Политико-правовые идеи западников и славянофилов
Обсуждение перспектив развития России породило к концу 30-х годов два идейных направления в среде столичной интеллиген ции — западников и славянофилов.
Западники, вслед за Чаадаевым, видели в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга, справедливос ти. Главой московских западников был профессор Тимофей Нико лаевич Грановский (1813—1855). В лекциях по всеобщей истории, которые он читал в Московском университете, Грановский почти открыто сопоставлял историю сословно-крепостнического строя и его разрушения в странах Западной Европы с состоянием и перспек тивами существования крепостничества в России. Подчеркивая, что феодальный произвол основан на "презрении к человечеству", Гра новский считал общей целью исторического развития (и критерием прогресса) создание нравственной и образованной личности, а так же общества, соответствующего потребностям такой личности1 .
Видным западником был историк и правовед Константин Дмитриевич Кавелин (1818—1885). Следуя мысли Гегеля о том, что в основе развития германских племен лежало "личностное начало", определившее всю послеантичную историю Западной Европы, Ка велин доказывал, что в истории русского права личность всегда поглощалась семьей, общиной, а позже государством и церковью. Поэтому если история Запада была историей развития свобод и прав личности, то русская история была историей развития само державия и власти. Как и другие западники, Кавелин осуждал
1 Эти идеи Грановского впоследствии были воспроизведены народни ком Лавровым в знаменитой "формуле прогресса" (см. § 5 гл. 22).
416 История политических и правовых учений
крепостное право; в период подготовки крестьянской реформы он высказывался против политических преобразований, опасаясь, что конституцию, если она будет введена в России, дворянство исполь зует для сохранения своих привилегий и борьбы против реформ.
В среде западников обсуждались не проекты конституции бу дущей России, а общие перспективы развития страны в связи с историей других европейских стран.
Очень осторожно западники касались проблем самодержавия, православия, народности. По их мнению, развитие государствен ного строя России рано или поздно само собой встанет на консти туционный путь. Основной и первостепенной задачей западники считали крестьянскую реформу. Поэтому они опасались, что преж девременное создание в России представительных учреждений по западным образцам неизбежно усилит политическую роль дворян ства, а потому замедлит отмену крепостного права. Проблемы пра вославия затрагивались западниками в неподцензурной печати. В знаменитом "Письме к Гоголю" В. Г. Белинский писал, что право славная церковь в России "всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма".
Для западников первостепенной была проблема прав личности. Обсуждение проблем личности, ее прав и свобод закономерно при вело к вопросу о гарантиях этих прав и свобод в условиях ста новления промышленно-капиталистического общества. Часть за падников склонялась к идеям социализма (например, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев), другие же — были противниками этих идей (в частности, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чиче рин, И. С. Тургенев).
К концу 30-х годов оформились в течение общественной мыс ли противостоящие западникам славянофилы. Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С, Аксаковы, И. В. и П. В. Киреев ские объединялись вокруг журналов "Русская беседа" и "Москови- тянин". Они порицали западников за то, что те решали проблемы основ или начал русской (и вообще славянской) жизни отрицатель но, усматривая особенность русской жизни в том, что в ней нет чего-то, что есть в Европе. Славянофилы эту же проблему стреми лись решать положительно, исследуя те особенности русской и сла вянской жизни, которых нет у других народов. Такой подход при вел к противопоставлению Западу России, особенно допетровской Московской Руси.
Славянофилы утверждали, что идеализированное западниками развитие германского начала личности не имеет ни конца, ни вы хода. На Западе личность понимается только в атомарном, индиви дуалистическом духе. Господствующий в странах Запада индивиду ализм породил эгоизм и грубый материализм, частную собствен-
Гл. 20. Политико-правовые учения в России 1-й половины XIX в. 417
ность, погоню за наживой, стяжательство, суетность, "язву проле- тариатства". Увлечение западных стран политикой и законотвор чеством создает лишь внешнюю свободу, повиновение независимо от моральных убеждений. Западное христианство (католицизм и протестантизм) искажено рационализмом, идущим от античного наследия.
Главной особенностью России, отличающей ее от Запада, сла вянофилы называли "общинное начало", "соборность", единодушие и согласие. В славянском мире личность органически включена в общность. "Общинный быт славян основан не на отсутствии лично сти, — писал Самарин, — а на свободном и сознательном ее отрече нии от своего полновластия". Самосознание и внутренняя свобода славян опираются на "просветление общинного начала общинным церковным (началом)". Это просветление и гарантии внутренней свободы даются православием, сохранившим подлинное христиан ство, не оскверненное античным рационализмом: "Истина науки в истине православия". Славянский мир выше всего ценит общность и свободу внутреннюю (свое духовное единство и единение с Богом). Поэтому у России свой, особый путь, отличный: от "ложных начал исторической жизни Запада"; славяне для того и призвали варягов, чтобы избежать государственных забот и сохранить свободу внут реннюю.
Славянофилы утверждали, что до Петра I Московская Русь была единой великой общиной, единением власти и земли. Петр I разрушил это единство, внедрив в государство бюрократию и уза конив "мерзость рабства". С Петра I берет начало "душевредный деспотизм".
Резко осуждая "петербургскую бюрократию", славянофилы одоб ряли самодержавие: самодержавие лучше всех других форм имен но по той причине, что любое стремление народа к государственной власти отвлекает его от внутреннего, нравственного пути. Необхо димость и полезность самодержавия объяснялись тем, что народ не стремится к политической свободе, а "ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной — народной жизни внутри себя".
Самарин возражал против дарования народу какой бы то ни было конституции еще и на том основании, что такая конституция, не основанная на народных обычаях, неизбежно будет чужой, ан тинародной — немецкой, французской или английской, но не рус ской конституцией.
Исходя из суждения, что "государство как принцип — ложь", славянофилы пришли к своей знаменитой формуле: "Сила влас ти — царю; сила мнения — народу". Они утверждали, что в до петровской Руси проявлением единства власти и народа были Зем-
418 История политических и правовых учений
ские Соборы, которые выражали свободное мнение народа. Прежде чем принимать решение, власть должна выслушать землю. Един ство власти и народа в Московской Руси XVII в. понималось как союз самоуправляющихся земледельческих общин при самодер жавной власти царя.
Развивая свои мысли о соотношении внутренней и внешней свобод, славянофилы порой приходили к радикальным для России того времени выводам: "Правительству — право действия и, следо вательно, закона, народу — силу мнения и, следовательно, слова".
Славянофилы, как и западники, выступали за освобождение крестьян.
Славянофилы первыми обратили внимание на сохранение у славянских народов общинного землевладения. В крестьянской об щине они видели проявление соборности, коллективных начал сла вянского быта, преграду частной собственности и "язвы пролетари- атства", "балласт разумного консерватизма против наплыва всяких чужеземных теорий демократизма и социализма". При отмене кре постного права славянофилы предлагали наделить крестьян зем лей, сохранив общину как залог "тишины внутренней и безопасно сти правительства".
Славянофилам были присущи идеи панславизма и мессианской роли России. Порицая порядки буржуазного Запада, они утвер ждали, что православный русский народ — богоносец с его старин ными формами общинности избавит от "скверны капитализма" сна чала славян, а затем и другие народы.
Ряд идей славянофильства совпадал с лозунгами официальной народности. Тем не менее критика бюрократии, защита свободы мнения и свободы слова стали причиной преследования славяно филов правительством (за ними был установлен тайный надзор, им запрещалось выступать в печати, Аксаков и Самарин подвергались арестам и допросам).
Острота споров славянофилов и западников не мешала обмену идеями. Под влиянием западников славянофилы познакомились с философией Гегеля. Западники признали значение самобытности России и преодолели бытовавшее среди них презрение к "лапотной и сермяжной действительности". Западники Герцен, Огарев и Ба кунин взяли у славянофилов идею крестьянской общины, увидев в ней основу "русского социализма".
Заключение
В первой четверти XIX в. в России наметились три основных течения политико-правовой идеологии, ставшие актуальными на ряд десятилетий: либеральная идеология, предлагавшая путь ре-
Гл. 20. Политико-правовые учения в России 1-й половины XIX в. 419
форм для создания гражданского общества, радикально-революци онная идеология, пытающаяся достигнуть той же цели насильствен ным путем, и консервативная (охранительная) идеология, высту павшая против всяких перемен. Актуальность политико-правовых проблем, поставленных и по-разному решенных этими направлени ями, наложила сильный отпечаток идеологических оценок на пос ледующее исследование доктрин и движений той эпохи. Именно поэтому, в частности, несколько десятилетий в нашей исторической литературе существовала устойчивая идеологическая тенденция отрицательного отношения к реформистской политико-правовой идеологии в России. Этим обусловлена недостаточная изученность и противоречивость оценок политико-правовых доктрин западни ков, славянофилов, других мыслителей. В последние годы многое здесь как бы открывается заново.
Г Л А В А 2 1
Буржуазные политические
и правовые учения в Западной Европе во второй половине XIX в.
§ 1. Введение
Во второй половине XIX в. в странах Западной Европы разви вающееся гражданское общество освобождалось от пережитков фео дализма в экономике, политике, социальной структуре. Всеобщее равенство перед законом разрушало остатки сословного строя, де лало чисто номинальными дворянские титулы. Права и свободы индивидов, поначалу выраженные в частном праве, вскоре по требовали публичноправовых гарантий, ограничивающих произвол государственной власти, ее вмешательство в частноправовые от ношения. Развитие представительного государства в этот период связано с расширением круга лиц, имеющих избирательные права, а также со становлением системы политических партий, участвую щих в выборах и деятельности законодательных учреждений. Не малую роль в политической жизни играли широкие демократичес кие движения (за всеобщее избирательное право, в том числе для женщин, за социальные реформы и др.).
Существенные изменения происходили в экономике. От перво начального капитализма, основанного на индивидуальном предпри нимательстве частных собственников, их конкуренции и бесплано вом производстве, финансовых авантюрах и спекуляциях, обще ство постепенно переходило к капитализму, организованному в тре сты, картели, акционерные общества.
В тот же период класс наемных рабочих создал организации, способные противостоять эгоизму предпринимателей. Почти во всех странах возникли профессиональные союзы. Под натиском рабочего класса и демократических движений во многих странах издаются законы о правах профсоюзов, о продолжительности рабочего дня, о социальном страховании и обеспечении, здравоохранении, народ ном образовании. В ряде стран были созданы политические партии, ставящие своей целью защиту интересов трудящихся.
Буржуазные политические и правовые учения этого периода в основном продолжали развитие идей либерализма первой полови-
Гл. 21. Бурж. полит, и прав, учения в Зап. Европе 2-й пол. XIX в. 421
ны XIX в. Новым для буржуазного государствоведения и правове дения было признание необходимости реформ, смягчающих остро ту ряда социальных и политических антагонизмов. Новым стало также исследование представительного государства в связи со складывающейся системой партий, каждая из которых имела яс ную программу, многочисленный и стабильный круг сторонников.
Общей методологической основой большинства буржуазных те орий оставался философский позитивизм. В нем обрел свое допол нительное обоснование и ранее возникший юридический позитивизм, сохранивший значение преобладающего направления в юриспру денции. Вместе с тем в политико-правовой идеологии наметилась и стала осуществляться твердая тенденция перехода от чистого по зитивизма к обобщениям, от фактологии и текстологии — к фило софии, социологии, историзму, психологии.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1017;