собой особый мир, отличный от реальности. Ребенок — носитель некоего симбиоза различных сфер общественной жизни. И в то же время он способен открыто, непосредственно передавать и обобщенность, целостность явлений окружающей действительности, и детали, тонко подчеркивающие суть объектов. Именно детское изобразительное творчество помогает нам, взрослым, взглянуть на мир глазами дошкольника, увидеть в нем себя и жизненную среду. Выразительные образы, создаваемые малышом, находятся в прямой зависимости от его мировосприятия и мироощущения. Мы, взрослые, иногда можем лукавить, иногда пересиливать себя с целью достижения определенной цели в творчестве, но ребенок по своей природе не в состоянии побороть ее и потому он изображает вещи такими, какими они предстают перед ним. И когда взрослые начинают навязывать собственное видение мира, подчас перегруженное стереотипами, своим воспитанникам, то в этот момент происходит надлом формирующейся личности. И тогда стереотипы взрослых становятся приобретением ребенка, с которым он не только начинает творить, но и жить. Это приводит к обезличиванию ребенка, к потере возможности научиться выражать свои мысли, формировать собственный стиль, основанный не на слепом копировании тенденций моды, а на богатейшем мировом художественно-изобразительном опыте.
Для того чтобы избежать подобной ситуации и интегрировать в себе все три «мира», пребывать в них с некоторой пользой, необходимо помимо природного вкуса и художественной интуиции обладать минимумом познаний. Причем круг знаний не ограничивается только одной какой-то сферой, например, миром искусства. Для создания действительно интересного и выразительного образа ребенку необходима информация из разных областей. Так, для изображения кошки ему не обойтись без знания ее строения, повадок, характера, технических приемов отображения, цветовых сочетаний, характерных для этого животного, и т.д.
Процесс детского творчества включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов, которые раскрывают механизм создания образа. Для большей наглядности рассмотрим взаимосвязь компонентов в виде схемы (схема 1).
Процесс детского творчества начинается прежде всего с мотива, с желания ребенка творить: «Я хочу нарисовать, слепить...», которое оказывает непосредственное действие на замысел: «Я хочу нарисовать машину...» Замысел постепенно формируется в идею: «Я хочу нарисовать фломастерами большую машину, у нее будет синий кузов, серая кабина, желтые фары. Машина будет ехать по дороге, а вокруг я нарисую поля...» На мотив, замысел и идею оказывают влияние следующие условия: во-первых, материальные (материалы и инструменты) и духовные (мечты, фантазии), субъективные (непредвиденные обстоятельства) и объективные (перспективное и календарное планирование); во-вторых, эмоциональное состояние ребенка, выраженное в его вдохновении; в-третьих, личная цель малыша: «Я сделаю маме открытку»; в-четвертых, социальная необходимость, проявляющаяся в заданной установке: «Ребята, сегодня мы с вами будем готовить подарки к новому году». Однако социальная необходимость возникает только тогда, когда взрослый руководит или направляет процесс детского творчества. Оформившаяся идея реализуется в процессе изобразительных действий, на которые также могут оказывать влияние условия и состояние вдохновения. Изобразительные действия приводят к конкретному результату, который может не удовлетворить дошкольника, что способствует его возвращению на стадию замысла или идеи. В этом случае возникают новые изобразительные действия, приводящие к новому результату, который окончательно формируется только при условии удовлетворенности им со стороны ребенка.
Схема 1
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 4169;