Юридический позитивизм. К. Бергбом
Господствующим направлением буржуазной юриспруденции оставался юридический позитивизм, получивший наиболее широ кое обоснование в книге немецкого юриста Карла Бергбома "Юрис пруденция и философия права" (1892 г.).
Опираясь на философский позитивизм Огюста Конта, Бергбом выступает против "метаюридических" принципов и идей, вноси мых в юриспруденцию теорией естественного права, учением о "народном духе" исторической школы права, всеми теми доктрина ми, которые пытаются исследовать не реальное (действующее), а предполагаемое или желательное право.
Согласно теории Бергбома наука должна изучать, а не оцени вать или требовать; она должна иметь дело только с реальными предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно тео рия права должна заниматься только объективно существующим правом, основанным на правотворческих фактах, т. е. законодатель ной (и вообще правотворческой) деятельности государства.
Именно действующее, позитивное право обеспечивает порядок, гармонию и безопасность в государстве, создает прочный правопо рядок, стоящий над гражданами, над властью, над государством.
Поскольку естественное право представляет собой не более чем предположение, нечто субъективное и фиктивное, оно, если его всерьез принимать за явление правового порядка, влечет за собой разрушение правопорядка и анархию. Нельзя решать возникаю щие на практике юридические дела исходя из естественно-право вой доктрины, делящей право на естественное и положительное: "Приверженец естественного права должен отказаться от права позитивного; кто не хочет отказаться от позитивного права, должен
422 История политических и правовых учений
отбросить естественное, — писал Бергбом. — Любое дуалистичес кое учение о праве является с точки зрения практической юриди ческой жизни невозможным". Единственное реальное право то, ко торое выражено в законе. "Сущность любого права состоит в том, что оно действует". Норма — альфа и омега права, его начало и конец, за пределами закона нет никакого другого права.
Вслед за французскими экзегезами (толкователями, коммента торами Гражданского кодекса) Бергбом рассматривал право как нечто логически законченное и беспробельное1 — праву присуща та же непроницаемость, что и физическому телу. Вся задача суда состоит в том, чтобы на основе логического толкования текста зако на определить решение по данному делу.
Вслед за главой английской аналитической школы Дж. Ости ном континентальный позитивизм видел источник права в суверен ной власти, в государственной воле. Отсюда делались выводы о верховенстве закона, о подчинении судей закону. Юридический пози тивизм довел до совершенства разработку приемов толкования пра вовых норм, особенно приемов логических, грамматических, систе матических.
Догма права, обоснованная юридическим позитивизмом, имеет первостепенное значение для правоприменительной деятельности, особенно в периоды относительно стабильного развития граждан ского общества.
И все же юридический позитивизм не создал подлинной теории права. Отказ от "оценочных суждений" и от философских подходов к праву выводил за пределы правоведения не только всю критику права (известно, что противоречий и пробелов в законах избежать никогда не удавалось), но и прогностический подход к самому пра ву, т. е. проблему его совершенствования и развития. Юридический позитивизм не мог дать ответа и на самый для него важный вопрос: как обеспечить законность (правомерность) правотворческой дея тельности государства, если само оно сила, творящая право?
Вся теория юридического позитивизма базировалась на пред положении, что государство является правовым, однако это пред положение неоднократно опровергалось практикой ("лучше капля силы, чем мешок права"), а к обоснованию правового государства могло вести лишь изучение "метаюридических" начал.
Наконец, сколь ни велика заслуга юридического позитивизма в обосновании законности и правопорядка, проблема прав человека
1 В Гражданском кодексе Наполеона (1804 г.) беспробельность права возведена на уровень закона: "Судья, который откажется судить под пред логом молчания, темноты или недостаточности закона, может подлежать преследованию по обвинению в отказе в правосудии" (ст. 4).
Гл. 21. Бурж. полит, и прав, учения в Зап. Европе 2-й пол. XIX в. 423
была им отвергнута вместе с теорией естественного права, а сам человек в праве и правопорядке признавался лишь "физическим лицом", наделенным "субъективными правами", выводимыми из текстов законов, а не из природы самого человека.
На началах юридического позитивизма строились также, кон цепции ряда либеральных государствоведов, анализирующих и ком ментирующих институты публичного права на основе формально- догматической методологии.
Характерным представителем этого направления был француз ский государствовед Адемар Замен (1848—1913). Эсмен — предста витель юридической школы государствоведения, суть которой сво дится к выведению государства из конституции формально-право выми способами, к отождествлению государства с правопорядком, с системой государственно-правовых норм, к принципиальному от рыву государствоведения от социологии. В книге "Общие основания конституционного права" (1895 г.) Эсмен утверждал, что конститу ционное право и социология имеют различные области знания, у каждой из них есть свой предмет и свои методы исследования.
Аналогичных взглядов на государство как на "юридическую организацию народа" придерживались германский государствовед Пауль Лабанд и другие либеральные позитивисты, сводившие го- сударствоведение к комментированию действующих конституций и практики их осуществления.
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1427;